Найти в Дзене
Азбука отцовства

Как происходит развитие движения рук

Как только младенец откроит зрением свои руки, а затем и ноги, он начинает прикасаться к предметам руками и ногами (если они оголены). Первоначально он прикасается к ним пальцами, затем ладонью, ступнёй ноги. Каждое замедление движения в этом возрасте является характерным признаком того, что ребёнок начинает контролировать движение. По тому как 4-5 месячный ребёнок приближает руку к подвешенному над ним предмету можно судить не только о том, как он учится овладевать движением, но и как он начинает понимать предмет: его форму, размер, положение. На первом этапе он приближает к предмету слегка сжатую руку и разжимает её только после прикосновения с предметом. На следующем этапе он приближает к предмету полностью разжатую ладонь и лишь позже начинает регулировать раскрытие пальцев в зависимости от величины предмета. После 6-го месяца рука поворачивается так, чтобы приспособиться к положению и форме предмета, рука иначе приближается к горизонтальной и вертикальной планке. По движению руки

Как только младенец откроит зрением свои руки, а затем и ноги, он начинает прикасаться к предметам руками и ногами (если они оголены).

Первоначально он прикасается к ним пальцами, затем ладонью, ступнёй ноги. Каждое замедление движения в этом возрасте является характерным признаком того, что ребёнок начинает контролировать движение.

По тому как 4-5 месячный ребёнок приближает руку к подвешенному над ним предмету можно судить не только о том, как он учится овладевать движением, но и как он начинает понимать предмет: его форму, размер, положение.

На первом этапе он приближает к предмету слегка сжатую руку и разжимает её только после прикосновения с предметом.

На следующем этапе он приближает к предмету полностью разжатую ладонь и лишь позже начинает регулировать раскрытие пальцев в зависимости от величины предмета.

После 6-го месяца рука поворачивается так, чтобы приспособиться к положению и форме предмета, рука иначе приближается к горизонтальной и вертикальной планке.

По движению руки можно судить о развивающимся форменном и пространственном воображении ребёнка.

На 1-м этапе ребёнок удерживает предмет одной рукой, осматривает его, манипулирует рукой, изменяя расстояние от глаза до предмета и наблюдая за этими изменениями. При этом он крепко удерживает предмет и его положение в ладони не изменяет.

На 5-6-м месяце он захватывает предмет обеими руками, через некоторое время одна из рук случайно выпускает предмет, а затем вновь захватывает его. Из этого случайного выпускания и сознательного захвата очень скоро разовьётся сознательное перекладывание предмета из руки в руку, которое является важнейшим шагом для развития манипуляции.

Перекладывание предмета из руки в руку способствует лучшему ознакомлению с предметом, т. к. во время этого перекладывания ребёнок поворачивает его в различные положения, берёт с различных сторон, изменяет его форму.

Навыки, полученные при манипуляциях, особенно ценные, т. к. ребёнок приобретает их в процессе собственной деятельности и управляет получением опыта самостоятельно.

Ребёнок случайно сожмет резиновую игрушку с пищалкой, игрушка запищит. После нескольких случайных сжатий игрушки ребёнок осознает взаимосвязь между сжатием и звуком и постепенно начинает целенаправленно сжимать игрушку, т. е. сознательно вызывать причину (сжатие), чтобы получить следствие (звук).

Если ребёнок заметит взаимосвязь между причиной и следствием, то его деятельность перестаёт быть лишь механической манипуляцией, а должна сопровождаться зачатками мышления.

Манипулирующая игра и другая самостоятельная активность является для ребёнка школой мышления. Так как эта деятельность имеет в своей основе движение, мы должны констатировать, что мышление у детей начинается с движения.