Найти в Дзене

Памятник 850-летию Владимира и почему его так не любят местные

Приезжая в тот или иной город, я всегда обращаю внимание на памятники, установленные в нем. Они — отличная возможность выказать уважение земляку или почтить подвиги далекого прошлого. А еще такие монументы ненавязчиво рассказывают туристам (да и горожанам тоже) о страницах городской истории, местной культуре и уникальных промыслах. Особенно я люблю многослойные памятники — те, в которых много всего заложено автором, и знакомство с ними похоже на разгадывание кроссворда или разматывание большого клубка пряжи. Начинается всё внимательными разглядываниями бюстов и барельефов и первыми попытками угадать персонажей и исторические события. Затем в ход идут поиски в книгах по истории, статьях краеведов, публикациях СМИ, блогах горожан и туристов. Информация собирается буквально по кусочкам, как пазл. И долгожданный результат — большое историко-культурное полотно, в котором развернута многовековая жизнь города и славные деяния его жителей. Первый такой обзор на канале был посвящен памятнику 10
Оглавление

Приезжая в тот или иной город, я всегда обращаю внимание на памятники, установленные в нем. Они — отличная возможность выказать уважение земляку или почтить подвиги далекого прошлого. А еще такие монументы ненавязчиво рассказывают туристам (да и горожанам тоже) о страницах городской истории, местной культуре и уникальных промыслах.

Особенно я люблю многослойные памятники — те, в которых много всего заложено автором, и знакомство с ними похоже на разгадывание кроссворда или разматывание большого клубка пряжи. Начинается всё внимательными разглядываниями бюстов и барельефов и первыми попытками угадать персонажей и исторические события. Затем в ход идут поиски в книгах по истории, статьях краеведов, публикациях СМИ, блогах горожан и туристов. Информация собирается буквально по кусочкам, как пазл.

И долгожданный результат — большое историко-культурное полотно, в котором развернута многовековая жизнь города и славные деяния его жителей.

Первый такой обзор на канале был посвящен памятнику 1000-летия Ярославля (в конце статьи дам ссылку на нее).

Фото автора. Ярославль
Фото автора. Ярославль

И похожий монумент встретился мне в старинном русском городе Владимире.

Памятник установлен в 1960 г. в самом сердце города, на Соборной площади. Его стиль — соцреализм, и это очень хорошо видно:

  • 1) восхваляется не правитель или аристократы, а народ. Так страна отдает дань уважения труду и героизму владимирцев;
  • 2) памятник выполнен просто и доступно для понимания людей. Нет каких-то абстракций, сложных символов, хитрых идей;
  • 3) монументальность и сила соседствуют с минимализмом, нет вычурных украшений в стиле барокко и т. д.

Естественно, памятник, как понятно из названия, был создан к 850-летнему юбилею города и должен был отразить собой всю многовековую историю Владимирской земли.

Фото автора
Фото автора

Внушительная 22-метровая кирпичная стела, создатели облицевали гранитом и известняком, и с трех сторон от нее посадили 3 большие бронзовые скульптуры воина, зодчего и рабочего. Над головой у каждого расположены по 5 барельефов, тесно связанные с каждой из скульптур, и по 3 надписи в русском стиле.

Кстати, барельефы плоховато видны с земли. И даже на фото с увеличением можно не всё рассмотреть. Это к слову про доступность для народа😄

Верхний барельеф у всех одинаковый — это число «850», выполненное в русском стиле, указывает на юбилейный год, когда был установлен памятник.

Фото автора
Фото автора

1. ЗОДЧИЙ.


Воплощает в себе всех строителей и архитекторов, создавших такие шедевры XII века, как Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли, которыми мы можем полюбоваться вживую. Их отличают стройность и гармоничность пропорций, а также искусная резьба на фасадах.
Кстати, белокаменные памятники Владимира и Суздаля включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото автора
Фото автора

Зодчий одет по древнерусской традиции, что отсылает нас к тому, что всё-таки большинство архитекторов домонгольского периода были славянского происхождения, а не приезжими. В руках он держит навершие колоны (капитель), которые можно встретить на памятниках владимиро-суздальского зодчества.

Над головой у зодчего расположились барельефы и медальоны, повествующие о главных и значимых этапах развития города в начальный этап существования.

Естественно, главные действующие лица здесь — это князь Владимир Мономах, именно ему приписываю основание Владимира, хотя есть и другое мнение, удревняющее город аж до времён Владимира Крестителя, и князь Андрей Боголюбский, в отличие с основанием города спора о том, когда Владимир возвысился и достиг своего расцвета нет, именно Боголюбский превратил Владимир в один из главнейших городов Руси.

Фото автора
Фото автора

Над медальонами барельеф со сценой основания города. На нём изображён княжеский воин, держащий лошадь за узды, сам князь, дающий жестами указания рабочим, и рабочие-каменщики — кто с молотком, а кто с камнем на плечах.

Фото автора
Фото автора

Ниже изображение двух барельефов, на которых запечатлены главные символы Владимирской земли, то, чем славен этот край и поныне, — своими художественными ремёслами: это и скульпторы, и резчики по камню и дереву, иконописцы, кузнецы, а также своим белокаменным зодчеством.

Фото автора
Фото автора

2. ВОИН.

На другой стороне расположился суровый воин — защитник земли русской. Все три фигуры изображены сидя. Воин крепко сжимает двумя руками рукоять одноручного меча. Меч в ножнах, как бы предупреждающий о том, что нападать он не готов, но в случае надобности всегда защитит — «кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

Фото автора
Фото автора

Воин и правда удался: взгляд, брови, черты лица. К качеству отливки и мелкой детализации придраться невозможно. На плечах плащ, кольчуга, сапоги почти до колен и шлем с образом, чем-то напоминающий шлем Ярослава Всеволодовича, найденный на владимирщине, возможно, самый известный шлем русским читателям.

Над воином медальоны с изображением людей, которые сразу же возникают в голове при слове «защитник земли русской»: Александр Невский, не раз громивший врагов на поле брани, и Дмитрий Пожарский, один из лидеров народного ополчения, выдворившего иностранных интервентов за пределы нашей страны.

Фото автора
Фото автора

На барельефе над медальонами изображен один из самых страшных эпизодов не только в истории города Владимира, но, возможно, и всей нашей истории — татаро-монгольское нашествие. Показан один из эпизодов защиты города. Татары город возьмут и разорят его.

Отдельно хочется отметить, что сейчас принято писать не «татаро-монгольское» иго, а просто «монгольское», дабы не дискредитировать и не обижать (!) коренные народы РФ. Здорово, что эти тенденции в духе «неправильной толерантности» не добрались до памятника.

Под медальонами изображен эпизод въезда князя Александра Невского на великое княжение во Владимир и сбор земского ополчения князем Дмитрием Пожарским.

Фото автора
Фото автора

Кстати, интересно, как скульптор решил изобразить князя Дмитрия Михайловича: довольно непривычное изображение его лица с пышными усами, совсем не такое, как мы привыкли видеть на памятнике работы Мартоса.

Фото автора
Фото автора

3. РАБОЧИЙ.

Фото автора
Фото автора

Рабочий или тракторист в руках держит трактор модели ДТ-24 — один из первых по-настоящему серийных тракторов, его выпускали здесь же, на местном заводе.

Фото автора
Фото автора

Но над головой у рабочего на барельефах изображены не столько трудовые подвиги, хотя и они тоже, сколько подвиги ратные, выпавшие на судьбу Владимира в XX веке: гражданская война и Великая Отечественная война.

Фото автора
Фото автора

На медальонах изображены профили солдат и офицеров с надписью «Слава героям Великой Отечественной войны».

Фото автора
Фото автора

Нижние два барельефа трудовые: выполнение плана очередной пятилетки и передача рабочими 150 000 трактора «Владимирец» колхозникам в 1957 году.

По сути, последний барельеф — это время, символизирующее на тот момент «настоящее», всё, что было изображено до этого, — «прошлое», и каждая из трёх фигур устремилась в будущее, каждый устремляет свой взор в разные стороны. Взгляд зодчего направлен на белокаменные соборы Успенский и Дмитриевский. Воин смотрит в сторону Золотых Ворот, той маленькой крупицы, которая осталась от прежних оборонительных стен, именно через эти ворота защитники города уходили сражаться с врагами и через них же возвращались домой. Взор рабочего устремлён в сторону тракторного завода. Соборы стоят не шелохнувшись, воины всё так же несут свою службу, а вот завод прекратил своё функционирование в 2018 году, выходит, не самое светлое будущее ждало владимирского рабочего с памятника 850-летия города.

Ужасное отношение к памятнику со стороны местных.

Собственно, на этой ноте я и хотел бы завершить обзор этого интересного, на мой взгляд, памятника. Хотя нет, стоп... Есть ещё один уникальный феномен, связанный с ним, — это то, как сами владимирцы относятся к нему.

Дело в том, что Соборная площадь, где расположен монумент, естественно, в советские годы так называться не могла — она была переименована в площадь Свободы. Название для большевистской пропаганды очень подходящее: во-первых, свободы от царизма, во-вторых, свободы от религии.

Место на площади всегда было, а свято место пусто не бывает и вот вакантное местечко сначала после революции здесь занял памятник свободе из дерева. Тут ничего удивительного ведь даже мавзолей Ленина первоначально был из дерева. Революция наступала быстро, а новый порядок надо было устанавливать незамедлительно. Свобода быстро сгнила и место вновь стала вакантным, а потом его занял новый монумент. Как вы думаете кем можно заменить прогнившую свободу? Конечно же монументом Сталину.

Источник: pastvu.com
Источник: pastvu.com

После того как культ личности Сталина пал, тепленькое и насиженное местечко на площади снова освободилось, и вот теперь решили поставить что-то нейтральное, не политизированное, вечное и приемлемое для всех — памятник в честь 850-летия основания города.

Но и тут никому не угодили, дело в том, что активно стала продвигаться версия того, что город основал не Мономах, а Владимир Креститель, и город более древний — позор устанавливать памятник 850-летия, когда городу могло быть аж 968 лет. Возможно, именно по этой причине более «умный» народ, гораздо «лучше» разбирающийся в истории, чем профессионалы, обозвал строителей памятника дураками, да и самому памятнику дал издевательское название «памятник трём дуракам».

Тут стоит сказать, что касается дат основания древних городов, то в большинстве случаев они условны. Первое упоминание Москвы — 1147 год, но это только упоминание, никто не знает, когда был построен город, и, возможно, никогда и не узнает, что касается Владимира, тут история схожая, а все источники поздние. Доказать ту или иную версию практически невозможно, и это нужно понимать. Так что с «дураками» народ явно погорячился.

А вообще народ сильно невзлюбил этот памятник, обзывая его и «тремя дураками», «тремя лентяями», дескать, сидят на площади, смотрят и ничего не делают — какая это глупость, на мой взгляд, обвинять памятник в ничегонеделанье. А некоторые говорят про этот памятник, что это три самых трезвых жителя Владимира, они сидят друг к другу спинами и не могут сообразить на троих, что тоже многое говорит больше не о памятнике, а о самих жителях Владимира.

Владимир. Источник: culture.ru
Владимир. Источник: culture.ru

Ей-богу, не пойму, откуда такая ненависть к этому памятнику и столько нелицеприятных названий. Даже в современных СМИ о памятнике пишут с какой-то издевкой и пренебрежением, говоря больше об этих бредовых историях, чем о красоте или архитектуре монумента.

История, как и наша жизнь, не состоит только из белых полос, она знает разные случаи и периоды. Цените свою историю, ведь её не выбирают, она дана нам для того, чтобы мы гордились славным прошлым или учились на ошибках предков.

Если вам было интересно, то не забывайте подписаться, материалы здесь выходят регулярно.

До новых встреч на просторах «Ворчливого блога».