Найти в Дзене
Анна об искусстве

2 разных Рождества: православная икона и католическая картина

А давайте немного об образах Рождества? Итак, традиционное для нас изображение Рождества. Иконописное, полное символов, скрытых смыслов и отсылок. К анализы иконы подходят с точки зрения иконографии: что, как и зачем изображено и что это значит, и чем больше символики, богословских идей вложено в изображение, тем лучше. Икона — особый язык, иносказательный, это не изображение реального мира, это образы мира духовного. Не будь иконы, не было бы впоследствии русского авангарда, но это отдельная тема. Рождество произошло в хлеву, который скорее всего размещался в небольшой пещере (по др.русски «вертеп»). Если мы сейчас приедем в Вифлеем, то место Рождества расположено как раз в небольшой пещере, над которой был надстроен храм. Сам младенец лежит в яслях — изначально это была поилка для скота. Почему в таких некомфортных условиях пришлось ютится Марии и ее мужу Иосифу? Потому что в городе для них места не нашлось. Они прибыли в Вифлеем на перепись населения, обязательную для всех, и пришл

А давайте немного об образах Рождества?

Андрей Рублев. Икона Рождества Христова. Нач 15 в.
Андрей Рублев. Икона Рождества Христова. Нач 15 в.

Итак, традиционное для нас изображение Рождества. Иконописное, полное символов, скрытых смыслов и отсылок. К анализы иконы подходят с точки зрения иконографии: что, как и зачем изображено и что это значит, и чем больше символики, богословских идей вложено в изображение, тем лучше.

Икона — особый язык, иносказательный, это не изображение реального мира, это образы мира духовного. Не будь иконы, не было бы впоследствии русского авангарда, но это отдельная тема.

Рождество произошло в хлеву, который скорее всего размещался в небольшой пещере (по др.русски «вертеп»). Если мы сейчас приедем в Вифлеем, то место Рождества расположено как раз в небольшой пещере, над которой был надстроен храм.

Сам младенец лежит в яслях — изначально это была поилка для скота. Почему в таких некомфортных условиях пришлось ютится Марии и ее мужу Иосифу? Потому что в городе для них места не нашлось. Они прибыли в Вифлеем на перепись населения, обязательную для всех, и пришло время родить. Все, что им удалось найти, это хлев.

Младенец в пеленах — это одновременно и символ тех пелен, в которые завернут Христа после распятия.

Над младенцем склонили головы вол и осел. С одной стороны логично, хлев же, с другой — символично. В библейских текстах вол был символом еврейского народа, осел — язычников (упрямый, как они, не хотящие принимать истинного Бога). А еще это отсылка к словам пророков: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня». То есть животные сразу поняли, кто перед ними.

Что интересно в иконе — показано течение времени, и сюжеты разновременные собраны вместе. Все происходит здесь и сейчас, а само понятие времени становится условным. Так и на каждой службе в храме люди переживают событие заново, а не просто вспоминают его.

Тут одновременно омывают младенца повитухи, с другой стороны грустит мужчина — это Иосиф, муж Марии, который до Рождества долго сомневался, стоит ли принимать жену беременной и воспитывать не своего ребенка.

А в верхней части события, которые произошли чуть позже: справа ангел является пастухам и рассказывает о случившемся — позже они придут поклониться родившемуся Мессии. А слева — волхвы, которые спешат по зову звезды, которая ведет их, и вот остановилась над одним местом. Христос родился, и звезда светит прямо на него. И в верхней части ангелы на небе поют хвалу этому рождению, которое так долго ждало человечество.

В каждом персонаже и сюжете, на самом деле еще много символов можно найти, но это уже дебри богословия. И так много букв вышло) В иконе интересен рассказ, и условность художественного языка помогает этому рассказу.

Часто можно встретить католические изображение Рождества. Вот достаточно известный — Петрус Кристус, середина 15 века.

Петрус Кристус. Рождество. 1450 г.
Петрус Кристус. Рождество. 1450 г.

Как правило, в них Мария стоит на коленях и молится над младенцем. Сюжет основан на видении святой Бригитты Шведской, которой «открылись» события рождественской ночи. Она увидела Марию в позе молитвы, и в это время мгновенно родился Христос. Для меня тут скорее удивительно, что на «видениях» некоей женщины, пусть и монахини, сложилась целая традиция изображения. Интересно.

Петрус Кристус постарался вложить как можно больше символики в свою картину. И да, в католичестве это в первую очередь картины. Традиции иконы, как сакрального образа, там не сложилось.

Тут три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания. И дальше их жизнь и их детей.

Сцена Рождества занимает средний план. Обязательно смотрим на детали: на башмаки и торчащий из балки сук со свежими листочками. Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из кото­рого Бог говорил с Моисеем. Неопалимой купиной часто называют Деву Марию.

Сук напоминает о процветшем жезле первосвященника Аарона, расцветшем в доказательство его права служить Богу.

Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, которая напоминала Гробе Господнем в Иерусалиме.

Сложно? Символично? Да, это интеллектуальная игра, а художник рассчитывает на образованного и набожного зрителя. И в такие интеллектуальные игры очень интересно иногда пуститься.