Найти в Дзене

Историческая справка о Citroen. Часть 4: Автоспорт

Друзья, привет! Как и в исторической справке о Peugeot, справку о Citroen мы закончим на автоспортивной теме. В начале своих путей эти два бренда отличались и в плане отношения к автоспорту. Как мы знаем, Peugeot с первых лет своей жизни участвовал в автоспортивных состязаниях и уже в начале ХХ века добивался побед в легендарных гонках, две победы в Инди 500 чего только стоят. А вот Андре Ситроен пошел совсем по другому пути, он продвигал свой продукт посредством длинных экспедиций, о которых в маркетинговых целях трубил по всей Европе. Самой грандиозной из таких экспедиций стал «Черный Рейд», стартовавшей 28 октября 1924 года с Северо-запада Алжира. Восемь экипажей на гусеничных автомобилях Citroen преодолели Сахару и часть саванны, добравшись до озера Виктория, где разделились на 4 группы. Одна группа направилась через саванну к порту Момбаса и по пути должна была подобраться к горе Килиманджаро, вторая группа отправилась к могиле знаменитого исследователя Африки Джонатана Ливингстон

Друзья, привет!

Как и в исторической справке о Peugeot, справку о Citroen мы закончим на автоспортивной теме.

В начале своих путей эти два бренда отличались и в плане отношения к автоспорту. Как мы знаем, Peugeot с первых лет своей жизни участвовал в автоспортивных состязаниях и уже в начале ХХ века добивался побед в легендарных гонках, две победы в Инди 500 чего только стоят. А вот Андре Ситроен пошел совсем по другому пути, он продвигал свой продукт посредством длинных экспедиций, о которых в маркетинговых целях трубил по всей Европе. Самой грандиозной из таких экспедиций стал «Черный Рейд», стартовавшей 28 октября 1924 года с Северо-запада Алжира. Восемь экипажей на гусеничных автомобилях Citroen преодолели Сахару и часть саванны, добравшись до озера Виктория, где разделились на 4 группы. Одна группа направилась через саванну к порту Момбаса и по пути должна была подобраться к горе Килиманджаро, вторая группа отправилась к могиле знаменитого исследователя Африки Джонатана Ливингстона в Замбии, третья группа отправилась в Кейптаун, а четвертая прямиком через джунгли и болота отправилась все в тот же порт Момбаса через Найроби. Все группы успешно справились с поставленными задачами и в конечном счете по морю отправились на остров Мадагаскар.

Однако машины Citroen все же участвовали в гонках, пусть и без заводской поддержки. К примеру, в 50-х в ралли у частников пользовались популярностью маневренные переднеприводные Traction Avant и конечно же DS. Некоторым из таких частников даже удавалось одерживать победы на отдельных этапах. Одним из таких частников был Рене Коттон, руководитель команды, на Citroen DS 19 которой на престижнейшем ралли Монте-Карло победу одержал французский гонщик Пол Колтеллони. В 1960 году Коттон пришел к руководству Citroen с предложением основать заводскую команду, но руководство бренда не спешило давать окончательного ответа и в течении трех лет наблюдало как другие люди борются за победы в ралли на их автомобилях. В конечном счете, в 1963 году Citroen принял положительное решение и основал компанию Citroen Competition, менеджером которой назначили того самого Рене Коттона. Заводская команда была готова выйти на старт соревнований в 1965 году, а первой официальной гонкой для Citroen стало ралли «Сафари Восточной Африки» в котором приняло участие сразу 5 экипажей. Пилотами тех автомобилей были Оливье Гендебьен, Ги Верье, Патрик Вансон, Люсьен Бьянки… стоп(!) Бьянки? Фанаты Формулы-1 точно зацепились за эту фамилию и не зря! Люсьен это один из победителей Ле Мана и он брат Мауро Бьянки, трехкратного чемпиона мира в классе GT и Мауро это дедушка Жюля Бьянки, получившего несовместимые с жизнью травмы головы во время Гран-При Японии 2014 года за рулем Маруси… Вернемся к составу Citroen в их дебютной гонке. Пятым пилотом был Жан-Клод Ожье… Так… Citroen, вы серьезно? В дебютной гонке за рулем был Ожье, как и в… вернемся к этой фамилии в конце статьи.

-2

К сожалению, в официальных источниках нет достоверной информации о количестве гонок и достижениях Citroen в ралли. Удалось только найти информацию о победе Жан-Клода Ожье с его штурманом Люсеттом Ожье в гонке вокруг Австралии в 1970 году. Да и эту информацию получилось раздобыть не из-за успешного поиска информации о достижениях Citroen, а благодаря поискам связей этих Ожье с Себастьяном Ожье. Поиски по Оливье Гендебьену тоже не дали нужной нам информации, он довольно быстро ушел в Гран-При и выступал за Феррари. По Ги Верье тоже много информации нет, однако известно, что в будущем он будет исполнительным секретарем французской федерации автомоспорта, а в дальнейшем и руководителем Citroen Competitions. Вот кадр с Ги Верье и его Citroen DS 21 на ралли Марокко 1969 года.

-3

По Патрику Вансону удалось найти информацию о марафоне Лондон – Сидней 1968 года, в котором Патрик на своем DS 21 не добрался до финиша, однако другие DS 19 финишировали на 9 месте(Роберт Нейрет и Жак Терраморси). Третий экипаж Citroen в том марафоне под управлением Жана-Клода Ожье и Люсьена Бьянки тоже не добрался до финиша. По Люсьену Бьнки тоже не получилось найти информации о успехах Citroen, Люсьен разбился в 1969 году на тренировке перед Ле Маном…

Чемпионат мира по ралли(WRC) ведет свою историю с 1973 года и первое упоминание Citroen там значится 1999 годом, как собственно и на странице самого Citroen Racing. Но мы то с вами в курсе про легендарную группу В и Citroen BX 4TC, который принимал участие в чемпионате мира в 1985 и 1986 годах, однако успехов этот автомобиль не смог добиться из-за откровенно лишнего веса, недостаточной мощности и недостаточной поворачиваемости вызванной гидравлической подвеской. Лучшее достижение BX 4TC, этом всего лишь шестое место на ралли Швеции 1986 году.

-4

В 1989 компанию переименовывают в Citroen Sport, на руководящую должность ставят бывшего раллийного штурмана Ги Фреклена(никогда не выступал за Citroen) и в начале 90-х Citroen концентрируется на ралли-рейдах, где у марки появляются первые по-настоящему заметные достижения. Правда, Citroen заходит в ралли-рейды не по своей инициативе – Peugeot в конце 80-х решило переключиться на шоссейно-кольцевые гонки и разработать свой первый прототип для гонок на выносливость Peugeot 905, но у компании уже был очень успешный прототип для ралли-рейдов Peugeot 405 и было бы глупо просто взять и выкинуть этот проект на помойку. В Citroen Sport были переданы все прототипы Peugeot 405 и наработки, а также, некоторый персонал и даже некоторые пилоты, далее эти автомобили были немного перелицованы и стилизованы под Citroen ZX. С 1990 по 1997 годы Citroen ZX Rally Reid примет участие в 42 официальных гонках, из которых выиграет 36, из них 4 на Дакаре, 2 в марафоне «Париж – Москва – Пекин» и пять лет подряд будет побеждать в Кубке Мира FIA по ралли-рейдам.

-5

В 1997 FIA примет решение об упразднении категории T3 и вместо прототипов-монстров в Кубке Мира по ралли-рейдам будут принимать участие автомобили гораздо более схожие с серийными. После объявления этого решения Citroen снова сконцентрируется на классическом ралли.

Уже в 1998 году Citroen принял участие в чемпионате Франции по ралли с новой машиной Citroen Xsara, выиграв и этот, и последующие сезоны. Параллельно, Citroen принимал участие в нескольких асфальтовых этапах Чемпионата Мира(WRC) соревнуясь на своей переднеприводной Xsara с объемом двигателя 1600 кубических сантиметра против двухлитровых полноприводных конкурентов. В 1999 году Филипп Бугальски управляя такой Xsara смог выиграть ралли Каталонии и Корсики в общем зачете, обойдя более мощные полноприводные автомобили. А его напарник Хесус Пурас, всё на том же ралли Корсики занял второе место.

-6

В 2000 году Citroen адаптирует свою Xsara под полноприводную версию, чтобы в сезоне 2001 года полноценно дебютировать в WRC, но встречает сопротивление внутри PSA Groupe. Руководство концерна не допускает Citroen к борьбе за кубок конструкторов, т.к. другой их бренд Peugeot в те годы вел схватку с Subaru и третий сильный игрок мог оказать пагубное воздействие на эту дуэль. Тем не менее, в сезоне 2002 года Citroen примет участие в 8 из 14 этапов WRC. Именно в том сезоне Себастьян Лёб одержит свои первые победы в Чемпионате Мира – сначала на ралли Монте-Карло, но лишится этой победы из-за штрафа, а затем на ралли Германии, эту победу у Лёба и Citroen уже ни кто не отнимет.

-7

За три года дуэли между Peugeot и Subaru, французы выиграли все три кубка конструкторов и два из трех личных чемпионата. После этого в PSA Groupe приняли решение допустить к чемпионату и Citroen. Таким образом, сезон 2003 года стал полноценным дебютом для Citroen в WRC и он сразу завершился победой в кубке конструкторов, второй место заняло Peugeot, а Subaru было лишь третьим. Правда личный зачет выиграл пилот Subaru Петтер Сольберг, всего на один зачетный балл опередивший Себастьяна Лёба.

-8

Это было началом долгого доминирования Citroen в WRC. В конце 2005 года, взяв второй дубль в кубке конструкторов Peugeot завершит свои выступления в чемпионате и снова сконцентрируется в гонках на выносливость. Citroen же за все время своих выступлений в WRC выиграет 102 ралли, завоюет 9 чемпионских титулов(все с Себастьяном Лёбом) и 8 кубков конструкторов. Три кубка конструкторов будет выиграно на уже упомянутой Xsara WRC, еще три на C4 WRC:

-9

И еще два кубка конструкторов на DS3 WRC:

-10

С 2012 года Citroen не побеждал ни в личных зачетах, ни в кубках конструкторов WRC. Возможно, это связано с тем, что компания решила выделить большие ресурсы для участия в Чемпионате Мира по турингу(WTCC) начиная с сезона 2014 года. К тому же, по этой же причине раллийная команда лишилась Себастьяна Лёба, который перешел в WTCC, а с еще одной будущей легендой ралли Себастьяном Ожье команда уже рассталась из-за внутреннего конфликта на почве амбиций двух Себастьянов.

Итак, дебют в WTCC состоялся, как и планировалось в 2014 году. Для чемпионата был подготовлен Citroen C-Elysee WTCC. А управляли этими автомобилями уже упомянутый девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Лёб, опытнейший кольцевик, четырехкратный чемпион мира WTCC француз Иван Мюллер, перспективный дебютант прошлого сезона аргентинец Хосе Мария Лопес и китаец Ма Цин Хуа. И команда сходу берет титулы и в личном зачете и в кубке конструкторов, как собственно и в следующих двух сезонах. Все три чемпионских титула берет Хосе Мария Лопес, вторым три раза подряд становится Иван Мюллер, Себастьян Лёб дважды подряд становится третьим, после чего покидает чемпионат, Ма Цин Хуа в первом сезоне становится 15-м, а во втором сезоне становится четвертым. Таким образом, в сезоне 2015 года первые четыре строчки личного зачета занимают пилоты Citroen, в том же сезоне за Citroen выступал еще и Мехди Бенани, который занял 8 место в итоговой классификации чемпионата. В 2016 году Citroen участвовал только двумя машина(Лопес и Мюллер) и занял, как вы уже поняли, два первых места в чемпионате.

-11

В конце 2016 года Citroen покинет чемпионат, но в 2017 году Citroen C-Elysee будет использоваться командой Sébastien Loeb Racing и выиграет еще несколько гонок чемпионата. Сама же команда за три года успела одержать 57 побед на этапах чемпионата, выйдя по этому показателю на третье место в истории чемпионата, уступаю только BMW(60 побед) и Chevrolet(88 побед). Чемпионат WTCC прекратил свое существование по завершению 2017 года и объединился с TCR, перейдя на его регламент. Думаю, всем понятно, почему Citroen столь скоропостижно покинул шоссейно-кольцевые гонки. Новый регламент потребовал бы новых существенных вложений.

Последним сильным соревнованием, в котором принимал участие Citroen стал чемпионат мира по классическому ралли(WRC) 2019 года, когда в команду вернулся её воспитанник Себастьян Ожье. Но как показала история, этому дуэту легендарных команды и пилота не суждено было добиться успеха вместе. Ожье смог одержать всего три победы за весь сезон и занял третье место в личном зачете, как и Citroen в кубке конструкторов. В конце сезона Ожье в очередной раз поругался с командой, его жена облила команду помоями в социальных сетях, после чего ушел в чемпионскую Toyota. А Citroen принял решение завершить выступление в мировом ралли, обосновав это решение тем, что не было доступных сильных пилотов для подписания контракта.

-12

С тех пор Citroen не выступает в каких либо крупных соревнованиях по автоспорту, а подразделение Citroen Racing, которое получило это название в 2009, занимается выпуском спортивных автомобилей для участия в различных чемпионатах и продает их частным клиентам.

Таким образом получается, что в первой официальной гонке автомобилем Citroen управлял Жан-Клод Ожье, а в последней официальной гонке автомобилем Citroen управлял Себастьян Ожье. Я попытался найти семейные связи между ними, но в отличии от семьи Бьянки, не смог этого сделать. Похоже, что они просто однофамильцы. Но интересное стечение обстоятельств, не так ли?

Подписывайтесь на наши каналы в Дзен и на Драйве, чтобы не пропустить очередные статьи. И следите за нашей работой в нашем Телеграм канале.