Найти в Дзене
КОСМОС

Правда о средневековых флагеллантах

Одна из самых неправильно понимаемых частей средневековой истории

Одним из самых устойчивых образов Средневековья является образ флагеллантов. Изможденные и окровавленные люди в рваных туниках, плащах и капюшонах шествовали по улицам, бичуя самих себя. Этот образ вызывает ассоциации с варварством, мистицизмом и суевериями — чертами, которые Средневековье до сих пор не может полностью отмыть от своей репутации. Но флагелланты часто понимаются неправильно. Многие считают, что эти люди были фанатиками, которые только и делали, что бичевали себя целыми днями, но это далеко не всегда соответствовало истине.

Движение флагеллантов было широко распространено. С момента своего зарождения в конце XIII века в Италии оно значительно расширилось во время Чёрной смерти. В XIV и XV веках тысячи людей брали в руки плети и хлысты, чтобы истязать свою плоть в поисках большей святости и веры. Движение было настолько масштабным, что его сложно назвать исключительно фанатическим, хотя само по себе самобичевание, безусловно, является крайностью. Флагелланты стали настолько распространённым явлением, что папа был вынужден их осудить.

В своей основе движение флагеллантов напоминало монашеское движение. Они отвергали церковную иерархию, папу и даже таинства. Этот спонтанный религиозный порыв угрожал власти и престижу церкви, которая быстро заклеймила флагеллантов как еретиков и дала понять, что местные лорды и члены Инквизиции имеют полномочия судить, обвинять и казнить флагеллантов на месте. (В одном особенно ужасающем эпизоде за один день было сожжено 300 флагеллантов.)

Так как же выглядела жизнь флагелланта? Удивительно, но довольно обыденно.

Чтобы вступить в ряды флагеллантов, нужно было пройти 33-дневный обряд посвящения, в течение которого новичок находился под опекой более опытного флагелланта. После участия в обрядах и инициации флагеллант мог вернуться к своей обычной жизни. Они возвращались в свои дома и на работу, выходя на улицы только в особые дни. Флагелланты появлялись на праздниках, святых днях и в периоды стресса.

Некоторые из них встречались каждую неделю, обычно по воскресеньям, в местной церкви, чтобы молиться, читать псалмы, проповедовать и заниматься самобичеванием. Но другие принимали участие только раз в квартал. Такой образ жизни больше напоминает религиозный клуб или секту, а не странный культ фанатиков.

На самом деле флагелланты пользовались популярностью. (И именно эта популярность сделала их мишенью для церкви.) Люди искали способ приблизиться к Богу в то время, когда церковь их подводила, а мир, казалось, рушился. Самобичевание служило для углубления личной благочестивости и попытки участия в страданиях Иисуса. Оно совершалось в попытке исполнить повеление: «возьми крест свой и следуй за Мной ежедневно», произнесённое устами Иисуса. В эпоху, когда распятый Иисус часто изображался с крайней степенью детализации на распятиях и витражах, неудивительно, что для подражания Ему люди стремились стать израненными и окровавленными. (Даже сегодня некоторые современные католики отдают предпочтение изображению страдающего и измождённого Иисуса на своих крестах — как больших, так и маленьких — в поразительной детализации.)

Самобичевание, по сути, является одним из крайних проявлений умерщвления плоти, практики, которой следуют христиане, евреи и мусульмане. Умерщвление плоти подразумевает отказ от земных страстей или благ. Другими примерами могут быть пост, воздержание и уединение.

Когда стало ясно, что публичные акты самобичевания могут привести на костёр или в суд Инквизиции, движение стало более личным и скрытым. Даже после того как публичные демонстрации сошли на нет после Чёрной смерти, тысячи людей продолжали заниматься самобичеванием у себя дома, что говорит о глубокой преданности участников, которая выходила за рамки грандиозных публичных ритуалов.

Существует также миф, что эти люди пытались умилостивить гнев Божий или изгнать чуму через боль и благочестие. Это не совсем так. Конечно, некоторые из них верили, что могут таким образом угодить Богу, но движение не было настолько наивным и отсталым. Опять же, оно больше напоминало монашеское движение. Монахи давно знакомы с практикой умерщвления плоти, проявлениями благочестия и скептицизмом к институционализированной религии. Это было скорее похоже на спонтанное возрождение или собрание для молитвы, которое длилось дни или недели, чем на культ или волну массового безумия.

На самом деле, часть исторического очернения флагеллантов как отсталых, суеверных фанатиков исходит от церкви, которая стремилась представить их как угрозу обществу, чтобы защитить свою ослабевающую власть. Церковь ужасно боялась, что флагелланты организуются в новое религиозное движение, не подчиняющееся папству.

Движение флагеллантов фактически было предвестником Реформации. Оно стало выражением разочарования обычных христиан, уставших от институционализированной религии. Это также демонстрировало жажду людей приблизиться к Богу. И флагелланты нашли способ сделать это, не прибегая к услугам, которые в то время предоставляла церковь.

Вскоре после того, как движение флагеллантов угасло (или было подавлено), Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви, положив начало Реформации. Те же чувства и неудовлетворенность, которые питали движение флагеллантов, также стали движущей силой протестантской Реформации.

Церковь позже изображала Мартина Лютера как флагелланта (он действительно участвовал в самобичевании, будучи молодым монахом, но позже отказался от этих взглядов) и использовала это осуждение, чтобы очернить лидера Реформации. По меньшей мере две папские буллы были изданы против самобичевания: одна в 1349 году на пике движения флагеллантов, а другая в 1520 году — в попытке нанести урон Мартину Лютеру и его последователям.

Флагелланты не были обезумевшими фанатиками. Они не были изолированными сумасшедшими. Они не были отсталыми, суеверными простолюдинами. В основном это были обычные работяги, которые взяли на себя задачу взять религию в свои руки. Самые крупные шествия флагеллантов собирали тысячи людей, которые проходили через города и собирались перед соборами, чтобы распространять свое послание. В остальное время флагелланты вели нормальную жизнь — с женами, детьми, работой и семейными обязанностями, — выходя на улицы только по особым случаям для участия в обрядах.

Таким образом, большинство современных людей неверно представляют флагеллантов и их движение, несправедливо считая их глупыми или суеверными реликтами другой эпохи.

Когда движение становится таким большим и популярным, как движение флагеллантов, можно быть уверенным, что оно объединяет людей самых разных слоев общества, уровней интеллекта, вероисповеданий и убеждений. Изображать их однородной массой и привязывать исключительно к самым тяжелым годам Бубонной чумы — это неуважение к движению, которое сводит его к карикатуре на то, чем оно на самом деле являлось.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos