Уточняем и конкретизируем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны (теперь за период перемирия и дележа германского флота), вспоминаем особенностей гибели (завершения службы) боевых единиц. К июню 1919 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия были интернированы в Скапа-флоу и там затоплены своими экипажами. В основе материала- справочник Шишова А. А.(1996 год), но в данном случае немецкие потери представлены в хронологическом порядке. Дополняем данные, добавляем подробности, насколько возможно. Ждем от читателей дополнений в судьбу перечисленных боевых единиц, интересные детали, а при необходимости - исправления наших ошибок. Сейчас основное внимание событиям в Скапа-Флоу, где все кончилось окончательно.
1919 год
июнь
21 - Линейный корабль "Кайзерин" 25 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Принадлежал к линейным кораблям типа "Кайзер". В составе флота с 14 мая 1913 года, срок службы свыше шести лет (до 21 июня 1919 года). Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в том числе - участник Ютландского сражения, Моонзундского сражения 1917 года.
21 ноября согласно условиям перемирия линкор совершил переход из Киля в Ферт-оф-Форт, где был интернирован. 25 ноября был переведен из Ферт-оф Форт в Скапа-Флоу и встал на якорь в бухте севернее о.Кава. 21 июня 1919 года по общему сигналу экипаж, оставшийся на борту линкора, принял меры по затоплению корабля. "Кайзерин" опрокинулся и затонул в 14.00.
Линкор подняли 14 мая 1936 года и на верфи в Розайте разобрали на металл.
21 - Линейный корабль "Принц-регент Луитпольд" 25 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Принадлежал к линейным кораблям типа "Кайзер". В составе флота с 19 августа 1913 года, срок службы свыше шести лет (до 21 июня 1919 года). Являлся первым крупным кораблем кайзеровского флота, на котором спроектировали комбинированную машинную установку: побортно - две турбины большой мощности (крайние валы), для среднего вала планировалась установка одного двухтактного дизельного двигателя большой мощности в качестве дополнительно и, одновременно, двигателя экономического хода. Однако создать и установить такой двигатель на корабль не удалось - всю свою службу он действовал с пустым средним машинным отделением и без среднего вала.
Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в том числе - участник Ютландского сражения, Моонзундского сражения 1917 года.
21 ноября согласно условиям перемирия линкор совершил переход из Киля в Ферт-оф-Форт, где был интернирован. 25 ноября был переведен из Ферт-оф Форт в Скапа-Флоу и встал на якорь в бухте севернее о.Кава.
21 июня 1919 года по общему сигналу экипаж, оставшийся на борту линкора, принял меры по затоплению корабля. "Принц-регент Луитпольд" в 13.30 перевернулся и в таком положении с креном 18 градусов на левый борт лег на дно на глубине 32,5 м у северной части западного побережья острова Кава.
Работы по подъему линкора были начаты в мае 1931 году. Учитывая глубину, на которой лежал корабль, в его корпус пришлось закачивать воздух под большим давлением (чем обычно). Корпус разделили на 12 отсеков - для каждого установили отдельный воздушный шлюз. В ходе работ спасатели столкнулись с рядом проблем, в том числе с загрязненным продуктами разложения воздухом в помещениях корабля. Отсеки корабля пришлось продумать сжатым воздухом и обрабатывать специальным химическим составом. Несмотря на принятые меры 27 мая в носовом отсеке произошел взрыв, без жертв обойтись не удалось - были погибшие и раненые среди рабочих.
Как писал Дж.Н.Горз: "...Точная причина его так и осталась не установленной. По всей вероятности, когда из отсека стравливали сжатый воздух, чтобы поднять в нем уровень воды, вместе с ней в помещение проникло некоторое количество горючих газов, по какой-то причине затем воспламенившихся. Двое людей получили серьезные ожоги, а плотник Уильям Тейт был сбит с ног и потерял сознание. Через отверстия от выбитых взрывом заклепок и сорванный воздушный шлюз в отсек устремилась вода, и людям пришлось выбираться на поверхность сквозь обрушившийся на них водопад. Маккензи, Петерсон и Сэнди Томсон несколько раз пытались вытащить Тейта, но он захлебнулся прежде, чем до него добрались."
8 июля был начат подъем линкора "Принц-регент Луитпольд" и 11 июля 1931 года линкор всплыл на поверхность. позднее его отбуксировали в Лайнесс, в мае 1932 года перевели в сухой док в Розайте и там в период до 1933 года корабль окончательно разобрали на металл.
21 - Линейный корабль "Кениг Альберт" 25 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Принадлежал к линейным кораблям типа "Кайзер". В составе флота с 31 июля 1913 года, срок службы свыше шести лет (до 21 июня 1919 года). Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в Ютландском сражении участия не принимал, но принял участие в Моонзундском сражении 1917 года.
21 ноября согласно условиям перемирия линкор совершил переход из Киля в Ферт-оф-Форт, где был интернирован. 25 ноября был переведен из Ферт-оф Форт в Скапа-Флоу и встал на якорь в бухте севернее о.Кава.
21 июня 1919 года по общему сигналу экипаж, оставшийся на борту линкора, принял меры по затоплению корабля. "Кениг Альберт" перевернулся и затонул в 12.54, вторым из линкоров - следом за флагманом "Фридрих дер Гроссе".
Линкор подняли 31 июля 1935 года и в период до 1936 года на верфи в Розайте разобрали на металл.
21 - Линейный корабль "Кениг" 6 декабря 1918 года (находился в ремонте) интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.
Является головным в серии из четырех линейных кораблей типа "Кениг". Заложен в октябре 1911 года, в составе флота - с 9 августа 1914 года, срок службы около пяти лет (до 21 июня 1919 года). Принял участие в сражениях Первой мировой войны, в том числе - участник Ютландского сражения, Моонзундского сражения 1917 года.
21 ноября согласно условиям перемирия линкор совершил переход из Киля в Ферт-оф-Форт, где был интернирован. 26 ноября был переведен из Ферт-оф Форт в Скапа-Флоу и встал на якорь в бухте севернее о.Кава.
21 июня 1919 года по общему сигналу экипаж, оставшийся на борту линкора, принял меры по затоплению корабля. "Кениг" затонул на ровном киле, сразу за "Кайзерин", через две минуты, примерно в 14.02. Лег на грунт с некоторым креном на глубине 39-42 м.
Попыток подъема линкора типа "Кениг" британцы не предпринимали, и только в 1962 году шотландская фирма выкупила у Адмиралтейства право на разделку на металл корпуса "Кенига" (без подъема). Корпус корабля целиком поднимать не стали, но наиболее ценные материалы и никель-содержащие броневые плиты демонтировали и подняли на поверхность!
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Мужеников В. Линейные корабли типов "Кайзер" и "Кениг". (1909-1918)./ В.Б.Мужеников - СПб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2006. - 116 с.; Титушкин С. Линейные корабли типа "Байерн". последние дредноуты империи кайзера Вильгельма II/ С.И.Титушкин. - СПб.: БКМ, 2004. - 56 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kiegsschiffe. 1815- 1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine.; H.Bendert; Бендерт, Харальд (2000). Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine,1914–1918 гг. Einsätze, Erfolge, Schicksal; Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны. Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Харальд Бендерт: Лодки UC Императорского флота 1914–1918 гг . ES Mittler & Sohn, 2001.; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну.1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; Гибсон,Р. Германская подводная война 1914-1918 гг. /Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грёнер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и минные суда. Немецкие военные корабли 1815–1945. Том 2. Перевод Томаса, Кейта; Магована, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921.- Аннаполис, Мэрилен; Tarrant, VE. Наступление подводных лодок: 1914–1945. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. - 1989.; ресурсы Интернет