Жизнь и творчество
Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, чутко уловивший бурные интеллектуальные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими искусствами, как создатель программной симфонической музыки - достижения романтизма, нашедшего отражение в творчестве композиторов XIX века.
Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в местечке Ла-Кот-Сен-Андре близ Гренобля. Его отец, врач Луи-Жозеф Берлиоз, был свободомыслящим и независимым человеком.
Он познакомил сына с теорией музыки и научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза стало пение в женском хоре в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно - в возрасте двенадцати лет, - он был необычайно сильным и вскоре превратился во всепоглощающую страсть. С тех пор для него существовала только музыка. География и классическая литература отошли на второй план.
Берлиоз оказался типичным автодидактом: своими музыкальными знаниями он был обязан самому себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. Именно здесь он познакомился с такими сложными произведениями, как «Трактат о гармонии» Рамо, - книгами, которые требовали глубокого специального образования.
Мальчик проявлял все большие музыкальные успехи. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. Отец не разрешил ему учиться играть на фортепиано, опасаясь, что этот инструмент заведет его в музыку дальше, чем ему хотелось бы. Он считал, что профессия музыканта не подходит для его сына, и мечтал, чтобы Гектор стал врачом, как он. Впоследствии это привело к конфликту между отцом и сыном.
Молодой Берлиоз продолжал сочинять, а его отец - готовить сына к профессии врача. В 1821 году 18-летний Берлиоз успешно сдал экзамен на бакалавра в Гренобле. Оттуда он вместе со своим кузеном отправился в Париж, чтобы учиться на медицинском факультете. Оба молодых человека поселились в Латинском квартале, центре студенческой жизни Парижа.
Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, где изучал партитуры великих мастеров, особенно Глюка, которым он восхищался. Понимая, что без серьезной подготовки стать композитором невозможно, он начал изучать теорию композиции сначала у Жироно, а затем у Лесюэра, профессора консерватории и автора нескольких опер и хоровых произведений.
По совету Лесюра Берлиоз поступил в консерваторию в 1826 году. В последующие два года его жизнь озарили, по словам Берлиоза, «три вспышки молнии»: знакомство с творчеством Шекспира, Гете и Бетховена, то есть дальнейшие этапы интеллектуального взросления. Но была еще одна вспышка, не имеющая отношения к музыке.
Жизнь за рубежом
В 1827 году в Париже побывала новая английская театральная труппа под руководством знаменитого трагика Кембла и актрисы Смитсон. Берлиоз был необычайно восхищен талантом Смитсон и всем ее артистическим обликом и влюбился в нее с первого взгляда. Молодой английской художнице, родившейся в Ирландии, в то время было 27 лет. Современники отмечали искренность ее лирического таланта и глубокую эмоциональную чувствительность. Сохранившиеся портреты, особенно литографии Девериа, рисуют образ одаренной художницы с одухотворенным лицом и задумчивым взглядом.
Любовь к знаменитой актрисе, испорченная триумфами в Лондоне и Париже, заставляла Берлиоза добиваться творческого успеха любой ценой. Однако Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, и слава ускользала от него.
Легко вспыхивая, постоянно находясь в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочинял от одной идеи к другой: кантаты, песни («Ирландские мелодии»), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в прессе с резко полемическими статьями и не расстается с пером журналиста в течение многих лет. Так он незаметно, но интенсивно втягивался в парижскую художественную жизнь и сближался с лучшими представителями передовой интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне, Листом, Шопеном и другими.
Тем не менее, жизнь его не была спокойной. Он дал авторский концерт, который имел успех. Но ему пришлось на свои деньги переписывать пьесы, приглашать солистов и оркестр, поэтому он влез в долги. И будет продолжать это делать: как Бальзак, он не может расплатиться с кредиторами! Официальные власти никак не могут с ним сотрудничать. Кроме того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу препятствуют реализации программы. Например, трижды после окончания консерватории ему отказывали в государственной стипендии для трехлетней поездки в Италию (так называемая Римская премия). Только в 1830 году он был удостоен высокой чести.
В этот период Берлиоз пишет как чисто симфонические произведения, так и сочинения, в которых свободно сочетаются вокальные и оркестровые эпизоды. Его идеи всегда необычны и вдохновляют. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты в сопоставлении фигур, внезапные смены состояний - все это в ярком, красочном звучании передает буйство интеллектуального мира художника, наделенного пылким воображением.
Музыкальный роман «Фантастической симфонии»
Премьера «Фантастической симфонии» - самого знаменитого произведения Берлиоза - состоялась 5 декабря 1830 года. Это своеобразный музыкальный роман со сложным психологическим подтекстом. В ее основе лежит сюжет, который композитор излагает так: «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пылким воображением отравляется опиумом в приступе любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая, чтобы вызвать смерть, погружает его в глубокий сон, в котором ощущения, чувства и воспоминания в его больном мозгу трансформируются в музыкальные мысли и образы. Женщина, которую он любит, становится мелодией и наваждением, которые он находит и слышит повсюду.
В этой программе, объясняющей замысел симфонии, легко узнаваемы автобиографические черты - отголоски страстной влюбленности Берлиоза в Гарриет Смитсон.
Задолго до окончания своего пребывания в Италии Берлиоз вернулся в Париж в 1832 году, где дал концерт, в котором были исполнены новая версия Фантастической симфонии и монодрама «Лелио». Он снова встретился с Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в то время была сложной. Публика, пресыщенная новыми театральными впечатлениями, перестала интересоваться выступлениями британской актрисы. В результате несчастного случая актриса сломала ногу. Ее сценическая карьера подошла к концу. Берлиоз проявлял трогательную заботу о Смитсон. Через год она вышла замуж за Берлиоза. Молодому композитору приходилось работать по 12-15 часов в день, чтобы содержать семью, что отнимало у него несколько ночных часов для творчества.
Заглядывая в будущее, можно сказать, что семейная жизнь не сложилась. Отказ от сцены привел к ухудшению характера Смитсона. Берлиоз искал утешения на стороне и влюбился в посредственную испанскую певицу Марию Ресио, которая сошлась с ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: К этому времени имя композитора уже было широко известно.
Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония «Гарольд в Италии» (1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном. Симфония программная, но характер музыки менее субъективен, чем в «Фантастике». Здесь композитор хотел не только изобразить личную драму героя, но и обрисовать окружающий его мир. В этом произведении Италия - не просто фон, заслоняющий человеческие переживания. Она живет своей собственной жизнью, яркой и красочной.
В целом период между двумя революциями - 1830 и 1848 годами - был самым плодотворным в творчестве Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных перипетий, как журналист, дирижер и композитор, он стал художественной фигурой нового типа, используя все доступные ему средства для отстаивания своих убеждений, страстно обличая странности и пошлость в искусстве, борясь за утверждение высоких романтических идеалов. Но как легко Берлиоз загорался, так же быстро он и остывал. Он очень неустойчив в своих интеллектуальных порывах. Это во многом омрачало его отношения с людьми.
Опера «Бенвенуто Челлини» и не только...
Премьера оперы «Бенвенуто Челлини» состоялась в Париже в 1838 году. Произведение было снято с репертуара после четвертого представления. Берлиоз долго не мог оправиться от этого удара! Тем не менее, музыка оперы искрится энергией и весельем, а оркестр покоряет своей живой характерностью.
В 1839 году Берлиоз завершил работу над третьей симфонией, своей самой масштабной и контрастной симфонией «Ромео и Джульетта» для оркестра, хора и солистов. Берлиоз и раньше вносил элементы театрализации в свои инструментальные драмы, но в этом сочинении богатое чередование эпизодов, навеянное трагедией Шекспира, еще более усилило черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой юной любви, взрослеющей и побеждающей ненависть и зло. Симфония Берлиоза - глубоко гуманистическое произведение, наполненное горячей верой в торжество справедливости. Музыка полностью лишена ложного пафоса и неистового романтизма, это, пожалуй, самое объективное произведение композитора. В ней утверждается победа жизни над смертью.
1840 год был отмечен исполнением четвертой симфонии Берлиоза. Вместе с написанным ранее Реквиемом (1837) она является прямым отголоском прогрессивных убеждений воинствующего романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принимал непосредственное участие, и должны были исполняться большими ансамблями на площадях и под открытым небом.
Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года он начал гастролировать за пределами Франции - в Германии, Австрии, Богемии, Венгрии, России и Англии. Везде он пользовался феноменальным успехом, особенно в Петербурге и Москве (1847). Берлиоз стал первым в истории исполнительского искусства гастролирующим дирижером, исполнявшим наряду со своими произведениями произведения современных композиторов. Как композитор он вызывал разные, часто полярные мнения.
Каждый концерт Берлиоза завоевывал новую аудиторию для его музыки. Париж в этом отношении оставался печальным контрастом. Здесь ничего не изменилось: небольшой круг друзей, равнодушие буржуазной публики, враждебное отношение большинства критиков, сардонические насмешки музыкантов, отчаянная нужда, тяжелый труд газетного поденщика. Берлиоз возлагал большие надежды на премьеру драматической легенды «Осуждение Фауста», которую он только что закончил в конце 1846 года. Единственным результатом концерта стал новый долг в 10 000 франков, который пришлось потратить на оплату артистов и аренду помещения. Осуждение Фауста - одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было принято, объясняется новизной музыки и разрывом с традицией. Жанровые особенности «Проклятия Фауста» смущали не только простых слушателей, но и музыкантов.
Первоначальный замысел произведения восходит к 1828-1829 годам, когда Берлиоз написал «Восемь сцен из Фауста». Однако с тех пор замысел значительно изменился и стал более глубоким. Даже в большей степени, чем драматическая симфония «Ромео и Джульетта», эта драматическая оратория приближается к жанру театра и сцены. И так же, как Байрон или Шекспир, Берлиоз в своем последнем произведении очень вольно трактует литературный источник - поэму Гете - и добавляет несколько придуманных им сцен.
Завершается бунтарский период в биографии Берлиоза. Он охлаждает свой буйный темперамент. Он не принимает революцию 1848 года, но в то же время замирает в тисках империи «жалкого племянника - двоюродного деда» (прозвище Гюго для Наполеона III). В Берлиозе что-то сломалось. Он по-прежнему активно работает как дирижер (в 1867-1868 годах он снова посещает Россию), пишет о музыке (публикует сборники статей, работает над мемуарами) и сочиняет, хотя уже не так интенсивно.
Берлиоз перестал писать симфонии. Лишь небольшая кантата «Детство Христа» (1854), отличающаяся музыкальной живописностью и атмосферными оттенками, предназначена для концертных исполнений. В театре Берлиоз мечтает добиться решающего успеха. На этот раз, к сожалению, тщетно. Ему не удались ни двухчастная опера «Троянцы» (1856), в которой Берлиоз попытался возродить великий патетизм Глюка, ни изящная комедия «Беатриче и Бенедикт» (по пьесе Шекспира «Много шума из ничего», 1862). При всех своих достоинствах эти произведения не обладали той эмоциональной силой, которая так впечатляет в работах предшествующего периода. Судьба была жестока к нему: Смитсон умер, разбитый параличом. Умирает и его вторая жена Резио, а единственный сын, моряк, погибает во время кораблекрушения. Отношения с друзьями ухудшаются. Берлиоза сломила болезнь. Он умер в одиночестве 8 марта 1869 года.
Конечно, не все в этом двадцатом году было окрашено в столь мрачный свет. Были и частичные успехи, и официальное признание его заслуг. Но величие Берлиоза не было понято его современниками на родине. Лишь позднее, в 1870-х годах, его прославили как главу новой французской музыкальной школы.