Найти в Дзене

Зима, одетая в искусство. Пинежский комплект шапоцницы.

За долгие века суровый, но прекрасный Север научил своих людей не только защищаться от непогоды, но и создавать удивительно красивые и эстетически привлекательные предметы одежды и быта. Сегодня мы расскажем о традиционном женском зимнем комплекте пинежанок-шапоцниц. «Шапоцница» - так на Пинежье назвали девушку, которая имела зимни головной убор меховую шапочку. Пинежане произносят это слово характерным звуком «ц» вместо «ч» - «шапоцка». «Шапоцку» зимой носили девушки-повязочницы, то есть имеющие головной убор - повязку. Шапочка имеет полукруглую форму, верх которой парчовый. Налобные боковые части (околыш) выполнены из меха куницы, бобра или соболя в виде большого валика, внутренняя часть которого заполнена утрамбованной овечьей шерстью. Затылочная часть плоская, сшита из льняного полотна и украшена золотным шитьём «в прикреп». Узор шитья растительный, в виде крупных стилизованных цветов и бутонов. Затылочная часть понизу оторочена мехом. С боковых сторон пришиты тесёмки-завязки. Нос

За долгие века суровый, но прекрасный Север научил своих людей не только защищаться от непогоды, но и создавать удивительно красивые и эстетически привлекательные предметы одежды и быта.

Сегодня мы расскажем о традиционном женском зимнем комплекте пинежанок-шапоцниц.

Шапоцка из коллекции Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)
Шапоцка из коллекции Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)

«Шапоцница» - так на Пинежье назвали девушку, которая имела зимни головной убор меховую шапочку. Пинежане произносят это слово характерным звуком «ц» вместо «ч» - «шапоцка». «Шапоцку» зимой носили девушки-повязочницы, то есть имеющие головной убор - повязку.

Шапочка имеет полукруглую форму, верх которой парчовый. Налобные боковые части (околыш) выполнены из меха куницы, бобра или соболя в виде большого валика, внутренняя часть которого заполнена утрамбованной овечьей шерстью. Затылочная часть плоская, сшита из льняного полотна и украшена золотным шитьём «в прикреп». Узор шитья растительный, в виде крупных стилизованных цветов и бутонов. Затылочная часть понизу оторочена мехом. С боковых сторон пришиты тесёмки-завязки. Носили шапочку с длинными до пояса шёлковыми лентами, которых могло быть от трёх до пяти. Ленты протягивали через петельку, специально пришитую на затылочной части внутренней стороны убора, и складывали пополам, чтобы они как бы «струились» каскадом по спине девушки. Верхнюю ленту - самую красивую, узорную, складывали небольшим бантиком - «кушками» и закрепляли декоративной булавкой или брошкой, оставляя при этом два длинных конца.

Ленты предпочитали ярких оттенков - «красные да аленьки», но особенно ценились голубые с красным узором.

Под шапочку надевали светлый ситцевый платок, а сверху красную шёлковую косынку, завязывая их на затылке колпачком. Ситцевый платок плотн обхватывал голову, а косынку повязывали так, чтобы на лбу, когда сверху надевали головной убор, были видны только небольшие кромки светлого и красного цветов.

Шапочку носили в комплекте с шубкой в виде приталенного полупальто с рукавами и спинкой из чёрного или тёмно-синего фабричного сукна на подкладке из ватина или меха белой овцы. Шубка, разновидность распашной верхней женской традиционной праздничной одежды на меху или на ватине, длиною ниже колен, однобортная, с невысоким воротником-стоечкой. Застёжка в виде металлических петель и крючков. Рукава втачные, узкие. Спинка по линии талии отрезная, верхняя часть приталена за счёт двух овальных рельефов, плечевые швы смещены на спинку. Нижняя часть шубки сшита в виде расклешённой юбки, которая по линии талии заложена в крупные сборки - «борки».

Комплект шапоцницы из коллекции Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)
Комплект шапоцницы из коллекции Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)

В комплект также входили яркий по цвету «тканевый» прямой сарафан, пояс, несколько рубах, одна-две нижние юбки на плотной подкладке из льняного холста или на ватине, чулки и валенки-катанки.

Комплект «шапоцницы» дополняли от трёх до десяти гарусных, шерстяных и шёлковых платков и шалей, и чем больше их было, тем костюм считался наряднее. Все платки складываются клином и надеваются на шею, причем самый большой платок надевается на низ, а на него остальные поменьше, так, чтобы видна была кромка или бахрома каждого из них.

Поверх шалей и платков девушки надевали ещё три алых шёлковых платка, укладывая их строго определённым образом: первый складывали косынкой и накидывали на шали, затем концы платка закладывали под накладной воротник в перекрест на груди; второй шёлковый платок надевали поверх первого, а концы его, каждый со своей стороны, продергивали под воротником и укладывали на плечи - «крылом»; третий платок накидывали сверху, а концы его продевали под воротником и укладывали на грудь.

Украшения в комплекте шапоцницы из коллекции Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)
Украшения в комплекте шапоцницы из коллекции Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)

Наперсные кресты, шейные и нагрудные украшения завершали убранство костюма. На шубку надевали до трёх крестов на цепочках. Пинежанки умело переплетали на груди цепи так, чтобы цепь каждого креста была видна. Носили их вместе с янтарными бусами. Шейным украшением являлся «наборочник», который, так же, как и в костюме «повязочницы», надевали поверх широкого белого воротничка-стоечки с мелкими складками по краям («ожерелок»).

Костюм «шапоцницы» бытовал на Пинежье почти до 30-х годов XX в. Носили его на зимние праздники: Рождество, Крещение, Сретенье, Масленицу.

К праздничным нарядам полагалась и нарядная обувь. В качестве обуви к такому наряду девушки надевали валенки тонкие «базарные» - фабричного производства или «катушки», «катанки» - валенки домашнего производства.

Пинежанки умели так сочетать цвета в костюме, что ни один из них не «кричал», и не выбивался из общего цветового строя наряда.