Между Ирландией и Шотландией
Карл II по уровню изворотливости, лицемерия и беспринципности превосходил своего отца. К тому же он не был связан отцовскими моральными соображениями. Это был тип политика «любой ценой».
В 1649 году свои главные надежды на реставрацию король (пока еще некоронованный, но всё-таки) связывал с Ирландией. Поначалу монархисты там неплохо наступали. Но высадка армии Оливера Кромвеля быстро перевернула ситуацию.
И вот теперь, лишившись «изумрудных» надежд, Карл II обратил внимание на страну вересковых пустошей, то есть на Шотландию. Тем более, что при его дворе подвизался ветеран гражданской войны в Шотландии лорд Монтроз.
Шотландцам категорически не понравились ни казнь Карла I, ни дальнейшая политика Охвостья Долгого парламента. Они провозгласили королем Карла II и прислали к нему в Голландию делегацию.
Первоначально переговоры шли, мягко говоря, сверхтяжело. Шотландцы сразу начали настаивать на принятии Карлом Ковенанта. Все его советники как один (главные из них лорды Хайд и Монтроз) горячо возражали. Мол нельзя идти на такой религиозный компромисс ради призрачной власти.
Поскольку это был еще 1649 год и надежды на Ирландию не потухли, Карл отказал шотландцам. Впрочем, уже от себя приватно намекнув, что с ним можно искать компромисса по отдельным вопросам. Парню не было еще и 20 лет, а он уже действовал как прожжённый политик. И более гибкий, чем его умудрённые опытом советники.
Стороны разошлись неудовлетворенные друг другом.
Бредский договор
В течение остатка 1649 года сторонников жесткой линии поведения Карла II постиг ряд разочарований. Ирландия фактически пала. Франция оказалась не в состоянии оказывать помощь родичу своего короля - кардинал Мазарини погряз в борьбе с Фрондой.
Да и деньги у Карла кончались. Что ж, когда нет другого пути, приходится идти на сделку с совестью. Даже ярая католичка мать короля Генриетта дала сыну совет найти точки соприкосновения с ковенантерами. В марте 1650 года Карл и шотландцы возобновили переговоры в городе Бреда.
Увы, позиция ковенантеров оставалась столь же жесткой и исключающей компромисс. Король должен принять их условия и точка!
Что это за условия? Во-первых, Карл подписывает Ковенант. Во-вторых, во всех своих владениях) к коим, разумеется, относится и Англия) учреждает пресвитерианскую церковь. Утверждает все принятые шотландским парламентом решения – это три. Разрывает с ирландскими католиками – это четыре.
Начались долгие, изматывающие всех переговоры. В них приняли участие и шотландцы, и приближенные Карла II и зять короля Вильгельм Оранский, которого сильно тяготило присутствие в Голландии шурина.
Во время переговоров лорд Монтроз попытался поднять восстание в Шотландии. И даже начал боевые действия. Однако потерпел поражение. И даже погиб. Эта карта короля шотландцами была бита.
Что еще оставалось делать Карлу II? Только капитулировать. По крайней мере. Внешне. 1 мая 1650 года договор был заключен. Карл II дал клятву на верность Ковенанту. Лорд Хайд сокрушенно написал:
«Мы стремительно отдаляемся от христианства, забывая при этом, что придется держать ответ в другом суде».
10 июня 1650 года Карл II отплыл из Голландии в Шотландию.
Главнокомандующий
Оливер Кромвель прибыл в Англию в мае 1650 года. Его встречали как спасителя, как триумфатора, наконец, как победоносное орудие в руках Господа. Значение генерала подчеркивалось местом его пребывания – Сент-Джеймским дворцом.
Но торжества торжествами, а следовало решать назревшую проблему – шотландскую. И для Кромвеля метод решения очевиден – военное вторжение. С этим он в сопровождении других генералов и пришел к Фэрфаксу.
Фэрфакс отказался возглавить военный поход в Шотландию. По его мнению, к этому не имелось никаких оснований. Вот если бы шотландцы напали на Англию как в 1648 году, тогда…
Для Кромвеля как политика и военного очевиден был ответ на вопрос: «Не лучше ли вести войну внутри другой страны, чем в собственной?» Конечно, лучше. Следует упредить врага в развертывании и нанесении удара.
В общем, как ни уговаривали Фэрфакса, тот отказался наотрез. Категорически и бесповоротно. Ну что ж, в таком случае главнокомандующим назначили Оливера Кромвеля. Никакой другой, равной ему фигуры, на политическом и военном горизонте парламентской Англии просто не было.
Генерал тут же сформировал штаб и высший командный состав своей армии. В него вошли генерал Ламберт, брат Дона Лилберна Роберт и другие. Вот тут наконец в ближайшем окружении Кромвеля и появляется полковник Джордж Монк.
22 июля 1650 года 15-тысячная армия Оливера Кромвеля подошла к границе Шотландии. Карл Стюарт (для кого-то Карл II) находился уже там. Начиналось очное противостояние Кромвеля и еще одного короля.
Продолжение:
--------
Все материалы серии "Кромвель против короля":