Найти в Дзене
Заметки пользователя

По следам Колчака: Тайны затерянного золота и старинные артефакты Омска

Оглавление

Омск — город, богатый историей, полон тайн и легенд. Одной из самых интригующих историй является судьба золота адмирала Александра Колчака, который в начале XX века играл ключевую роль в Гражданской войне. Сегодня кладоискатели и историки продолжают искать следы этого золота, а также другие старинные предметы, которые могут рассказать о прошлом города.

История Колчака и его золота

Александр Колчак — российский адмирал и лидер белого движения во время Гражданской войны. Вместе с другими военными и политическими деятелями он хранил значительные запасы золота, призванного поддержать антибольшевистские усилия. В 1919 году, в условиях хаоса и поражений, Колчак отправил часть золота, предположительно, в тайные места, чтобы предотвратить его захват противником. С тех пор слухи о местонахождении этого золота не утихают.

Гражданская война и белое движение

После Октябрьской революции 1917 года Колчак стал одним из лидеров белых сил. В В ночь на 18 ноября 1918 года в Омске происходит военный переворот, Директория была свергнута. У власти оказалось Российское правительство А.В. Колчака. Ему был присвоен следующий чин – полного адмирала. Также он был провозглашен Верховным правителем и Верховным главнокомандующим. В качестве правителя Колчак находился в Омске один год.

Цель Белого движения – победить большевиков и возродить Российскую империю, была недостижима без золотого запаса (да и собран он был отнюдь не революционным, а царским правительством Николая II. Чтобы сохранить, белые переправили его сначала в Самару, потом в Уфу, а затем в Омск.где находилась ставка верховного правителя – Колчака.

Летом 1919 года в здании Государственного банка в Омске Колчак устроил выставку золотого запаса и редких драгоценных предметов для иностранных дипломатов, чинов высшего командования союзными войсками и представителей прессы, чтобы наглядно продемонстрировать финансовую состоятельность и платежеспособность своего правительства.

-3

с 18 ноября 1918 года по 12 ноября 1919 года Омск являлся столицей Белой России. Ставка Верховного главнокомандующего Белой Армией КОЛЧАКА также находилась в Омске. Таким образом, Омск оказался в центре внимания не только в России, но и в мире. В Сибири Омск считался промышленным и культурным центром. Часть рабочих, особенно на железной дороге, поддерживала большевиков.

Революционные настроения рабочих, а также горожан постоянно разжигались подпольным комитетом большевиков. Власть Колчака не принесла народным массам ожидаемых результатов. В Омске произошло восстание, организованное большевистским комитетом, которое было подавлено правительственным гарнизоном Колчака

.В связи с наступлением на Омск 5-й Красной Армии из города по железной дороге выдвинулись в направлении Иркутска эшелоны с золотом (в некоторых источниках упоминается 25 вагонов, а в других - 40; в них находился 1 миллиард 300 миллионов золотых рублей), охраняемые офицерами армии Колчака. Для сдерживания красных, исходя из условий военной тактики во время войны при отступлении, минерам был отдан приказ – взорвать железнодорожный мост через Иртыш.

-4

В период, когда литерный поезд №58-«бис» стоял в Нижнеудинске, в городе произошли политические изменения. Случилось вооруженное выступление большевиков. Они даже установили свою временную республику и создали собственное правительство. После митингов и споров правительство направило Верховному Правителю требование, в котором указывалось, что Колчак должен отречься от верховной власти и передать ее их правительству вместе с золотым эшелоном.

-5

В Нижнеудинске перед станцией Зима литерные поезда Верховного Правителя были задержаны надолго. Ими были забиты тупики и все запасные пути. Верховный через своего начальника штаба генерала Занкевича требовал немедленной отправки на восток всех эшелонов. Союзники через генерала Занкевича успокаивали адмирала, обещая отправить его поезда, как только пройдет основной поток чехословацких эшелонов. Высокие эмиссары союзных держав в ответ на прямо поставленный генералом Занкевичем вопрос, кто же хозяин на сибирской земле – Верховный Правитель или иностранцы, уклончиво отвечали, что это решение Высшего Союзного Командования: не допускать столкновения в арьергардных боях чехословацких войск с большевистскими, поэтому чехи должны покинуть Сибирь раньше эшелонов Верховного Правителя».

Тут самое время упомянуть о так называемом Чехословацком корпусе, который был расквартирован вдоль Транссиба и на многих участках фактически контролировал магистраль. Чехи и словаки (а вместе с ними были румыны, сербы и представители других народов), служившие в австро-венгерской армии, оказались в России в плену еще в годы Первой мировой и теперь, когда война закончилась, хотели вернуться домой. Сделать это они планировали по морю через Владивосток — и оказались участниками чужой для них Гражданской войны. В надежде добраться до морского порта чехи примкнули к белым, обещавшим эвакуировать их на французских кораблях.

Командование чехословацких военных, контролировавшее Транссиб, понимало, насколько существенной силой располагает. То ли в целях более быстрого продвижения своих солдатских эшелонов к Владивостоку, то ли чтобы оказать давление на Колчака, чехи постоянно задерживали движение колчаковского поезда и следовавших за ним эшелонов с золотом.

После шестидневного простоя в Красноярске Колчак совершил роковую для себя ошибку. Стремясь быстрее добраться до Иркутска, адмирал решил ехать отдельно от своих войск, оставив при себе лишь около 600 человек. Вокруг Транссиба действовали отряды повстанцев из большевиков и эсеров, которые устроили охоту за Колчаком и его золотом

Адмирал Колчак был предан французским генералом Жаненом (командующий войсками Антанты в России). В условиях отступления Белой армии он поддержал восстание против правительства Колчака в Иркутске и инициировал выдачу адмирала Политцентру эсеров. А те, в свою очередь, передали адмирала большевикам, которые его расстреляли.

После отречения адмирала от должности правителя контроль над вагонами с золотым запасом осуществляли белочехи. Но они вынуждены были передать 409 млн рублей золотом большевикам, чтобы те позволили им безопасно эвакуироваться из России. Часть золота попала в руки атамана Г. Семенова, который потратив его на оплату амуниции и оружия, поставляемого с Японии.

Легенды и поиски

В конце 1919 года главнокомандующий поездом направился на Восток и распорядился о транспортировке золота в том же железнодорожном составе. Казну загрузили в 40 вагонов и направили эшелон в Иркутск. 27 декабря 1919 года поезд с драгоценными слитками и главнокомандующим остановили представители Антанты (военно-политический союз России, Великобритании и Франции в годы Первой мировой войны — прим.ред.) на станции Нижнеудинск и заставили Колчака отречься от статуса Верховного правителя России. Колчака передали большевикам, он был расстрелян. Состав с золотом взял под контроль Чехословацкий корпус (добровольческое объединение, состоящее, в основном, из пленных чехов и словаков — прим. ред.), но вскоре вагоны также оказались в руках красной армии: чехи обменяли золото на беспрепятственный выезд из России. Говорят, к этому моменту в составе не доставало нескольких вагонов с золотом.

После его смерти слухи о местонахождении золота Колчака продолжали обрастать мифами. Множество кладоискателей и исследователей на протяжении десятилетий искали эти сокровища, в том числе в Сибири и на Урале. Однако ни одна из экспедиций так и не привела к конкретным находкам.

Золото Колчака стало символом утраченной надежды и истории, живущей в тени его жизни и деятельности. Интерес к его судьбе и загадкам продолжает существовать, привлекая внимание историков, искателей приключений и любителей загадок.

Вскоре финансисты РСФСР посчитают, что Колчак истратил более 230 миллионов рублей, или около 182 тонн золота. 35 миллионов забрали большевики при обратной транспортировке казны в Казань. Что случилось с оставшимися миллионами, неизвестно.

Есть версия, что золото выкрали чехи, пока охраняли поезд, идущий из Омска в Иркутск. Основанием для неё стало возникновения Банка чехословацких легионов, основанного вскоре после возвращения Чехословацкого корпуса на родину.

По другой версии, золото спрятали по приказу самого Колчака — и именно это предположение породило легенду о кладе генерала Колчака, который продолжают искать на всем пути, который проделал железнодорожный состав, начиная от Казани.

В каждой местности есть своя легенда о спрятанном золоте. Его искали в самых разных уголках Иркутской области — и в пещерах Усольского района, и в Усть-Илимском районе, на побережье Кругобайкальской железной дороги.

Документальных подтверждений ни одной из версий нет. Одни историки говорят, что восточнее Иркутска слитки не выезжали в принципе. Другие предполагают, что золото могло оказаться на Кругобайкальской железной дороге, где случилось крушение и вагоны ушли на дно озера. Существует легенда, что состав был сбит с путей огромным валуном, который спустили со скалы недоброжелатели — вагоны разлетелись, обнаружив золото: некоторую его часть тут же растащили, остальное погрузилось на илистое дно.

В 2009 году на дне Байкала глубоководные аппараты «Мир» на километровой глубине обнаружили металлические элементы, похожие на вагонный мост. Рядом, в грунтовых породах, были найдены блестящие бруски. Но взять пробы тогда так и не удалось, и миф так и остался мифом

Статуя Колчака в Иркутске
Статуя Колчака в Иркутске

.