Найти в Дзене
Книги и собаки

Сигналы примирения: действительно ли это сигналы и являются ли они успокаивающими?

«Сигналы примирения» (calming signals - дословно «успокаивающие сигналы») — это термин, придуманный норвежской дрессировщицей собак Турид Ругас, чтобы сгруппировать большое количество моделей поведения, которые, по ее словам, собаки используют, чтобы избегать конфликтов, предотвращать агрессию, успокаивать других собак и передавать информацию другим собакам и людям. С момента публикации книги Ругас в 2006 году «Диалог с собаками: сигналы примирения» стала популярной идея, что такие действия, как облизывание губ, обнюхивание земли, зевание, почесывание, отведение взгляда, игровой поклон, приседание, мягкий взгляд, моргание и даже чихание (наряду со многими другими) являются социальными сигналами, которые помогают успокоить окружающих. Наблюдения Ругас убедительны, и многие дрессировщики собак и специалисты по поведению многому научились из ее работы. Однако термин «сигналы примирения» вошел в лексикон без особого анализа, что проблематично. Использование термина, который приписывает фун

«Сигналы примирения» (calming signals - дословно «успокаивающие сигналы») — это термин, придуманный норвежской дрессировщицей собак Турид Ругас, чтобы сгруппировать большое количество моделей поведения, которые, по ее словам, собаки используют, чтобы избегать конфликтов, предотвращать агрессию, успокаивать других собак и передавать информацию другим собакам и людям. С момента публикации книги Ругас в 2006 году «Диалог с собаками: сигналы примирения» стала популярной идея, что такие действия, как облизывание губ, обнюхивание земли, зевание, почесывание, отведение взгляда, игровой поклон, приседание, мягкий взгляд, моргание и даже чихание (наряду со многими другими) являются социальными сигналами, которые помогают успокоить окружающих.

При переводе книги Тюрид Ругос издательство Догфренд внесло еще больше путаницу в терминологию, назвав успокаивающие сигналы - сигналами примирения
При переводе книги Тюрид Ругос издательство Догфренд внесло еще больше путаницу в терминологию, назвав успокаивающие сигналы - сигналами примирения

Наблюдения Ругас убедительны, и многие дрессировщики собак и специалисты по поведению многому научились из ее работы. Однако термин «сигналы примирения» вошел в лексикон без особого анализа, что проблематично. Использование термина, который приписывает функциональность моделям поведения до научной проверки того, правда это или нет, создает проблемы и является большим табу в этологии. Одна из проблем заключается в том, что утверждение, что определенные виды поведения являются «сигналами примирения», создает предвзятость, так что люди склонны принимать, что это на самом деле то, что они делают. Идея о том, что эти сигналы функционируют таким образом, является интригующей гипотезой. Однако за годы, прошедшие с тех пор, как Ругас поделилась своими идеями с сообществом собаководов, еще не было адекватных тестов их функции или существенных усилий, чтобы определить, имеют ли различные виды поведения разные функции. Скорее, идея о том, что они были успокаивающими сигналами, была широко принята без того, чтобы подвергаться строгому научному изучению.

Но являются ли успокаивающие сигналы действительно сигналами и успокаивают ли они на самом деле? Некоторые из этих сигналов, такие как облизывание губ (или носа), отворачивание или зевание, также являются выражением стресса у собаки. Так есть ли разница между успокаивающими сигналами и сигналами стресса? Мы просто используем разные способы для описания похожего поведения? Новые исследования по этим предметам попытались лучше понять функцию этого поведения (Gazzano & al., 2010 ; Mariti & al., 2010 ; Mariti & al., 2014).

Как социальные животные, собаки развили сложные формы общения посредством языка тела и вокализации. Некоторые сигналы носят угрожающий характер, такие как рычание, лай, выпад или демонстрация зубов, и предназначены для того, чтобы держать других подальше. Другие виды поведения, как своего рода «язык мира» по словам Ругас, предназначены для поддержания мира между собаками и избегания или прекращения конфликтов. Эта вторая категория поведения — то, что она называет «сигналами примирения», и используется во время взаимодействия с другими собаками или с людьми.

Собаки чаще всего используют такие сигналы, когда им некомфортно в какой-то ситуации, и, по словам Ругаса, когда они сообщают о своем дискомфорте. Наклон человека над собакой, прямой и длительный зрительный контакт, крик, замешательство или ощущение того, что она в ловушке, как правило, вызывают одно или другое из этих видов поведения.

-2

Многие из «сигналов примирения» попадают в одну или другую из следующих категорий поведения, также называемых:

  • Смещенное поведение: когда животные находятся в конфликте между двумя побуждениями, например, если они хотят приблизиться к объекту, но в то же время не уверены, они иногда будут проявлять поведение, которое не имеет ничего общего с ситуацией. Почесывание, обнюхивание земли, самовылизывание — вот некоторые из многих форм смещенного поведения. Исследования на животных и людях показали, что это поведение напрямую связано с уровнем испытываемой тревожности (Maestripieri & al., 1992; Troisi & al., 2000). Например, у бабуинов, когда особь находится рядом с доминирующим бабуином, он/она увеличит количество самонаправленного поведения (Castles & al. 1999).
  • Жесты умиротворения: эти действия направлены на то, чтобы компенсировать любую потенциальную угрозу со стороны другого животного. Покорное поведение, игровые поклоны, взгляды в сторону и улыбки демонстрируются в попытке заверить получателя в том, что он не намерен причинить вреда. Очевидным примером такого поведения является ситуация, когда собака переворачивается на спину или опускает голову в знак подчинения, когда хозяин ругает ее за то, что она пописала на ковер. У людей жесты умиротворения очень похожи, и мы умиротворяем других сжатой позой, опущенной головой и избеганием взгляда (Keltner, 1995).
  • Признаки стресса: облизывание губ (или носа), зевание, отряхивание, китовый глаз (видимый белок глаза), движения головы были идентифицированы как признаки стресса. Так же, как и собаки, мы тоже склонны к бегающему взгляду и поворотам головы, когда тревожимся (Perkins, 2012). Возможно, что некоторые из этих поведенческих реакций помогают животному повысить способность собирать информацию и оценивать ситуацию. Другие признаки, такие как зевание или отряхивание, в основном являются физической реакцией, способом снизить уровень тревожности.

Как мы видим, различные формы поведения, называемые «сигналами примирения», не являются специфическими для собак, но часто выражаются очень похожими способами во всем животном мире. Поскольку у нас тоже есть своя собственная форма такого поведения, мы можем использовать свой собственный опыт, чтобы попытаться понять, что происходит в сознании собаки. Кажется, что, по крайней мере, мы должны различать поведение, которое в основном является рефлексами, физиологическими реакциями на стрессовую ситуацию, и поведение, которое является сознательными и преднамеренными попытками сообщить о нашем внутреннем состоянии и намерениях.

В биологии термин сигнал используется для определения черт или поведения, которые изменяют поведение получателя таким образом, что это принесет пользу сигнализатору (Брэдбери, 1998). Чего мы до сих пор не знаем, так это того, действительно ли эти сигналы демонстрируются собаками в сознательной попытке успокоить ситуацию. Некоторые из этих форм поведения в основном являются выражением автоматических функций, и даже если они влияют на то, как собаки взаимодействуют, нам все еще нужны дополнительные исследования, чтобы по-настоящему понять их роль в коммуникационном репертуаре собак.

В 2017 г было проведено пилотное исследование, изучающее функцию моделей поведения, которые были отнесены к категории сигналов примирения. Целью исследования «Analysis of the intraspecific visual communication in the domestic dog (Canis familiaris): A pilot study on the case of calming signals» было оценить, используются ли поведения, которые были названы (успокаивающими) сигналами примирения, для общения, и снижают ли они потенциально агрессивные ситуации между собаками. В ходе исследования наблюдалось, что 24 собаки взаимодействовали по две за раз. Собаки взаимодействовали со знакомыми и незнакомыми собаками обоих полов.

В ходе исследования было зафиксировано 2130 сигналов примирения, наиболее распространенными из которых были поворот головы, облизывание носа, замирание и отворачивание. Собаки с большей вероятностью демонстрировали успокаивающие сигналы, когда взаимодействовали с другой собакой, по сравнению с тем, когда они не взаимодействовали, что предполагает коммуникативную роль. Однако это не доказывает этого, поскольку возможно, что такое поведение указывает на стресс и что оно чаще проявляется во время социальных взаимодействий, чем вне этого контекста, поскольку такие взаимодействия вызывают стресс. Фактически, большинство сигналов, которые Ругаас назвала «(успокаивающими) сигналами примирения», также считаются индикаторами стресса.

Больше сигналов примирения демонстрировалось, когда собаки взаимодействовали близко (в пределах 1,5 длины тела от другой собаки), чем когда они взаимодействовали на большем расстоянии. В целом, больше успокаивающих сигналов демонстрировалось во время взаимодействия с незнакомыми собаками, чем со знакомыми собаками, но облизывание рта наблюдалось чаще, когда другая собака была знакома.

Во время взаимодействий в исследовании было 109 случаев агрессивного поведения. Сигналы примирения никогда не производились непосредственно перед агрессивным поведением, но в 67% случаев по крайней мере один сигнал примирения следовал за агрессивным поведением. В более чем 79% случаев, когда успокаивающий сигнал следовал за началом агрессии, наблюдалась деэскалация агрессивного поведения. Эти данные согласуются с идеей о том, что эти виды поведения успокаивают других собак и уменьшают их агрессию, но работа слишком предварительна, чтобы сделать такой вывод наверняка. Необходимы дополнительные исследования для изучения других возможностей, таких как роль стресса в этих видах поведения и их последствия, а также потенциально различные функции каждого из десятков видов поведения, которые были объединены под термином «сигналы примирения».

Это пилотное (или предварительное) исследование, и хотя результаты интригуют, они никоим образом не являются окончательным тестом функции «сигналов примирения» у собак, на что авторы справедливо указывают в своей статье. Хотя это исследование делает попытку проверить часто принимаемую гипотезу о том, что многие модели поведения функционируют как успокаивающие сигналы, которые деэскалируют агрессию, его самый большой недостаток заключается в том, что в нем отсутствует очень важный контроль. Деэскалация агрессии довольно распространена, и в этом исследовании авторы сообщают о частоте деэскалации после успокаивающего сигнала, но не сообщают о скорости деэскалации при отсутствии успокаивающего сигнала. Часть проблемы заключается в том, что при таком количестве возможных успокаивающих сигналов вполне вероятно, что один из них будет продемонстрирован в ответ на агрессию. (Собаки вряд ли не будут реагировать на такое поведение.)

Чтобы оценить функцию поведения, необходимо знать частоту, с которой агрессия деэскалируется при отсутствии каких-либо успокаивающих сигналов. Мы знаем, что часто происходила деэскалация при отсутствии успокаивающих сигналов, потому что авторы сообщают, что в довольно многих случаях собака, на которую была направлена ​​агрессия, уходила или убегала, увеличивая расстояние между двумя собаками, что часто было связано с деэскалацией агрессии. Бегство не считается успокаивающим сигналом, и все же, когда расстояние между двумя собаками увеличивалось, обычно также происходила деэскалация агрессии. Будущие исследования должны изучить различия в поведении в случаях, когда была деэскалация, и в случаях, когда ее не было.

Собаки, как и другие животные, демонстрируют огромные различия в поведении, и следует ожидать различий в социальных взаимодействиях, когда разные собаки взаимодействуют, и, возможно, даже когда одни и те же собаки взаимодействуют в разных ситуациях, местах и ​​контекстах. Крайне маловероятно, что все собаки всегда делают то или это все время, и данные более контролируемых исследований на дополнительных собаках в разных обстоятельствах наверняка не только расскажут нам, насколько полезны сигналы успокоения, но и прольют свет на то, как еще их можно использовать. Это будет очень ценная информация.

Ссылки: