Призраков в Праге, наверно, все-таки поменьше, чем живых людей. Но их там довольно много, и один необычнее другого. В этой статье я расскажу о призраке, появление которого связано с реальным историческим событием.
В средние века ремесленники в европейских городах делились на цехи. Цех пекарей, цех ткачей, цех красильщиков и так далее. Люди не просто объединялись по профессиональному признаку, но и поддерживали друг друга, вместе отмечали праздники. И была у них важная обязанность - если на город нападал враг, каждый цех должен был вооружиться и защищать строго определенный участок стены, какую-нибудь башню, ворота, другое место.
Пражский цех мясников отвечал за костел св. Якуба Старшего в Старом Месте. Этот костел находится неподалеку от Староместской площади, но располагается не там, где течет основной туристический поток, и поэтому многие туристы даже не подозревают о его существовании. Хотя храм очень интересный, и с ним связано множество легенд.
Об этом костеле на моем канале есть статья. Там же можно познакомиться еще с парой легенд, которые к нему относятся.
Так вот, в 1611 году на Прагу обрушились ландскнехты, солдаты-наемники, навербованные епископом Леопольдом из Пассау. Дело в том, что у императора Рудольфа II Габсбурга случился конфликт с его младшим братом Матиасом. Рудольф проиграл и, в частности, был вынужден пойти на уступки чешским сословиям (как бы мы сейчас сказали - общественности: крупным феодалам-панам, мелким феодалам-рыцарям и горожанам), а особенно - сторонникам протестантского вероучения.
В один прекрасный момент его посетила светлая (на самом деле - не очень) мысль обратиться за помощью к двоюродному брату, Леопольду, епископу города Пассау.
Тот, хоть и был священнослужителем, не стал проповедовать мир и говорить "Ребята, давайте жить дружно". Он поступил проще: навербовал наемников и двинулся с ними к Праге.
Воинство Леопольда маршировало по чешским землям, грабило, захватывало деревни и города. Сословия спешно начали собирать армию. Матиас Габсбург решил, что без него тут не обойтись, и тоже начал собирать войска. Рудольф потирал руки в ожидании того, как ландскнехты из Пассау хорошенько намнут бока всем его врагам.
И да, про призрака я не забыл, он тут еще появится.
12 февраля 1611 года воинство из Пассау во главе с епископом Леопольдом подошло к Праге с запада.
Наемники Леопольда выбили армию чешских сословий с западного берега Влтавы, попытались перейти на восточный берег по Карлову мосту, и, согласно полулегендарной истории, только оказавшийся в нужное время в нужном месте 10-летний мальчик успел опустить решетку в воротах мостовой башни, не пропустив врага.
Но тут появилась другая напасть. Городская беднота и крестьяне из окрестных деревень под шумок принялись грабить католические храмы - армии было не до них, армия бдела в районе Карлова моста, готовясь к очередному натиску ландскнехтов с того берега.
И тогда пражские мясники кинули внутрицеховой клич, стали вооружаться и идти к костелу, который обязаны были защищать. Позвали и некоего Томаша, одного из городских мясников.
А он не пошел. Потому что отлично проводил время с любовницей. В западной части города хозяйничают наемники, которые хотят денег, говорят, что епископ Леопольд им не платит, и поэтому, мол, они возьмут плату сами, причем такую, какую сами пожелают. В восточной части города собралась чернь, желающая грабить монастыри и гнать из них католических священников. А Томаш - в постели с прелестной девицей. Хорошо устроился и получает удовольствие.
Но ситуацию как-то удалось урегулировать. Ландскнехты так и не смогли прорваться по Карлову мосту. Наемники не решились драться с двумя армиями - чешских сословий и Матиаса - и предпочли отступить. К тому же Леопольд не действительно заплатил им часть обещанных денег, а сословия предложили заплатить за него, и ландскнехты согласились. Грабящую костелы чернь разогнали. Костел святого Якуба Старшего даже ничуть не пострадал.
Но Господь разгневался на Томаша. Его братья по цеху - на улицах, с топорами, охраняют костел. Все при деле. А он, видите ли, предается прелюбодеянию.
И Бог сделал Томаша призраком. Теперь он обречен по ночам вечно бродить у костела св. Якуба Старшего, вооружившись огненным топором. Столетиями призрак несет стражу, и когда его дозор будет закончен, не ведает никто, кроме Господа Бога.
Наверно, мораль у легенды такая, что не нужно пытаться ночью грабить пражский костел св. Якуба Старшего - можно встретить там грозного и вооруженного призрака.
Друзья! Новые материалы на канале сейчас появляются благодаря финансовой поддержке читателей. Если вы считаете, что каналу стоит продолжать работу, можно выразить автору свое "спасибо" в денежном виде.
Для этого предусмотрена удобная форма - вот она:
Сумма может быть любой - в пределах разумного, конечно. И напоминаю, что все это исключительно добровольно. Но без поддержки канал снова заглохнет. Спасибо!
Больше легенд Праги - по ссылке.
Подборка периодически пополняется.