Всем привет! Великобритания, Австралия, СССР и 1968 год. Каждый Москвичевод знает как это связанно. Конечно же событием в спортивной индустрии которое называется Марафон Лондон-Сидней. Ралли века! В котором наш советский автомобиль принимал участие. В этом декабре 2025 года исполняется 57 лет этому событию.
Мне было интересно систематизировать основную информацию и собрать факты в одном ролике для того, что бы новое поколение, которое далеко от того времени, видела в нашем советском автопроме не устаревшую технику, а большой труд наших людей, который был вложен в советские автомобили. Сразу предупрежу всех недобрых экспертов и знатоков: если вы вся знаете - очень рад за вас. Проходите мимо) Не надо писать в комментариях что это и так все известно! Пускай. Это видео я делаю для того что бы объединить информацию из разных источников в один ролик. Поехали.
Глава 1. Марафон Лондон - Сидней. Общие сведенья.
Начало марафона положено 24.11.1968. Маршрут составил 16 000 км по 3 континентам и 11 стран миара. К 17 декабря было завершающей датой, таким образом марафон продлился 24 дня.
Марафон стал одним из важных событий в истории автоспорта. Гонка планировалась как однократное мероприятие, но позже были проведены еще 5 ралли по этому маршруту. В 1977 году, 1993, 2000 и 2004 годах.
Конечно в этой гонки был призовой фонд, который состоял из трёх премий и одного дополнительного приза: от 2 х до 10 фунтов стерлингов. В ралли участвовали представители от 15 стран.
Глава 2. С чего бы? Зачем?
Для чего это надо было Европе? В те года в Великобритании был экономический кризис, вызванный последствиями Второй мировой войны. Страна испытывала серьезные потрясения, которые выражались в девальвации национальной валюты.
Отдельные деятели Великобритании осуществляли деятельность, направленную на общий подъём экономики.
Одним из таких лиц стал владелец Daily Express сэр Макс Эйткен. Владелец газеты со своей командой — решили спонсировать спортивное мероприятие, в котором хорошо могут выступить представители Британии.
В СССР в то время всеми силами пытались увеличить экспорт отечественных автомобилей за границу. Ведь за проданные автомобили государство получало валюту. И самостоятельно существовать без экспорта товара за границу завод просто не может. И участия Москвича в гонках стало отличной возможностью продемонстрировать на весь мир успех социалистического автопрома и про рекламировать Москвичи европейским дилерам. В некоторые годы на экспорт уходило до 55% всех произведенных москвичей. За границей он продавался под названием Элит 1500 и стоил дешевле конкурентов. Для примера 412 899 фунтов, а ближайшие конкуренты по классу стоили 1200 - 1500 фунтов. Есть разница.
Глава 3. Техника.
На ралли в Лондон отправился Москвич 408. Кузов и подвеска от 408, а мотор 412 с новой кпп. Мотор собран, обкатан, разобран, подшлифован и еще раз собран. Но это был абсолютно серийный мотор. Наш Москвич был малолитражкой по сравнению с остальными участниками гонки. 1,5 литра. 280 Мерседес бенз имел кубатуру в 2,8 литр, мощностью 180 л.с. и при этом соревновался с москвичом.
У большинства соперников мотор был не в пример мощнее, но соответственно – требовательным. А в странах Азии гонщикам приходилось заправляться местным низкооктановым бензином. Так, на Porsche 911 снижали степень сжатия, а мотор одного Ford Coritna-Lotus не выдержал этого испытания и вышел из строя. Москвичи же, не избалованные качественным горючим, спокойно перенес это испытание.
Передняя часть автомобиля предусматривала доп опцию - Кенгурятник. Что бы не повредить автомобиль при столкновении с кенгуру. Ведь это Австралия. Там их много. По современным нормам безопасности это как минимум негуманно. Трассы были не огорожены. Напомню, 16000 км. На пути попадались и звери и гражданские автомобили.
В некоторых источниках я находил, что какие то ралиные Москвичи имели каркас безопасности из хромансилевых труб. Но по фото с марафона Лондон- сидней мы видим, что никакого каркаса не было. Конкретно на этих машинах.Если кто то знает на какие ралиные машины СССР ставился такой каркас - пишите в комментариях. Зато была защита картера. Дополнительный свет. Для мотора установили высотный корректор в карбюратора для работы в высокогорных условиях. В ралли была высота выше 5000м. На такой высоте человеку становится трудно дышать, а мотору и тем более. И тут наши изобрели вот такое устройство с чувствительным элементом на изменение атмосферного давления. В нем был механизм, регулирующий подачу топлива из распылителя во всасывающий тракт путем изменения разрежения в главной дозирующей системе карбюратора. Был установлен дополнительный топливный бак на 75 литров . И диски увеличенной ширины. Снаряженная масса такого Москвича составляла 1300 кг! Против 1045 того что шло с завода. + 255 килограмм. Но сюда еще и запасные части входили, которые они везли с собой, на случай ремонта. Некоторые автомобили соперников были специально облегчены и имели кузовные детали из полимерных материалов. А на чувствительный элемент, например сильфон, реагирующий на изменение атмосферного давления, и исполнительный механизм, регулирующий подачу топлива из распылителя во всасывающий тракт путем изменения разрежения в главной дозирующей системе карбюратора Москвиче кузовное железо только 1,1 мм. Вот с такими характеристиками наши Москвичи двигались вперед!
Гл. 4. Команда
В ралли принимала участие команда «Автоэкспорта». Это объединение по налаживанию торговых отношений с другими странами.
В команду входили экипажи Сергея Тенишева (20 место по итогам ралли), Уно Аавы (22 место), Александра Ипатенко (33 место) и Виктора Щавелева (38 место).
Вот краткая биография капитанов экипажей. На момент проведения марафона им было окало 40 лет.
Сергей Тенишев. Годы жизни 1928—1996 — советский раллийный гонщик послевоенной эпохи, победитель первого многодневного ралли СССР, участник множества международных соревнований.
В 1958 году Тенишев, в составе первой советской команды принял участие в ралли «1000 озёр» в Финляндии. Выступали на стандартных 407-х «Москвичах» против доработанных Alfa-Romeo, Saab, Volkswagen.
Уно Аава . Родился в 1928 года. — эстонский автогонщик и историк спорта. окончил Таллиннский технологический университет. В 2001 году он был признан лучшим раллийным гонщиком Эстонии XX века.[1] В 1959 и 1963 годах он выигрывал чемпионаты Советского Союза. В 1960–1970 годах он был членом национальной сборной Советского Союза по гонкам.[1]
Александра Ипатенко . Годы жизни 1925-2010 гг. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР. в 1960-е годы был начальником Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР, в начале 70-х возглавлял бюро спортивно-гоночных автомобилей АЗЛК.
Виктор Щавелева (38 место)[2]. Годы жизни 1928, - 2011 — советский автогонщик. Окончил автомеханический техникум ЗИС, а так же авиационное училище по специальности «бортовой техник». Чемпион СССР по кольцевым гонкам, трёхкратный чемпион СССР по ралли. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.
Конечно же были и другие члены команды: Александр Терехин, Эманнуил Лифшиц ,Юрий Лесовский, Валентин Кислых, Эдуард Баженов, Виктор Широченков.
Глава 5. Результаты
До финиша добрались пятьдесят шесть автомобилей, в том числе четыре команды «Автоэкспорта» на автомобилях «Москвич-408».
Победители ралли Лондон — Сидней распределились следующим образом:.
1 место -Великобритания. Эндрю Коуэн на автомобиле Hillman Hunter.
2 место - Великобритания. Пэдди Хопкирк на BMC 1800.
3 место - Австралия. Ян Вон на Ford Falcon GTСамым результативным из команды Автоэкспорт на ралли стал экипаж С. Тенишева, его Москвич пришёл к финишу двадцатым.
16 000 км по разбитым дорогам, 24 дня в пути. Наш автомобиль выдержал испытание и теперь история марафона века не возможна без нашего Москвича.