В Москве проходит уникальная выставка "Драгоценности! Блекс русского двора", на которой среди роскошный платьев, аксессуаров, ювелирных украшений и предметов прикладного искусства, принадлежавших лицам (в основном, конечно, дамам) высшего света 19-20 веков, также представлены и портреты. Меня всегда впечатляет и буквально завораживает то, как художники передают взгляд особы (и вы смотрите на портрет, и за вами с портрета внимательно наблюдают), складки ткани и кружев платья дам - кажется протяни руку и вот можно будет ощутить прохладу шелка, блеск драгоценностей, живые кисти рук... немецкие художники-портретисты Рихард Лаухерт (1823-1868) и Франц Ксавер Винтерхальтер (1805 –1873) или французский живописец Франсуа Фламенг (1856-1923) безусловно были мастерами своего дела. Их портреты. а точнее особы запечатленные на этих портретах, всегда женственны, обворожительны и утонченны... Так вот среди многих иных прекрасных портретов богатой экспозиции мое внимание привлек этот. Подпись под портретом гласила:
Портрет великой княгини Ольги Федоровны, 1857 год
И эта великая княгиня дома Романовых оказалась мне не знакома....
Ну, что ж...давайте рассуждать, вспоминать и узнавать с очаровательную княгиню!
Иностранка!?...
Как мы с вами помним, князей в роду Романовых в 19 веке с именем Федор не было, а значит по рождению российской княжной, а далее княгиней эта барышня быть не могла. При этом отчество "Федоровна" девушка, будучи от рождения иностранной принцессой, могла получить, приняв православие, выходя замуж как раз за одного из российский князей. Отчество давалось в честь Феодоровской иконы Божьей матери, почитаемой в доме Романовых как чудотворный символ, дарующий семейное счастье и материнство.
Вот это уже похоже на правду! 👑
Итак, перед нами на портрете немецкая принцесса Цецилия Августа, маркграфиня Баденская, рожденная в 1839 году в семье Софии Вильгельмины Катарины Марии Ловисы Шарлотты Анны Шведской (1801-1865), великой герцогини Баденской
и великого герцога Баденского Леопольда (1790-1852)
Кстати, в семье было 8 (восемь) детей, из которых 7 (семеро) достигли совершеннолетия и зрелости (примечательно для уровня детской смертности тех лет). Цецилия была самой младшей из них.
Потенциальная невеста великого князя Михаила Николаевича
Великий князь Михаил Николаевич родился в 1832 году и был самым младшим ребенком в семье императора Николая I (его старший брат Александр (будущий император Александр II) появился на свет в 1818 году, а в 1841 уже был женат). Как и остальные дети семейства мальчик получил домашнее образование, и как всех остальных мальчиков рода Романовых его готовили к карьере военного. Представьте, вам идет второй день от роду, а вы (волей отца императора) уже зачислены шефом лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Ну, какие тут могут быть разговоры в строю?! )) Николай I строго следил за образованием своих сыновей и в качестве учителей Михаилу были приглашены лучшие из лучших: обязательные учебные курсы читал профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета Иван Шульгин (1796-1869), с геологией знакомил горный инженер Георг фон Гельмерсен (1803-1885), курсы по артиллерии пояснял полковник, профессор артиллерийского училища Александр Степанович Платов (1817-1891), о военной инженерии рассказывал профессор Николаевской инженерной академии Федор Федорович Ласковский (1803-1870) и многие иные именитые ученые мужи.
В свои 14 лет Михаил получил чин подпоручика, в 18 лет - полковника 2-ой Артиллерийской бригады, а в 20 лет был произведен в генерал - майоры с зачислением в императорскую свиту. Может сложиться ложное впечатление, все эти чины раздавались "просто так", за родство с императором. Но это ошибочно. У сыновой Николая I была возможность проверить полученные знания о военном деле и применить свои навыки в период с 1853 - 1856 года, участвуя в баталиях Крымской войны. Све боевое крещение молодой генерал получил в сражении под Севастополем в 1854 году. В 1856 году приступил к исполнению обязанностей командующего всей русской артиллерией. Я не случайно так подробно расписала путь становления молодого великого князя, к свои 24-м годам это был не просто мальчик, выросший в тепличных условиях дворцового Петербурга, это был боевой офицер. При это очень любивший свою мать и считавшийся с её мнением.
В том же 1856 году вдовствующая императрица Александра Федоровна в очередной раз направлялась заграницу, но целью поездки был не отдых в благоприятном европейском климате и не укрепление собственного здоровья, а выбор невесты для 24-летнего любимого сына Михаила. Александра Федоровна могла бы сделать выбор за сына, но... она решила для начала дать ему некоторую свободу выбора невесты из нескольких немецких принцесс уже выбранных ею самой.
Великий князь Михаил Николаевич был дружен и откровенен со своим старшим ( всего на 1 год) братом великим князем Николаем и всеми своими впечатлениями от поездки и, конечно, знакомств с потенциальными невестами он искренне делился в письмах. Вот такой Михаил увидел и заполнил для себя 16-летнюю принцессу Баденскую:
...черные волосы как смоль, красивые, такие брови и глаза. Рот не очень хорош, хотя и не велик, ради белых, но слишком длинных зубов. Щеки круглые румяные, талья не дурна, но видно по плечам, что не совсем еще сложилась. Хуже всего, что у нее прическа гладкая и что вообще ее держат как ребенка еще
Меж тем, от встречи к встречи великий князь нашел что-то свое родное в этой "необычной" по внешнему виду европейской принцессе - многие находили её излишне худой (склонной к сутулости), с высокими скулами и с раскосыми, почти азиатскими глазами... Обручение состоялось в июне 1856 года, а уже весной 1857 года немецкая принцесса прибыла в Петергоф.
Великая княгиня Ольга Федоровна
В середине августа 1857 года состоялось венчание великого князя Михаила Николаевича и немецкой принцессы, принявшей в православии имя Ольга Федоровна.
Забегая далеко вперед скажу, что брак этот окажется очень стабильным и счастливым (что для большинства союзов Романовых тех лет будет чем-то необычным): никаких связей на стороне, семеро детей (6 мальчиков и "лапочка"дочка, кстати, внешне очень похожая на мать), радушные хозяева гостеприимных домов (что в Петербурге, что в Михайловке, что на Кавказе), покровители многих лечебных и образовательных заведений. Какой была в жизни великая княгиня Ольга Федоровна и как была воспринята иными членами царской семьи - разговор отдельный. Отмечу, что через своего сына великого князя Александра Михайловича (Сандро) и его женитьбе на дочери императора Александра III - Ксении, она породнилась с императорской семьей; а через свою дочь великую княжну Анастасию Михайловну, выдав замуж за великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца III, с монархами Дании.
Пара слов о портрете Рихарда Лаухерта...
Вернемся к портрету... Благо в 19 веке появилась и стала доступна (как минимум богатейшим слоям общества) фотография. А также у великих князей появилась возможность познакомиться с невестой лично или увидев фото, а не как раньше - со слов и мнения видевшего особу, медальону или портрету.
В конце 1856 года великий князь Михаил вновь побывал в Германии и посетил свою "душку":
Моя душка выросла, покруглела...
На портрете как раз есть округлость черт, но фото не передают этого... Не кажется ли вам, что портрет Рихарда Лаухерта немного далек от той девушки, что в 1857 году прибыла в Россию?! И образ принцессы Цецилии слегла преукрашен, чертам придана большая миловидность и округлость (сравните с фото, даже прическа отличная от той, что в жизни придерживалась великая княгиня)?! Что это?! - желание угодить заказчику или тенденции живописи 19 века?
Делитесь своими впечатлениями в комментариях? Мне интересно ваше мнение!