Дорогие читатели, немного поздно, но поздравляю вас всех с прошедшими праздниками - Новым Годом и Рождеством! Пусть ваши желания исполняются, на душе будет светло и спокойно, а любимые спортсмены в наступившем году вас порадуют!
Сегодня хочу поговорить о новом шоу Евгения Плющенко и Яны Рудковской "Спящая Красавица", которое поставлено на классическую музыку Петра Ильича Чайковского к одноименному балету, сюжет которого, насколько это возможно для ледового спектакля, максимально приближен к либретто Всеволожского и Петипа к постановке Мариинского театра 1890 года.
Балет был создан по заказу дирекции императорских театров (это театры, существовавшие за государственный счёт и находившиеся в ведении императорского двора), инициатором его создания был сам директор театров Иван Александрович Всеволожский, который так же стал автором большинства костюмов. Задумывая этот балет, Иван Александрович хотел сделать спектакль с доселе невиданным великолепием и в сотрудничестве с балетмейстером Мариусом Петипа он создал воистину шедевр непередаваемой роскоши, настолько, что некоторые критики посчитали "Спящую красавицу" неприлично шикарной. На премьеру спектакля было выделено 42 тысячи рублей, по тем временам баснословные деньги для театральной постановки!
Недаром и Яна Рудковская считает "Спящую красавицу" своим лучшим и самым дорогим шоу на данный момент и я с ней соглашусь. Получилось действительно красиво!
Меня так заинтересовала история создания этого балета, что захотелось рассмотреть некоторых персонажей поближе и поделиться этим с вами, дорогие друзья )
Принцесса Флорина и Голубая птица - герои из сказки француженки Мари-Катрин д’Онуа (1651−1705) с весьма запутанным сюжетом, этакий микс из Золушки, Белоснежки и Морозко )) В шоу этих героев воплотили Владислав Дикиджи и Кира Трофимова. Ребята смотрелись красиво, даже пробовали парные элементы, но, по независящих от ребят причинам, номер был несколько недоработан.
Изначально партию Голубой птицы должен был исполнять Сергей Полунин, а Флорину - Елена Ильиных, но, увы, в последний момент их участие в шоу было отменено, о чем я очень сожалею - уверена, что их, выражаясь балетным языком, па-де-де стало бы одним из самых красивых и необычных номеров в истории ледовых спектаклей. Однажды я видела дуэт Полунина на паркете и Ильиных на льду, они исполняли фрагмент из "Лебединого озера", это было очень круто - демоничный Сергей и красавица Елена взорвали тогда ВТБ-арену. О причинах отказа четы Полуниных участвовать в шоу можно догадаться, ознакомившись с последними постами Сергея на его тг-канале - не вынесла душа поэта... Печально, что мы не увидели этого мини-спектакля в рамках шоу, ведь это один из самых красивых танцев оригинального балета.
Честно говоря, господин Полунин здорово подвел Яну Рудковскую, которой спешно пришлось менять исполнителей ролей и из-за этой его эскапады мы не увидели на льду дуэт Софьи Муравьевой и Влада Дикиджи в роли Кота в Сапогах, которого он классно сыграл в "Золушке":
"Белая кошка" - произведение той же писательницы, что и "Голубая птица", сюжет мы отдаленно знаем по нашей "Царевне-лягушке", да и "Сказка о царе Салтане" Александра нашего Сергеевича явно навеяна Кошечкой. Ну вы поняли:
Роль Белой кошечки получила Софья Муравьева и справилась с ней блистательно. К слову, я очень рада, что роль феи Сирени, которую Рудковская предложила Соне изначально, сыграла другая фигуристка - Софья Титова. Думаю, что с ролью Кошечки ни одна спортсменка не справилась бы лучше Муравьевой - это стопроцентное попадание! Мур-мяу от Муры ))
Уж не знаю насколько партия Кошки блатная желанна среди прим Большого, но в шоу она, пожалуй, самая интересная и привлекательная с точки зрения образа. Игривое кошачье платье выполнено по эскизу к первой постановке "Спящей Красавицы" Мариинского театра.
И снова я сожалею о том, не получилось воплотить дуэт Кота и Кошечки на льду - ведь это шуточный танец, где герои заигрывают друг с другом, показывают коготки и царапаются. Я бы на это посмотрела )) Кстати, скорее всего, эту сценку мы все же увидим, ведь Рудковская пообещала, что оставит "Спящую Красавицу" на следующий год.
У Софьи Муравьевой есть и другая роль, которую она исполняет в дуэте с самим Евгением Плющенко - это роль Королевы, супруги Короля Флорестана. Королеве положено королевское платье и во всех версиях балета королева одета как подобает монаршей особе, а вот как ее видел художник Лев (Леон) Бакст, который занимался оформлением балета "Спящая Красавица" для Дягилева:
Не могу не отметить, что и Соню одели по-королевски. Это самое красивое платье, которое я когда-либо видела в шоу, оно выглядит как произведение искусства. Ну и кому как не Евгению примерить на себя костюм монарха?
По словам Яны Рудковской в шоу есть нюанс, который создатели добавили для лучшего понимания происходящего детьми и, насколько я понимаю, это роль Ворона-рассказчика, которую исполнил Макар Игнатов, а озвучил Сергей Безруков. Ах, как красив Макар в этой роли, вот что значит удачно подобранный образ!
В этом году для участия в шоу Плющенко приехал знаменитый канадский фигурист и хореограф Эмануэль Сандю, который блистательно исполнил роль Церемониймейстера Каталабюта - это именно он забыл пригласить Карабос на крестины маленькой Авроры, чем и заварил всю эту кашу. Красивый, но рассеянный )
А таким Церемониймейстера представил художник Лев Бакст. Солидный )
Самая милая роль Мальчика-с-пальчик досталась маленькому Арсению Плющенко.
Младший сын Евгения Плющенко в свои 4 года уже неплохо стоит на коньках, и если в этом году Арсению помогала его тренер Екатерина Митрофанова, то в следующем году он вполне сможет побороться с Людоедом на льду, который в этот раз был на сцене. Кого можно взять на роль кровожадного Людоеда? А на роль его супруги - Людоедки? Гусары, молчать! Нелюбители, спокойно ))))
Роль антигероини - злодейки феи Карабос сыграла Александра Игнатова (Трусова). Это уже не первый антагонист в ее шоу-карьере - в "Лебедином озере" фигуристка воплотила образ коварной Одиллии, но в "Спящей красавице", на мой взгляд, образ получился более ярким и насыщенным, Саша в нем органична и по-моему, сама получает удовольствие от этой роли. Хороша!
Изначально Карабос изображали уродливой старухой, вот такой ее видел художник Лев Бакст:
Как ни странно, Карабос традиционно танцуют мужчины, причем данная партия больше пантомима, чем классический балетный танец из-за тяжелого костюма. Исполнял эту роль и Николай Цискаридзе:
Интересно мнение другого артиста, воплотившего этот образ - солиста балетной труппы Большого театра Геннадия Янина, который считает, что Злая Крестная не человеческое существо в принципе:
"Фея Карабос — это не мужчина, не женщина, а воплощение зла. Надо играть старуху, но при этом не ковылять, как старуха, так как мы все-таки на балетной сцене, надо танцевать по-старушечьи, <...> Я изначальное зло, которое еще и обидели, поэтому я настолько жестоко."
Как видим, образ злой феи в шоу Плющенко далек от оригинальной задумки, но давайте не будем забывать, что это не классическая постановка, а новогодний спектакль, который рассчитан, прежде всего, на детскую аудиторию, проще говоря - это "ёлка". Хотя, согласитесь, интересно было бы увидеть в этой роли какого-нибудь нашего парня. Петра Гуменника или Александра Самарина например )) Вообще, я считаю, в свете того, что парни сейчас набрали давно забытую популярность, есть резон поставить шоу с акцентом на мужские роли. Согласны?
Антипод Карабос - фея Сирени, самая могущественная среди фей, крестная Авроры. Именно она изменяет приговор обиженной Карабос, которая предрекла Авроре смерть или вечный сон, когда та в 16 лет уколет палец. Фея Сирени, еще не успевшая одарить свою любимицу, меняет пророчество - Аврора уснет, но прекрасный принц увидит ее, полюбит и подарит поцелуй вечной любви, тогда принцесса проснется. В день, когда Аврора засыпает, взмахом волшебной палочки фея Сирени погружает Королевство в столетний сон.
Так видел этот образ создатель "Спящей красавицы" Всеволожский:
А вот Добро и Зло - народная артистка России, прима Большого театра Екатерина Шипулина и Геннадий Янин - мило переглядываются на поклонах )
Костюм Екатерины Шипулиной - ох уж эта сетка, и в балете она мешает восприятию:
В шоу Плющенко фею Сирени исполнила прекрасная Софья Титова. Что интересно - Софье полностью удалось перевоплотиться из вредной смешной сестрицы Золушки в нежную, хрупкую, но сильную покровительницу сил Добра. Замечательный образ:
И, наконец, перейдем к главным ролям "Спящей красавицы" - принцессе Авроре и принцу Дезире, юным влюбленным. Насколько юным? У Шарля Перро девушка засыпает в 16 лет, в либретто есть вариации - 16 и 20 лет. Вот так видел Аврору создатель балета Всеволожский, обратите внимание на грудь. Это эскиз, на сцене, конечно, костюм выглядел куда более сдержанным, но совершенно очевидно, что авторы хотели видеть принцессу ммм... чувственной девушкой. Кстати, одной из первых исполнительниц этой роли была двадцатилетняя Матильда Кшесинская.
Принц тоже взрослый парень с усами:
Принцессу Аврору танцевали многие знаменитые балерины - Анна Павлова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, а партии Дезире исполняли лучшие танцовщики - Павел Гердт, Николай Фадеечев, Владимир Васильев. Особенно хочется отметить дуэт Максимовой и Васильева, которые были парой и в жизни, история их любви стоит отдельной статьи - они были вместе со школьной скамьи и прожили в браке 49 лет!
Конечно, мои читатели поняли к чему я клоню, ведь в шоу роли принца и принцессы исполнили дети - Елена Костылева и Александр Плющенко. Я очень хорошо отношусь к Саше, я обожаю катание Лены и считаю ее одной из тех спортсменок, которые рождаются раз в десятилетие, если не реже, но... В данном случае для меня этот дуэт - серьезное непопадание в роли или как сейчас говорят - мискаст. Ребята прелестны, но очень молоды, слишком молоды. И дело даже не в "поцелуе истинной любви" - ей, как известно, все возрасты покорны, и не в белой накидке, похожей на фату, в которой Лена появилась в конце спектакля рядом с Александром. Дело в том, что детей сложно воспринимать как влюбленную пару, которую благословляют Король и Королева, собственно они и не выглядят влюбленными.
Я прекрасно понимаю желание Яны Рудковской отдать главную роль в таком шикарном спектакле своему сыну, которому исполнилось 12 лет в один из дней шоу. Но куда торопиться? Такое масштабное шоу будет в репертуаре не один год, ну дайте Александру подрасти! Вы ангажировали нового Чемпиона России, любимца публики и красавчика Владислава Дикиджи, который мог бы отлично сыграть принца Дезире, и публика была бы в восторге! А принцесс, подходящих ему по возрасту, в "Ангелах Плющенко" хоть отбавляй ))
Да-да, я лезу не в свое дело, да, мне сейчас скажут - "делай свое шоу и распоряжайся", но, уважаемые читатели, я ни на что не влияю, а озвучить свое мнение считаю вполне уместным. В конце концов можно и поспорить, я всегда рада дискуссиям, если они не переходят в агрессивный холивар.
Статья получилось не совсем про фигурное катание и даже не совсем про шоу, но писать мне ее было интересно, в какой-то момент пришлось даже себя тормозить, чтобы окончательно не уйти в балетные дебри. Надеюсь будет интересно и вам :-)