Найти в Дзене
Дом Астурии

Моя прошлая жизнь в Пскове XII века: богатырь Добрыня, данные из Хроник Акаши и что говорит история

В детстве мне нравились истории про богатырей. И образы богатырей откликались в моей душе. Они как будто были эталоном того, что значит "жить правильно”. Эстетика древнерусского воина — меч, кольчуга, щит — была очень привлекательна. Детство прошло, всё это потускнело и почти забылось. По-новому пришлось взглянуть на свои детские образы, когда мой Ангел-Хранитель рассказал, что мы с ним были воплощены в Древней Руси как богатыри-воины. Одно дело, былины, а совсем другое узнать подробности своей собственной богатырской жизни. Мои исторические знания можно назвать выше среднего, но это поверхностные знания, с ограниченным пониманием деталей и примерным расположением дат. Если задать мне такие вопросы, например “Когда татаро-монголы пришли на Русь?”, “Кто был во главе войска?” я отвечу где-то 1240 и это был Батый. То есть Батыя я знаю, а дату промазал, на самом деле 1237 год. Но я не отвечу на вопрос кто такой Евпатий Коловрат и когда митрополит переехал в Москву. У Астурии знания о Древн
Оглавление

В детстве мне нравились истории про богатырей. И образы богатырей откликались в моей душе. Они как будто были эталоном того, что значит "жить правильно”. Эстетика древнерусского воина — меч, кольчуга, щит — была очень привлекательна. Детство прошло, всё это потускнело и почти забылось. По-новому пришлось взглянуть на свои детские образы, когда мой Ангел-Хранитель рассказал, что мы с ним были воплощены в Древней Руси как богатыри-воины. Одно дело, былины, а совсем другое узнать подробности своей собственной богатырской жизни.

Мои исторические знания можно назвать выше среднего, но это поверхностные знания, с ограниченным пониманием деталей и примерным расположением дат. Если задать мне такие вопросы, например “Когда татаро-монголы пришли на Русь?”, “Кто был во главе войска?” я отвечу где-то 1240 и это был Батый. То есть Батыя я знаю, а дату промазал, на самом деле 1237 год. Но я не отвечу на вопрос кто такой Евпатий Коловрат и когда митрополит переехал в Москву.

У Астурии знания о Древней Руси еще меньше, на уровне общеобразовательной школы.

И вот у нас с Астурией дошли руки разобрать это древнерусское воплощение. Что же она увидела?

Рождение богатыря

Астурия: Сегодня мы по просьбе Олега хотели просмотреть одно из предыдущих воплощений на Земле в виде славянского богатыря. Давай вопрос. Даже если тебе что-то кажется очевидным, всё равно проговаривай.

Олег: Хорошо. В каком веке это было воплощение и на какой земле?

Астурия: Говорят, среди вятичей, 12 век.

Олег: Но, может быть, поконкретнее? Где именно родился?

Астурия: Город Псков…

Псков, XII век

Моё прошлое воплощение, в образе богатыря по имени Добрыня, относится к началу XII века. То есть за 100 лет до татаро-монгольского нашествия. Место рождения — земли вокруг города Пскова. Прадед Добрыни, старейшина и основатель нашего рода, был пришлым на этих землях и происходил из племени вятичей.

Комментарий: На тот момент я не был уверен, что вятичи это древнерусское племя, а не жители Вятки. Тем более я не знал, кто жил на Псковской земле. И замечание, что он был пришлым, оказалось верным, дело в том, что Псков был землёй ильменских словен, тогда как вятичи обитали намного южнее, в районе бассейна Оки, где сейчас находится Тула.
Словене и вятичи
Словене и вятичи

В молодости прадед вступил в княжескую дружину и пришёл на новые земли в качестве воина и колониста. Выбрав место для поселения, он обосновался, расчистил лес и основал деревню. Чтобы укрепить и развить это новое поселение, он пригласил своих родственников обосноваться здесь, так что со временем деревня стала состоять преимущественно из его потомков и родственников.

Комментарий: В те времена Русь активно расширяла свои границы, осваивая пустующие или малозаселенные окраины. Появление нового рода, связанного общей хозяйственной деятельностью, соответствовало укладу того времени.

Добрыня родился в этой деревне в семье его внука — простой крестьянской семье, восьмым ребёнком. Семья была крепкая и зажиточная. Как показывают Астурии, — все были здоровые, румяные, высокие, а деревня отличалась достатком и крепкими хозяйствами. Дом был добротным, отец занимался земледелием, управляя сохой с лошадью. Добрыня рос рядом с братьями и сёстрами. Старшему из них было всего 12 лет.

Весь род называли Хлебовыми — это, вероятно, связано с тем, что земледелие было основным делом этого рода-поселения.

Комментарий: В XII веке климат Псковской земли был умеренно континентальным, что способствовало земледелию. Основными культурами были рожь и ячмень. Регион не только обеспечивал хлебом местное население, но и был его экспортером, используя реки для транспортировки.

Детство богатыря и гусли

Ребёнка назвали Добрыней потому, что он был большим, сильным и добрым. Из всех детей он был самым физически развитым — хотя и младшим, но крупнее остальных. Все удивлялись, что "последыш", а такой крупный. У Добрыни были светлые кудрявые волосы и голубые глаза. Даже будучи младенцем, он ломал деревянные ложки и тарелки, чем удивлял и веселил всех. Родители на это не сердились — наоборот, радовались, считая, что такой крепкий ребёнок сможет помочь им в старости.

Ломаем ложки
Ломаем ложки

Его мать умела петь и рассказывать сказки. Её песни и былины любили все, и она всегда выступала на праздниках, подыгрывая себе на гуслях. Второй сын в семье тоже играл на гуслях.

Комментарий: Гусли — древнерусский струнный инструмент, популярный на Руси с раннего Средневековья до XVII-XVIII веков. Гусли не были распространены повсеместно: ими в основном владели профессиональные исполнители, или «гусляры». Гусли были наиболее характерны для восточнославянских земель, таких как Русь, в то время как у соседей — ляхов и чехов — были распространены другие инструменты. Гусли оставались частью народной культуры Руси до XVII века. При царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) начались гонения на гусляров — инструмент стали считать "магическим и бесовским", из-за чего его сжигали на городских и сельских площадях. Постепенно гусли утратили популярность, уступив место новым музыкальным инструментам. Получается, исконно русские традиции начали притеснять ещё до Петра I. Ох уж эти Романовы!


Как Добрыня научился читать

Вопрос о грамотности неожиданно открыл несколько любопытных подробностей о жизни той деревни. Грамотными там были только женщины, и Добрыня, к удивлению, научился читать почти случайно. Мать, читая сестрам истории из единственной книги в роду и заодно обучая их грамоте, невольно научила и Добрыню. Он слушал, следил за буквами и как-то незаметно тоже освоил чтение.

История этой книги и женской грамотности была связана с прабабкой Добрыни. Когда-то в одном из походов отряд Силы захватил вражеский обоз, а среди полонянок оказалась девушка из германских земель, которую Сила взял в жены. Возвращение на родину для неё было невозможным: слишком далеко, да и сопровождать её никто бы не стал. Полонянка умела читать и привезла с собой единственную книгу — сборник библейских историй, написанный, как увидела Астурия, на каком-то германском языке. По этой книге прабабка и учила всех своих дочерей и внучек читать на этом языке и переводить на русский.

Единственная книга в деревне
Единственная книга в деревне

Комментарий: В 12 веке основной текст Библии в Западной Европе был на латинском языке — это была Вульгата, перевод Святого Иеронима, утвержденный католической церковью. Однако отдельные переводы или переработки частей Библии на местные германские языки уже существовали, хотя и были редкостью.

Добрыня, силач и настоящий богатырь, вырос на библейских историях, которые читала ему мать. Особенно сильно его впечатлила история Самсона и Далилы — о том, как герой потерял свою силу из-за предательства женщины. Этот рассказ запал ему в душу, и он невольно ассоциировал себя с библейским героем. Детские насмешки сестёр и неудачи с женским полом только укрепили его убеждение: от женщин лучше держаться подальше, чтобы не повторить судьбу Самсона.

Военная и гражданская организация общины

Главой рода и деревни был прадед, которого звали Сила. Это было воплощение моего теперешнего Ангела-Хранителя. Поселение Добрыни находилось на юго-западе от Пскова, на самой границе княжества, и подчинялось местному князю. Каждый дом содержал конного воина со снаряжением, готового встать на защиту в случае необходимости. Деревня служила опорным пунктом, защищавшим край от возможных набегов соседних племён. При этом жители сами руководили своей жизнью — их никто не подчинял и не притеснял.

Комментарий: Важно не путать главу рода XII века с деревенским старостой XIX века. Сила был не просто старшим в деревне, но и заслуженным воином, который возглавлял значимую пограничную военно-административную единицу и на протяжении десятилетий участвовал и руководил военными походами. Благодаря своему статусу он был вхож к высшим военным кругам княжества.

На тот момент военной главой рода был сын Силы, дед Добрыни. Он занимался отбором и обучением воинов. Типичный снаряженный воин имел кольчугу, каплевидный щит, коня, меч или булаву. Изначально на щите изображали красную голову дракона. Но кто-то из воинов высказал сомнение: ведь христиане не почитают драконов. Тогда решили нарисовать на месте дракона череп — это вызвало общее одобрение.

Христианский череп и языческий дракон
Христианский череп и языческий дракон

Комментарий: Расспрашивая про воинов, я ожидал чего-нибудь попроще по вооружению. Дело том, что в то время в русских княжествах у оплоченцев основным оружием было копьё. То, что воины этой деревни были вооружены мечами и сражались верхом, говорит о достатке, который простое хлеборобство обеспечить не могло. Скорее всего, богатство добывалось в походах и поддерживалось военным ремеслом. Конный воин от каждого дома — признак высокого уровня благосостояния общины.

Деревня занималась обороной рубежей, защищая границы Псковской земли с запада. Однако были времена, когда жители сами отправлялись в набеги на соседние языческие земли. Особенно часто это происходило, когда князь был молодым. Сборы и походы были частью повседневной жизни, и далеко не всегда они заканчивались битвами.

Комментарий: Мне хотелось понять, как эта община была встроена в военно-гражданскую иерархию, как они были связаны с князем и какие у них были права и обязанности. В принципе, я составил мнение, что это похоже на казачье поселение на границе государства и в то же время на поселение викингов, которые время от времени ходили в походы за добычей. Историки утверждают, что в XII веке русские княжества совершали походы на племена Прибалтики, такие как ливы и летты, а также на территории современной Литвы и Эстонии. Эти походы служили не только для завоеваний, но и для подтверждения авторитета князя, демонстрации его силы перед другими правителями. Такие действия укрепляли позиции княжества и поддерживали боеготовность дружины.

Христианство и магия

Помимо этого, прадед Сила был не только главой рода, но и сильным белым магом. Он умел видеть тонкие планы и управлять энергиями.

С самого детства Добрыня тоже обладал способностью видеть энергии и взаимодействовать с ними, хотя ещё не умел ими управлять. Братья часто поддразнивали его: "Если видишь духов, иди и разберись с ними". Однажды, когда ему было около восьми лет, Добрыня поддался на их слова и отправился на болото, где вызвал духов на поединок. Это обернулось для него серьёзной болезнью — он получил энергетический пробой и слёг с тяжёлым недугом, похожим на вирусную инфекцию.

Узнав о болезни Добрыни, прадед Сила забрал его к себе и неделю никого не пускал в дом. У прадеда была особая комната без окон, построенная на месте сильного энергетического потока. Она наполнялась чистой энергией и служила ему для ритуалов. Сила не демонстрировал свои магические способности, избегая ненужного внимания. Никаких подозрительных артефактов — снаружи всё выглядело как обычная молитва. Однако здесь он черпал энергию для своей магической работы.

Очищение ауры
Очищение ауры

В этой комнате Сила зажигал травы, наполняя пространство дымом, и создавал фиолетовый магический шар, пульсирующий между его ладонями. Через этот шар он очищал ауру Добрыни, вытягивая из неё негативную энергию.

Род Добрыни был христианским, хотя в деревне не было собственной церкви — она находилась в ближайшем поселении, куда жители ходили только два раза в год, на Пасху и Рождество. Тем не менее, Сила считался не только главой рода, но и духовным наставником деревни, поддерживающим её духовную чистоту.

Комментарий: Этот вопрос я постарался прояснить поглубже — насколько христианство было распространено спустя полтора века после крещения Руси. По соседству жили языческие племена, а Сила пользовался магией. Судя по всему, он старался не афишировать свои занятия. Хотя община знала о его способностях, это не выходило за её пределы. Все делали вид, что ничего особенного не происходит, а соседский поп закрывал на это глаза, считая, что христианские догмы формально не нарушены.

Обучение и подготовка к взрослой жизни

Когда Добрыне исполнилось 14 лет, он был здоровым и рослым, как взрослый мужчина. Однако вспыльчивость и неумение сдерживать свои способности приводили к нежелательным последствиям. Один случай особенно поразил окружающих: в порыве гнева Добрыня махнул рукой, и из него вырвалась магическая сила, обратившись в огненный всполох. Мальчишка, который случайно его задел, оказался под ударом — на его рубахе осталась обугленная дыра. Все вокруг были ошеломлены: о подобном слышали, но никто не видел своими глазами. Поняв, что Добрыне необходимо научиться контролировать свою силу, прадед Сила взял его под своё крыло. Он начал обучать Добрыню, как направлять энергию и использовать её только в нужный момент.

Огненный шар из руки
Огненный шар из руки

Комментарий: На эпизоде с прожжённой рубахой я захотел выяснить все детали — уж слишком это походило на сцены из фэнтези. Астурия подтвердила, что именно так и было: в порыве ярости Добрыня махнул рукой, и видимый всем огненный шар вырвался наружу как настоящий фаербол.

Что примечательно, военному делу Добрыню не обучали вплоть до 20 лет. Лишь достигнув этого возраста, он начал постигать искусство обращения с оружием под наставничеством деда. При этом остальных членов общины, готовившихся стать воинами, начинали обучать ещё с детства.

Комментарий: Этот эпизод выглядит неоднозначно. С одной стороны, он подчёркивает, что не каждому было нужно владеть мечом — община имела своих защитников. С другой стороны, начинать обучение в 20 лет намекает на то, что либо не требовалось глубокого мастерства, либо искусство фехтования тогда только зарождалось, и основные приёмы можно было передать в зрелом возрасте.

Случай с убитой лошадью

Астурия описала еще один случай: отец отправил его пахать, но соха зацепилась за корень. Добрыня вспылил, дернул с такой силой, что она скопытилась и сломала шею. Астурии показывают, как темно-коричневая лошадь лежит на земле. Добрыня стоит, затылок чешет, а отец рядом в изумлении — поле не вспахано, лошадь бедная убита. Как такому вообще можно доверить что-то ценное?

Сломал лошади шею
Сломал лошади шею

Комментарий: Этот эпизод тоже выглядит неоднозначно. Как он её убил? Даже с учетом, того, что это маленькая лошадь, даже очень сильному человеку невозможно свернуть ей шею. Возможно, что она при падении головой ударилась. Также моё внимание привлекла его черта характера — нетерпеливость. В этой жизни я тоже замечаю сходные черты в моем характере. Астурия отметила, что это какая-то врожденная характеристика души, так что из жизни в жизнь надо уделять ей внимание и брать под контроль.

Лошадь отправили на колбасу. После этого отец пошел к прадеду советоваться, куда Добрыню пристроить: мол, отправили пахать — он лошадь убил. В итоге отправили его лес рубить, да пни корчевать, подальше от греха. А Добрыне, как оказалось, даже понравилось: ушел от всех в лес, да машет топором в своё удовольствие.

Комментарий: Рубка леса — это подсечное земледелие, обычное дело для того времени и региона.

Служба при князе

Вскоре после завершения обучения Добрыню призвали к князю Пскова.

Комментарий: Уточнили имя и возраст князя — ему было около 50 лет, имя начиналось на "В", но не Владимир, а что-то вроде Владислава. Такие моменты всегда самые сложные: у Астурии возникают сомнения — а вдруг всё это неправда? Был ли такой князь? Существовало ли княжество в то время? С этими вопросами после сессии я с трепетом открыл Википедию и начал искать информацию о Пскове XII века. О том, что я узнал, — в конце статьи.

Магические способности членов его рода не была тайной — князья знали о могуществе Силы, о том, кем он был и что стояло за его способностями. В этих кругах подобное не скрывалось. Никто не видел в этом колдовства или причин для разоблачений — напротив, таких, как он, стремились удерживать поближе, потому что это было выгодным. Язычество ещё жило в памяти людей, и прадеда воспринимали как часть этого мира, как носителя старой силы.

Астурии показали сцену: прадед и князь сидят за столом, ведут разговор. Прадед рассказывает о Добрыне, о его способностях и о том, что в нём заложено. Выслушав, князь принимает решение взять Добрыню к себе.

Для самого Добрыни такой поворот судьбы оказался нежеланным, но с главой рода спорить было бесполезно. В 21 год он стал телохранителем князя. Это было для него непривычно — выросший в деревне, привыкший к физическому труду, Добрыня оказался в совершенно другом мире. Поначалу ему было скучно, и князю пришлось убеждать его остаться, обещая путешествия и приключения. "На следующий год поедем на север, к моей родне, невесту для сына искать. Мир посмотришь," — говорил князь. Эта перспектива заинтриговала Добрыню, и он решил остаться.

Комментарий: Интересные отношения, князь — не хозяин над холопами, а умелый вождь свободных людей. Где к каждому надо найти свой подход и быть лидером не по должности, а по своим качествам.

Для развлечения князь устраивал кулачные бои, где против Добрыни выставляли семерых дружинников. Князь с удовольствием наблюдал, как Добрыня с лёгкостью справлялся с ними. Однако его способности использовались не только для физической защиты. Добрыня умел распознавать яд, отводить порчу, чувствовать намерения людей.

На службе у князя
На службе у князя

Он всегда находился рядом с князем, даже ночью. Добрыня был не просто защитником, но и человеком, которому князь полностью доверял.

Комментарий: Этот эпизод оставил меня в недоумении. Зачем князю посторонние люди в его спальне? Пока перед самой публикацией статьи я не встретил такое явление как “спальничий”.В Древней Руси "спальничий" был одной из придворных должностей, связанной с обслуживанием князя и его окружения. Название происходит от слова "спальня", поскольку эта должность подразумевала непосредственное участие в личных покоях князя. Спальничие отвечали за организацию быта в княжеских покоях, в том числе могли выполнять функции охраны и выполнения различных поручений князя.Роль спальничего можно сравнить с современным адъютантом или личным помощником высокопоставленного лица. Это был человек, которому князь доверял и который находился вблизи княжеской персоны в его частной жизни.

Так началась новая жизнь Добрыни, воплощения моей души в образе богатыря. Как было дальше, я не знаю — на этом моменте мы завершили сеанс и других сеансов не делали.

Послесловие

Возвращаясь к Пскову XII века и тому, что нам известно о тогдашнем князе из официальной историографии.

Да! Действительно, был такой князь — Всеволод Мстиславич (князь новгородский). Он княжил в Пскове в 1137–1138 годах. Если считать год его рождения 1095, то на момент правления ему было 43 года. Не 50, как указала Астурия, но возраст близкий. Во-первых, это её субъективное восприятие, а во-вторых, даты рождения исторических фигур того времени часто неточны.

Мать Всеволода, Христина, была дочерью шведского короля Инге I Старшего, что давало ему родственные связи на севере. Это подтверждает, что там он мог подыскивать невесту для своего сына.

Надо отметить, что в XI веке Псковское княжество было ликвидировано, и Псков оказался в составе Новгородской земли. Всеволод стал новгородским князем в 1117 году. Таким образом, фраза «молодой псковский князь» обоснована, поскольку он действительно управлял этими землями, сначала как новгородский князь, а затем, после своего изгнания из Новгорода в 1137 году, правил Псковом как новгородский наместник, оставаясь при этом князем.

Также попытались определить, где географически располагалось это поселение. Есть две зацепки. Первая — это история места, где находилась комната прадеда Силы. Он завещал после своей смерти снести свой дом и установить на его месте скалу, чтобы получился своего рода дольмен. Так и сделали, и огромный камень до сих пор находится там. Вторая зацепка — наиболее близкое современное поселение, это деревня на букву «Б». К сожалению, в западной части Псковской области таких деревень оказалось пять.

Честно говоря, меня впечатлило, насколько точно совпадают многие детали. Однако, я считаю, что полностью полагаться на данные из Хроник Акаши не стоит. Всегда существует риск неверной интерпретации или недоступности некоторых источников. Тем не менее такие сведения позволяют весьма близко сформировать общую картину и узнать исторические детали.

Обсудить в Телеграме.