Очень я давно не писал про свою любимую группу. Как-то постепенно переключился на фьюжн и джаз-рок. Но от этого я Led Zeppelin меньше любить не стал. Просто так получилось.
Но именно сегодня отличный повод, чтобы ещё раз выразить свою любовь к LZ и к одному рок-музыканту, аранжировщику, композитору, музыкальному продюсеру и гитаристу, который стоял у истоков Led Zeppelin и до самого конца оставался музыкальным «мозгом» этой величайшей группы!
Круглый юбилей моего любимого Джимми я в прошлом году как-то прошлёпал, поэтому постараюсь наверстать упущенное прямо сейчас.
Как говорят у нас на Руси - "Второй год пью за твоё здоровье!!"
И в честь дня рождения величайшего и моего любимейшего Джимми Пейджа, не вдаваясь в описание его биографии, дам просто с десяток его знаменитых соло. Понимаю, что этот список будет неполным, но как говорил незабвенный Козьма Прутков -
"Никто не обнимет необъятного. Опять скажу: никто не обнимет необъятного! Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!"
________________
Невозможно отрицать, что Джимми Пейдж — один из самых важных рок-гитаристов всех времен, а также один из самых универсальных. Его игра уходит корнями в блюз, но также включает в себя элементы мировой музыки, джаза, фолка, поп-музыки и классики, и, конечно же, его знаменитые тяжелые риффы являются прототипом для огромной части последующего хэви-метала, хотя сам Пейдж не является металлическим гитаристом.
Часть универсальности Пейджа, несомненно, связана с его годами в качестве сессионного музыканта, но, несмотря на долгую карьеру до и после, когда ты думаешь о его величайших соло, то не нужно слишком сильно заглядывать дальше его пребывания в Led Zeppelin.
Нисколько не умаляю талант мастера в его последующих сольных работах, но всё-таки, в LZ, что называется, "звезды сошлись". И не только в смысле таланта звёздных музыкантов, которые там собрались, а чисто в мистическом смысле этого выражения. Потому что та синергия, которая там образовалась и та магическая энергия, которой участники друг у друга подпитывались, естественно, такое больше никогда не повторилось. Потому что такое вообще не повторяется.
Zeppelin были таким идеальным средством для разнообразных музыкальных интересов Пейджа, что они предоставили основу практически для любого вида игры на гитаре, который он мог бы исследовать — как вы увидите в этом списке 10 лучших гитарных соло Джимми Пейджа.
'Fool in the Rain'
'Through the Out Door' (1979)
Последний сингл в карьере Zeppelin был очень амбициозным, включив в себя полиритмический латинский грув с поп-вокальной мелодией. Это особый трек, на котором Пейдж записал одно из своих самых необычных гитарных соло. Его странная, но мелодичная игра смешивает пассажи быстрого и даже яростного струнного перебора с более лирическими фразами, чтобы создать выступление, которое является одновременно импровизационным и структурированным.
Пейдж использовал MXR Blue Box (это такой гитарный эффект — октафузз — позволяющий подмешивать к гитарному сигналу его копию, пониженную на две октавы, да ещё и добавляет ко всему этому жирный фузз), чтобы получить характерный эффект для трека, который легко можно отнести к одному из лучших гитарных соло Джимми Пейджа в составленном мной списке. Впервые эффект Blue Box от MXR мир услышал именно в соло Джимми Пейджа в композиции "Fool in the Rain"!
"Achilles Last Stand'
'Presence' (1976)
Пейдж часто проявлял жадный интерес к многослойным гитарным структурам для получения оркестрового звука, и нигде это не было так очевидно, как в 'Achilles Last Stand'. Гитарист наложил дюжину гитар для этого 10-минутного эпического трека, который он назвал своим любимым треком Zeppelin. Невероятно, но Пейдж исполнил все наложения для этого огромного гитарного оркестра за одну сессию в Мюнхене. Соло варьируются от многодорожечных гармонических до однодорожечных ведущих линий, которые представляют собой одни из самых лиричных записанных работ Пейджа.
На концерте, разумеется, нет такого многообразия гитарных линий, как на студийной записи, но лишний раз полюбоваться на красавчика Джимми - не помешает!
'Black Mountain Side'
'Led Zeppelin' (1969)
Пейдж, несомненно, наиболее известен своей игрой в стиле блюз и рок, но он проявил интерес как к фолку, так и к восточной музыке еще в самом начале, когда записал акустическую композицию «Black Mountain Side» на первом альбоме Zeppelin. Приписываемая исключительно Пейджу, песня на самом деле во многом обязана теме «Black Waterside» фолк-гитариста Берта Дженша — одного из главных вдохновителей Пейджа.
Пейдж исполнил трек на акустической гитаре Gibson J-200, настроенной для имитации звука ситара, что выдало его интерес к мировой музыке, на которой будут строиться более поздние альбомы Zeppelin
'Since I've Been Loving You'
'Led Zeppelin III' (1970)
Независимо от того, насколько Пейдж менялся стилистически, его музыкальным родным домом всегда был блюз, и «Since I've Been Loving You» — яркий пример его импровизационных способностей в свободной форме в этом жанре. Написанный как демонстрация для всех четырех участников Zeppelin, трек включает в себя зажигательное соло Пейджа, которое демонстрирует все его удивительное мастерство, начиная от нежного струнного перебора и заканчивая яростной атакой!
Журнал Guitar World поместил «Since I've Been Loving You» на 53-е место в своем списке 100 величайших соло всех времен, поэтому оно, безусловно, заслуживает места в этом списке 10 гитарных лучших соло Джимми Пейджа.
"Dazed and Confused'
'Led Zeppelin' (1969)
Первый альбом Led Zeppelin настолько новаторский и наполнен такой великолепной гитарной работой, что ему можно было бы посвятить практически весь этот список, но одним из очевидных выдающихся треков является «Dazed and Confused». Трек содержит мрачный, нисходящий тяжелый гитарный рифф и часть, в которой Пейдж использует скрипичный смычок, чтобы произвести эти знаменитые жуткие, атональные стоны на гитаре, но именно гитарное соло доводит песню до ее музыкальной кульминации с кричащим тоном, пассажами в унисон с вокалом и своего рода почти неконтролируемым шквалом нот, который отличал некоторые из лучших работ Пейджа.
'Black Dog'
(1971)
«Black Dog» — музыкально очень сложная песня, которая вращается вокруг змеевидного гитарного риффа, который как бы ведет диалог с вокалом.
Хотя очень часто основные гитарные треки Пейджа мастерски сделаны из разных технических примочек (типа гитар, подключенных через директ-бокс к микрофонному каналу, а затем пропущенных через компрессию), но его соло на студийной записи в конце этой песни — это чистая импровизационная магия Пейджа, взятая из четырех дублей Пейджа, просто воющего своей гитарой поверх концовки этой темы.
Результат — еще один яркий пример того, как Пейдж сочетает линии композиционной целостности с чистым джемом, чтобы создать просто ошеломительный результат!
"Communication Breakdown"
'Led Zeppelin' (1969)
Одним из наиболее часто имитируемых элементов стиля Пейджа является броская техника скорострельного перебора, которую он популяризировал и которая затем стала нормой для рок-гитаристов. Когда вышел первый альбом Zeppelin, «Communication Breakdown» настолько опередил свое время, что его можно было бы посчитать, что он свалился с неба.... с другой планеты, во многом благодаря неземному соло Пейджа. Гитарист пропустил свой Fender Telecatser через педаль Vox («квакер», который полностью изменил звучание электрической гитары в 60-х.), чтобы создать зловеще - отличительный ведущий тон трека, просто не оставив мне выбора, кроме как включить его в этот Топ-10 гитарных соло Джимми Пейджа.
'"You Shook Me"
'Led Zeppelin' (1969)
Выйдя из блюзового бэкграунда и поработав с Yardbirds, Пейдж неизбежно включил в первый альбом Zeppelin немного аутентичного блюза старой школы. Он выложился на все сто с 'You Shook Me,' к большому разочарованию бывшего коллеги по группе Джеффа Бека , который также записал классическую блюзовую мелодию для своего недавнего в ту пору альбома 'Truth'.
Но трек Zeppelin, несомненно, является определяющим треком, в котором есть и игра в унисон и гитарная линия диалога "вопрос - ответ" между Пейджем и Робертом Плантом. Ну и, конечно, венчает это дело — соло Пейджа, сырое, честное, трушное, неподдельное, полное мяса, гениальное... и все прочие восхищенные эпитеты, какие только вы сами сможете придумать!
"Heartbreaker"
'Led Zeppelin II' (1969)
Пейдж помог проложить путь последующим поколениям гитаристов с этим треком из второго альбома LZ, в котором есть чистое, неаккомпанируемое гитарное соло, в котором гитарист использует серию хаммер-онов и пулл-оффов, перемежающихся с быстрым перебором.
Hammer-on (англ. hammer-on — «набивать»), также восходящее легато — приём игры на струнных инструментах, в особенности на гитаре, заключающийся в извлечении звука путём удара пальцем левой руки по струне.
Pull-off - это техника игры на струнном инструменте и техника артикуляции, выполняемая путем ощипывания или «оттягивания» пальца, который захватывает звучащую часть струны с грифа инструмента
Пейдж рассказывал, что это полностью импровизационное соло было записано отдельно от остальной части трека и потом вставлено в середину.
Ну а это - концертная запись.
'Stairway to Heaven'
(1971)
Ну что же это еще может быть? Конечно же это!
«Stairway to Heaven» не только возглавляет этот список 10 лучших гитарных соло Джимми Пейджа, его почти повсеместно считают одним из — если не самым — величайшим соло на электрогитаре в истории рок-музыки. Кульминационный отрывок длинного, чрезвычайно сложного трека, который невероятным образом сопоставляет фолк, музыку эпохи Возрождения и хард-рок, Пейдж исполнил соло на своем Fender Telecaster 1959 года.
Соло, которое звучит на этой записи, включает в себя все, что так особенно в игре Пейджа, от его тона до его мелодических способностей, и до его манеры заканчивать тему невероятно быстрым шквалом нот, который, бесспорно, является одним из краеугольных камней современной рок-гитарной игры!
_______
Ну и в завершении дам несколько мудрых афоризмов самого именинника
Задача барабанщика — вовремя отбивать ритм, басиста — поддерживать ритм, гитариста — играть мелодию, а вокалиста — петь, причём что-то незамысловатое, легко и просто. Мы же всё изменили. Теперь барабанщик играет одну мелодию, басист держит ритм и вводит свою мелодию в дело не мешая остальным, гитарист ведёт главную мелодию, держа в узде первых двух, вокалист же поёт на пределе своих человеческих возможностей. Зачем? Просто мы Led Zeppelin, и нам нет равных...
***
Мы просто играли то, что нам хотелось. Невозможно изобрести что-то искусственно. Это необходимо выносить, как ребёнка. Или вывести, как цветок. Что значит холодное умствование, когда у вас в руках живой инструмент, и он дышит, он плачет, хочет что-то рассказать всему миру?
***
Led Zeppelin была группой, которая могла при каждом новом исполнении абсолютно по-другому представить одну и ту же вещь.
***
Я мог бы сравнить себя с кораблем, который пробирается сквозь бури, делая короткие остановки в портах. Однажды я сказал одному из своих друзей: «Я просто ищу ангела со сломанным крылом — того, который не смог улететь отсюда».
***
Помню, я услышал две гитары и бас и подумал: «Черт, я хочу тоже так, как они». В этой музыке было столько энергии и жизни.
***
Многие неспособны существовать сами по себе. Их это пугает. Меня одиночество не беспокоит вообще. Оно придаёт мне ощущение безопасности.
***
Наша музыка — это народная музыка технологической эры.
***
Верить в себя совсем не обязательно, главное верить в то, что ты делаешь. Тогда в это поверят и другие.
***
_______
Еще раз поздравляю маэстро!
Вы - лучший!
Здоровья и творческих успехов!
_____
А предыдущие мои вопли восхищения по поводу LZ - вот здесь 👇