Найти в Дзене
Литрес

Педагог, который боролся за душу, но выгорел из-за чиновников: история первой детской колонии без кнута и унижений

Первое исправительное учреждение для детей в России появилось задолго до того, как Антон Макаренко открыл трудовую коммуну, разработав свою систему перевоспитания малолетних правонарушителей и пути их дальнейшей социализации. Необходимость колонии, в которой маленьких преступников будут исправлять не побоями и запретами, а трудом и уважением, появилась сразу после отмены крепостного права. Получив свободу, нищие крестьяне вместе с детьми бурной рекой потекли в города. Это привело к всплеску преступности: девочки и мальчики от десяти до 17 лет, часто оставаясь сиротами или живя в неблагополучных семьях, выживали мелкими грабежами. Этих воришек ловили, судили и сажали в тюрьмы, как взрослых. Бороться с этой напастью поручили талантливому педагогу-гуманисту Александру Герду. В 1870 году он возглавил одну из первых земледельческих колоний. Подробнее её историю расскажем в статье ниже. Ещё в 1866 году Александр II издал указ «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления нес

Первое исправительное учреждение для детей в России появилось задолго до того, как Антон Макаренко открыл трудовую коммуну, разработав свою систему перевоспитания малолетних правонарушителей и пути их дальнейшей социализации. Необходимость колонии, в которой маленьких преступников будут исправлять не побоями и запретами, а трудом и уважением, появилась сразу после отмены крепостного права.

Получив свободу, нищие крестьяне вместе с детьми бурной рекой потекли в города. Это привело к всплеску преступности: девочки и мальчики от десяти до 17 лет, часто оставаясь сиротами или живя в неблагополучных семьях, выживали мелкими грабежами. Этих воришек ловили, судили и сажали в тюрьмы, как взрослых. Бороться с этой напастью поручили талантливому педагогу-гуманисту Александру Герду. В 1870 году он возглавил одну из первых земледельческих колоний. Подробнее её историю расскажем в статье ниже.

Ещё в 1866 году Александр II издал указ «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Через четыре года в Петербурге образовалось Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов. Входившие в него педагоги, министры и общественные деятели поручили 29-летнему Александру Герду, сыну уважаемого педагога Якова Герда, возглавить эту работу. До этого Александр преподавал в Военной гимназии, но уволился из неё, не желая мириться с жестокими наказаниями учеников. Главной его специализацией были естественные науки. Он часто проводил занятия на природе, водил подопечных на экскурсии по своему дому, показывая птиц и животных (даже таких диковинных, как морские свинки).

Однако опыта работы с беспризорниками у Герда не было, поэтому он вместе со своим коллегой Фёдором Резенером отправился за границу. Там они пробыли полгода, из которых два месяца прожили в детской немецкой колонии, изучая быт и программу. Когда они вернулись, их отправили в село Ржевка под Петербургом организовывать в болотистом лесу колонию с нуля. Осенью 1871 года там был построен первый двухэтажный корпус. В него заселилось 13 воспитанников, которые сразу начали помогать педагогам и рабочим с возведением мастерских и других служебных помещений. Но не всё было так гладко: Герду было сложно понять, как работать с детьми, которые нарушают правила и не хотят перевоспитываться. Ситуацию усложнял и возраст.

Особенно ему запомнилась история 17-летнего Тимофея Аленина, за плечами которого было семь тюремных отсидок. Попав в Петербург из деревни, мальчик пристрастился к воровству и выпивке и заработал авторитет у карманников. В колонии Герда Аленина привели в порядок, но юношу мало волновало спасение его души, его больше заботили поиски бутылки и юбки. Когда он начал волочиться кухаркой, за ним организовали надзор, и это возмутило парня. Он поднял что-то вроде бунта и сбежал с 13 мальчиками в лес. Ближе к ночи 11 из них вернулись, с Алениным остался только Бондырев. В городе эта парочка сразу попалась на краже и угодила в участок. Аленин сбежал из него в колонию, где его ждал несладкий приём: многие товарищи осудили его поступок и приготовили палки для битья. Один из ударов оказался роковым – и через несколько дней Тимофей скончался в лазарете.

Герд видел, что столкнулся с серьёзной проблемой и сетовал, что в его учреждение отправляют уже взрослых преступников, которые не хотели ни меняться, ни честно трудиться – они привыкли к лёгкой наживе и укоренились в преступных кругах. Это противоречило практике иностранных исправительно-воспитательных заведений: в них не принимались дети старше 14 лет, что делало работу педагогов более эффективной. Младшие воспитанники легче доверялись директору. Они охотно трудились, ведь их старания поощрялись заработком: продукты и вещи, получаемые в лесу, огородах и мастерских, шли на продажу и приносили воспитанникам прибыль.

Герд относился к людям с особенным теплом, всё, что он говорил, ложилось на сердце не только его учеников, но и коллег. И те, и другие шли за ним, «не тяготясь непосильным подчас трудом». Директор колонии горел своим делом, что замечали приглашённые им на работу учителя. Один из них признавался, что увидел в Герде «идеал человека», «истинного педагога», «незаменимого руководителя-наставника» и воспитателя, который «по делу и душе» был другом учителям и несчастным детям. Директор считал, что «нужно только дружно работать и подавать питомцам личный пример в этой суровой жизни». Поэтому воспитатели работали, обедали и жили в одном доме с подопечными.

Воспитанники Герда не только работали, но и учились. С безграмотными занимались нанятые учителя, с грамотными – сам директор, преподававший им биологию, рисование, черчение. Чтобы сплотить учеников, с ними проводились подвижные совместные игры. В одном из материалов газеты «Нива» за 1906 год было описано расписание заведения:

«Колонисты встают к шести утра: дети сами убирают за собой постель и около семи часов собираются на общую молитву, после молитвы сходятся на завтрак, а с восьми часов следуют уроки, с девяти ½ до 12 – работа. С 12 до часу – обед, а после обеда – два часа свободного времени. С трёх до пяти ½ – опять работа, с шести–семи часов – уроки, в восемь часов вечера ужин, а в десять дети уже спят. Летом во время сенокоса уроки бывают прекращены».

Герд считал, что правильное воспитание не нуждается в наказании. Потребность в нём появляется, когда возникает недостаток знаний или компетентных воспитателей. Наказание само по себе, думал Герд, не имеет абсолютного значения, сила его влияния не зависит от степени физических страданий. «Ничтожное взыскание, простое слово, сказанное вовремя, часто сильнее действует на ребёнка, чем строгое наказание». Побои, по мнению Герда, были излишними, поэтому они не входили в устав заведения. Провинившихся детей отчитывали, отлучали на время от общих игр, отправляли на работы «отдельно от товарищей» или, в крайнем случае, запирали в отдельной избе, которую ребята назвали «Петропавловка». Выбирали наказание всем коллективом, чтобы дети чувствовали ответственность друг за друга.

Герд настаивал на помощи своим подопечным после выпуска, однако комитет Общества игнорировал его просьбы. Директор пытался сам вести эту работу, но его сил не хватало. Вероятно, это и привело к тому, что четверть его подопечных стало рецидивистами. Когда его коллега Фёдор Резенер в 1873 году оставил руководящий пост ремесленного приюта при колонии, то ли заболев, то ли разочаровавшись в этой работе, его ответственность взвалили на Герда, хотя тот отказывался от назначения. Он просил найти ему помощника, но комитет снова отказал. Это привело к тому, что педагог выгорел через три года круглосуточной работы и ушёл.

Новым делом, затянувшимся на 14 лет, для него стало женское образование. Кроме того, Герд учил детей Александра III, написал не один учебник и первым в России составил учебный материал по теории Дарвина. Скончался этот талантливый деятельный педагог в 1888 году во возрасте 47 лет от оторвавшегося тромба. Александр Герд заложил важнейшие принципы по перевоспитанию малолетних преступников, которые развили его последователи. Хотя он ушёл с поста и рано умер, его дело продолжили другие талантливые учителя.

Будьте в курсе главных литературных трендов! Больше полезных статей читайте в Литрес Журнале.
⭢ Читать ⭠

-2