Найти в Дзене
Преодолей-ка!

Об искусстве хореографа в работе с инклюзивным коллективом

Если человек двадцать лет учился ходить, то каждый его шаг стоит многих трюков профессиональных танцоров <…> в каждом шаге – многолетний труд его души. Гонек А. О., Ёлкин Е.А. «Инклюзивный хореографический коллектив. Методика работы». Профессиональные хореографы нужны во многих сферах общественной жизни. И очень ценен вклад специалистов там, где происходит пересечение искусства, социального сектора и медицины. В «Преодолей-ке» художественным руководителем проекта выступает человек, который более сорока лет своей жизни посвятил служению музе танца. Многолетний опыт артиста балета, хореографа и руководителя инклюзивным коллективом помог ему в соавторстве со специальным психологом и президентом фонда «Преодолей-ка» разработать авторскую методику работы. В ней описаны достижения хореографии и ее существенная роль в реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Авторы обращаются к осмысленному и сознательному использованию этой дисциплины для того, чтобы с помощью а

Если человек двадцать лет учился ходить, то каждый его шаг стоит многих трюков профессиональных танцоров <…> в каждом шаге – многолетний труд его души.

Гонек А. О., Ёлкин Е.А. «Инклюзивный хореографический коллектив. Методика работы».

Профессиональные хореографы нужны во многих сферах общественной жизни. И очень ценен вклад специалистов там, где происходит пересечение искусства, социального сектора и медицины.

В «Преодолей-ке» художественным руководителем проекта выступает человек, который более сорока лет своей жизни посвятил служению музе танца. Многолетний опыт артиста балета, хореографа и руководителя инклюзивным коллективом помог ему в соавторстве со специальным психологом и президентом фонда «Преодолей-ка» разработать авторскую методику работы.

В ней описаны достижения хореографии и ее существенная роль в реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Авторы обращаются к осмысленному и сознательному использованию этой дисциплины для того, чтобы с помощью адаптированных упражнений помочь человеку в коррекции ОДА.

В «Преодолей-ке» на штатного хореографа возлагаются обязанности по проведению:

- индивидуальных занятий с людьми с НОДА, учитывающих реабилитацию;

- групповых для здоровых учеников;

- общих инклюзивных.

Последнее — это ответственный момент соединения здоровых людей и людей с инвалидностью ради создания социально значимого произведения – хореографической композиции/танцевального номера. В этом труде ученики вместе растут, связаны общим делом и чувствуют свою востребованность. К таким занятиям «Преодолей-ка» привлекает и хореографов со стороны, чтобы дать коллективу более разносторонние знания о танце, его направлениях. Особенно это необходимо, когда создается новый номер, и его исполнителям необходимо освоить тот или иной стиль.

Глубокая и тонкая работа лежит в основе художественных решений номеров. В построении художественного образа важно, чтобы хореограф грамотно использовал профессиональные приемы (танцевальную лексику, рисунок танца, позы, взаимодействие исполнителей). Он должен владеть всем терминологическим аппаратом своей специальности.

Само название профессии «хореограф» содержит в себе комбинацию двух греческих слов: χορεία - «хоровод, хороводная пляска», и γράφω — «пишу/рисую/описываю», или «описание, чертеж, рисунок».

За весь период деятельности в «Преодолей-ке» создано порядка 60 хореографических постановок. Одна из глав методики специалистов фонда - «Искусство балетмейстера в инклюзивной работе» - описывает специфику постановки инклюзивных номеров, уделяет особое внимание их эстетической и этической части, учит формировать адекватную систему взглядов, идей, и следовать этой идеологии в развитии образов.

В создании номера с участием человека с инвалидностью необходима особая чуткость художника. Яркая краска должна быть не просто видна - она должна располагаться на достойном ее месте, быть звонким сердцем композиции, тонко раскрывая образ и его наполненность светлыми сторонами жизни.

Умение увидеть большую художественную перспективу в такой работе и искусно воплощать это видение – серьезная задача для специалиста. И кто на это способен - тот нашел свое призвание.

Здесь нужно посмотреть на человека с инвалидностью как на носителя уникального образа, с помощью которого он способен поведать важную истину другому человеку. В задачу художника входит поиск и раскрытие правды этого образа. Чем грамотнее хореограф подойдет к проблеме, тем более значим для общества будет созданный номер.

В основе постановок в «Преодолей-ке» лежит индивидуальность солиста – человека с инвалидностью: его многолетний душевный труд, построенная им картина окружающего мира, достижения в преодолении недуга, конфликт личности и обстоятельств.

И здесь контраст - яркий образ самого человека и пределы его возможностей в исполнении ряда движений. Как сложно и в то же время важно здесь профессионалу увидеть содержательность и чувственность простых шагов. Глубину минимализма. Понять, что в самых, казалось бы, обыкновенных движениях на самом деле скрыто очень много тонкостей и технических нюансов.

Дополнить образ солиста помогают здоровые исполнители, совместным трудом проявляя портрет героя. Но солисту это не дает особых привилегий относительно других участников процесса. Более того, чтобы сольная партия состоялась, важно то, как в номере раскроется каждый. Под умелым руководством хореографа все исполнители четко следуют своей роли и осознают, что не вправе подвести остальных. Если посмотреть глубже – солистом номера в инклюзивном коллективе выступает вся команда. Это всегда собирание образа сообща. Так, эстетика картины проявляется в комплексном восприятии всего созданного, а не только в восприятии одного человека. Когда на первый план выходят общечеловеческие качества, чувства, перипетии.

-6

Приступая к созданию танцевальных постановок, хореограф и руководимый им коллектив всегда несут ответственность перед зрителем за содержание номера. Высшая цель – создание социально ценного произведения, которое будет объединять всех участников в полной мере и откликаться в сердцах зрителей.

Очень непростая, невероятно интересная и наполненная глубоким смыслом работа. И если среди прочитавших эту статью есть хореографы, участники инклюзивных коллективов – поделитесь своим опытом или личным видением этого направления.

Уважаемые зрители, а что чувствуете вы, когда видите наши номера, образы исполнителей?