Мотокросс заслуженно считается одним из самых зрелищных и захватывающих видов мотоспорта. Во время соревнований гонщики преодолевают сложнейшие участки трасс, полные крутых трамплинов, грязи и ухабов. Ключевую роль во всем этом действии играет кроссовый мотоцикл – мощная и маневренная машина, созданная специально для покорения бездорожья и выполнения головокружительных трюков.
Выбор кроссового мота, особенно первого, – задача не из самых простых. Важно, чтобы он полностью соответствовал уровню подготовки и физическим параметрам райдера, был надежным, качественным и производительным. Сегодня рынок предлагает сотни разнообразных моделей мотов, но чтобы найти «ту самую», необходимо учесть множество факторов.
В данном обзоре мы подробно поговорим о том, как правильно выбрать кроссовый мотоцикл, «простым языком» расскажем о его технической части и мелочах, на которые стоит обращать особое внимание при покупке байка.
Что вообще из себя представляет кроссовый мотоцикл?
Кроссовый мотоцикл – это разновидность мота, специально разработанного для езды по пересеченной местности, бездорожью и сложным трассам. Его конструкция, особенности двигателя и шасси максимально адаптированы для экстремальных условий.
Ключевыми отличиями кроссов являются:
- Мощный выносливый мотор, обеспечивающий молниеносный разгон, превосходную маневренность и высокую тягу.
- Усиленная подвеска с увеличенным ходом амортизаторов (300 мм и более), эффективно поглощающая удары и вибрации при езде по бездорожью и приземлении после прыжков.
- Малый вес – мотоциклы «заточенные» под мотокросс изготавливаются со сверхлегких, но прочных материалов, что делает байк маневренным и удобным в управлении.
- Высокий клиренс – позволяет моту легко преодолевать камни, бугры и другие препятствия.
- Прочные шины с агрессивным протектором, обеспечивающие надежное сцепление с грунтом, грязью и песком.
- Минимум обвесов – на большинстве кроссов отсутствуют зеркала, габаритные огни, поворотники и другие элементы, которые не нужны в оффроуд гонках.
Важно отметить, что кроссовые мотоциклы не предназначены для езды по дорогам общего пользования, так как не имеют необходимого для этого оборудования. Это сугубо спортивный инвентарь для эксплуатации которого требуется специальная экипировка, включающая шлем, защиту тела, мотоботы и перчатки.
Чем отличается кроссовый мотоцикл от эндуро и питбайка?
Многие часто путают кроссы, питы и эндуро, так как они внешне очень похожи. Да, все три вида мотов предназначены для оффроуд приключений, но имеют некоторые отличия и «заточены» под разные задачи.
Если говорить о питбайке и кроссовом мотоцикле, то по большому счету пит является миниатюрным аналогом кросса. Он имеет меньшие габариты и вес, более простой функционал, мотор в 50-190 кубов и используется в основном для любительских и профессиональных покатушек по пересеченной местности, и кластерных соревнований. По сути, питбайк – это прекрасный тренажер, позволяющий отточить навыки вождения молодым гонщикам, а кросс – это уже более серьезный агрегат для «взрослых» заездов.
Если сравнивать эндуро с кроссовым мотоциклом, то здесь главное различие заключается в сфере использования этих мотов и в их конструкции. Кроссы ориентированы на закольцованные гоночные треки, имитирующие легкое бездорожье, тогда как эндуро предназначены для харкдкорной езды по всем видам пересеченной местности. Цель поездок тоже разная: у кроссов главной задачей является победа и максимально быстрый доезд до финиша, эндуро же используется для длительных заездов, где главное не спешка, а сам процесс преодоления препятствий.
Отсюда и разность в конструкции. Кроссовые мотоциклы оснащаются высокооборотистыми движками, короткоходной трансмиссией и более энергоемкой подвеской, тогда как эндуро имеют более «мягкий» мотор, работающий на низких оборотах, трансмиссию с длинными передачами и более отзывчивую подвеску, которая отлично справляется камнями, буграми и прочими неровностями рельефа.
Как выбрать мотоцикл для кросса? С чего начать?
Первый и самый главный шаг при выборе кроссового мотоцикла – определить свой уровень подготовки:
- Новичок – если вы только начинаете свой путь в мотокроссе, не стоит сразу гнаться за самыми мощными моделями. Лучше выбрать легкий и послушный мотоцикл с небольшим объемом двигателя (125-250 куб. см). Он простит ошибки в управлении и позволит освоить базовые навыки.
- Опытный райдер – если вы уже имеете опыт езды на мотоцикле, можно обратить внимание на более мощные модели (250-450 куб. см и выше). Они обеспечат больше динамики и позволят участвовать в соревнованиях.
- Любитель – если вы планируете кататься для удовольствия по пересеченной местности, выбор зависит от ваших предпочтений и физической подготовки.
Далее – «личная примерка». Важно понять, подходит ли вам конкретная модель по росту и весу или нет. Запомните, сиденье мота – это не только ваш комфорт, но и безопасность. Оптимально, когда после посадки, вы полностью контролируете байк, а ваша нога на треть касается земли. Если же нога не достает до основания или еле дотрагивается – мот для вас чересчур велик, если становится полностью на землю, то наоборот – маловат.
Помимо удобства посадки необходимо учитывать и вес гонщика. Некоторые модели мотов имеют ограничения по нагрузке, а в некоторых – подвеска рассчитана на определенный вес. Если есть несоответствия, то может потребоваться регулировка амортизаторов или замена байка на другую, более подходящую модель.
Еще один из основных аспектов выбора – цена. На рынке представлено огромное количество как недорогих, так и премиальных байков, поэтому важно заранее определиться с бюджетом покупки и искать мотоцикл в соответствующей ценовой нише.
Выбор кроссового мотоцикла по техническим параметрам
Когда с посадкой, весом и стоимостью более менее определились, переходим к выбору «начинки». В кроссовом мотоцикле каждая деталь имеет огромное значение, поэтому рассматривать их можно в любой последовательности.
Двигатель
Главный компонент кроссового мотоцикла, от которого напрямую зависит мощность, скорость и характер байка. Резвый и производительный мотор гарантированно подарит массу адреналина и удовольствия от езды.
Однако, как понять, что перед вами именно качественный движок, а не голословная подделка? Все достаточно просто. Первое – производитель. Лучшие моторы для кроссов делают компании Loncin, Lifan и Zongshen. Их оригинальность можно определить по маркировке, выбитой в заводских условиях (LC, LF, ZS и несколько цифр указывающих на количество цилиндров и их размер). Если аббревиатуры на движке нет – перед вами 100% «ноунейм», который вместо драйва и позитива, принесет вам головную боль.
Теперь о количестве тактов – есть 2-х, а есть 4-тактные модели. Если не вдаваться в подробности, мощность у них примерно идентичная, но достигается при разных оборотах. Но важно отметить, что четырехтактники технически более совершенны – они расходуют меньше топлива, работают тише, отличаются более чистым выхлопом и большим моторесурсом.
Еще один момент – наличие балансировочного вала. Если он есть, то это плюс. Балансвал значительно снижает вибрации, повышая комфорт езды. Также нужно смотреть на способ крепления двигателя к раме. Если мотор крепится посредством тонкой металлической пластины, а не напрямую – лучше отказаться от покупки такого мота.
Рама
Должна быть прочной и легкой, в противном случае быстро выйдет со строя. Самыми крепкими и надежными считаются каркасы на основе хромомолибдена. Материал дорогой, не подвержен коррозии, стойко переносит удары и линейные нагрузки. Многие производители заявляют, что рамы на их мотах хромомолибденовые, но на практике оказывается, что это не так.
Настоящий хромомолибден можно встретить на таких кроссовых мотоциклах, как Promax, Faidet, JHL, Frateli и BSE (не на всех). Чтобы определить качество рамы, помимо характеристик, смотрите на ее внешний вид – качественный продукт имеет однотонный порошковый окрас, идеально ровные сварные швы (наличие зазубрин и следов «кривого» сваривания – признак «одноразовой» рамы).
Подача топлива
Как правило, на кроссовых мотоциклах используются спортивные карбюраторы. Лучшими считаются карбюраторные системы бренда Nibbi, которые обеспечивают точную и бесперебойную подачу топлива, независимо от пространственного положения байка. Помимо Nibbi, также хорошо себя зарекомендовали карбюраторы фирм Mikuni и Keihin.
Подвеска
Качественная подвеска – залог комфорта и безопасности при выполнении сложных трюков. Амортизаторы должны максимально эффективно поглощать любые удары и неровности, обеспечивая устойчивость и маневренность моту.
Подвеска кроссового байка состоит из передней части – перевернутой вилки и задней – амортизатора на маятнике. При выборе мотоцикла, обращайте внимание на качество вилки, ее толщину и возможность настройки под параметры райдера. Также смотрите на надежность ее крепления к раме – траверсы должны быть массивными и крепкими. Что касается маятника, то алюминиевый – это топ, стальной – бюджет. Наличие прогрессии – плюс. Лучшие подвески у брендов WP, KKE, FASTAIS, MNT и KYB.
Трансмиссия и запуск
Кроссовые мотоциклы оснащаются механическими короткоходными трансмиссиями, которые максимально быстро и точно реагируют на команды гонщика. Обычно КПП имеет 5 или 6 передач, но особой роли этот параметр не играет, так как в условиях бездорожья 6 скорость включается очень редко.
Что касается системы запуска двигателя, то традиционно на кроссах стоит кик-стартер. Однако на многих современных моделях, производители ставят и электронное зажигание, для большего комфорта.
Тормоза
Про важность тормозов мы говорить не будем, т.к. и так понятно, что это залог безопасности. На кроссовых мотах, обычно, установлены дисковые гидротормоза. Причем передний тормоз является главным, а задний – второстепенным. Навскидку качество тормозов определить довольно сложно, особенно начинающему гонщику. Поэтому, при выборе обращайте внимание на размер и толщину дисков, а также внешний вид суппортов. На топовых моделях спереди всегда стоит два суппорта, а сзади один.
Колеса и шины
Испытывают не меньшую нагрузку чем рама, поэтому должны быть также максимально прочными. Прежде всего смотрите на материал из которого изготовлен обод. Алюминиевые колеса, помимо меньшего веса, лучше переносят удары, поэтому превосходят стальные по многим параметрам. Также обращайте внимание на качество и диаметр спиц (чем он больше, тем лучше), размер ступицы и наличие буксаторов.
Относительно шин – здесь размер, глубина протектора и качество также имеют значение. Самой топовой считается резина от бренда Kenda.
Выхлоп
Еще один ключевой элемент кроссового мотоцикла на который мало кто обращает внимание, а зря. Неправильная выхлопная система может достаточно сильно урезать мощность байка.
На кроссах реализован прямоток, поэтому при выборе мота смотрите на форму и размер выхлопной трубы. Для эффективного вывода газов при резком наборе скорости, необходима широкая труба. В противном случае, при резкой подаче газа, мотор может начать глохнуть.
Помимо формы резонатора, обращайте внимание на качество «банки». На топовых моделях в ней присутствует набивка, обеспечивающая движку необходимый подпор и дополнительную мощность, на бюджетных мотах ее нет. Проверить «банку» можно методом «стука», при отсутствии набивки – звук звонкий, если она есть – глухой.
Руль и сиденье
Руль выбирается под конкретного райдера. Он должен быть удобным в обхвате, с мягкими несползающими грипсами и настраиваемыми узлами управления – тормоз, ручка газа и сцепления. Лучшие рули для кроссовых мотоциклов изготавливаются из алюминия и оснащаются специальной защитой рук. Стальные аналоги, как правило, ставятся на бюджетные модели. Сталь не такая пластичная, как алюминий, поэтому может ломаться при ударах или перегрузках.
Что касается сиденья, то оно должно быть мягким с нескользящей обивкой – только так райдер будет чувствовать себя комфортно и не сползать на поворотах.
На что еще нужно обращать внимание?
Помимо вышеперечисленных аспектов, при выборе кроссового мотоцикла не лишним будет обратить внимание и на такие детали, как:
- Цепь и звезды – из чего сделаны ступицы, надежность и количество креплений, есть ли успокоитель и ловушка цепи и т.д.
- Пластик – толщина пластиковых элементов, качество наклеек и пр.
- Бензобак – его объем и влияние на общую развесовку байка.
- Система охлаждения – воздушная, жидкостная или комбинированная.
По умолчанию оптику, зеркала и приборную панель на кроссовые мотоциклы не ставят, однако многие производители сейчас стали добавлять эти опции в свои модели, поэтому если они есть – это топ.
Новый или Б/У?
Здесь каждый решает сам, исходя из своего бюджета. Но выбирая байк б/у, вы должны четко осознавать, что можете вместо кайфа и адреналина получить мот сомнительного качества с массой проблем и дополнительных трат.
Покупая же новый мотоцикл, вы получаете не только полностью исправную технику, но и гарантию, на протяжении которой продавец бесплатно устранит любую неисправность.
Покупайте только у официальных дилеров, которые имеют сертификацию на продукцию и у которых есть положительные отзывы в сети. Никогда не соглашайтесь перевести деньги на банковскую карту и тщательно изучайте продавца.
В стране есть несколько крупных игроков, которые хорошо зарекомендовали себя за долгие годы на рынке мототехники.
Где покупать?
Опять же в продолжение пункта выше, купить можно где угодно, но покупая в сомнительных «конторах» вы рискуете нарваться не только на брак, но и быть обманутым финансово. Чтобы такого не произошло и мотоцикл вас радовал не один сезон, обращайте внимание на репутацию дилера, его гарантийные обязательства и реальные отзывы других покупателей.
У каких производителей кроссовые моты лучше?
Традиционно, лучшими считаются японские и европейские мотоциклы, однако цена на них может «кусаться». Китайские же и российские бренды предлагают на порядок доступнее ценник, но тут важно не попасться на подделку или некачественный товар.
Самыми оптимальными на сегодняшний день, в разрезе «цена-качество», являются кроссовые мотоциклы брендов PROMAX (Тайвань), FRATELI (Италия), FAIDET (Франция) и SANCHEZ (Китай). Это максимально надежные и «заряженные» машины, на которые производитель дает длительную официальную гарантию. Помимо этого, на данные моты всегда есть в наличии запчасти и развита сеть сервисных центров.
Среди других производителей, хорошо себя зарекомендовали байки JHLMOTO, PROGASI и KOVE.
Ценовые категории кроссовых мотоциклов
На рынке кроссовых мотоциклов представлены модели в разных ценовых сегментах, от бюджетных до премиальных. Рассмотрим каждую категорию подробнее, чтобы вы могли подобрать оптимальный вариант с учетом своих финансовых возможностей.
Бюджетный сегмент (от 100 000 до 200 000 рублей)
В этой категории преобладают китайские производители и некоторые российские бренды. Мотоциклы данного сегмента подойдут начинающим райдерам для освоения базовых навыков. Здесь вы найдете:
- Базовые модели с двигателями 125-250 куб. см
- Простые карбюраторные системы
- Стальные рамы
- Механическую трансмиссию
- Базовую подвеску
Средний сегмент (от 200 000 до 500 000 рублей)
Это "золотая середина" рынка, где представлены качественные мотоциклы от проверенных производителей. В данной категории можно найти:
- Мотоциклы с объемом двигателя 250-450 куб. см
- Улучшенные карбюраторные системы от известных производителей, иногда инжекторные модели
- Хромомолибденовые рамы
- Качественную подвеску с возможностью настройки
- Надежные тормозные системы
Премиум-сегмент (от 500 000 до 1 000 000 рублей)
В премиальном сегменте представлены топовые модели от ведущих мировых брендов. Такие мотоциклы обладают:
- Высокопроизводительными двигателями (от 450 куб. см)
- Профессиональными подвесками от WP или KYB
- Электронным впрыском топлива
- Облегченными композитными материалами
- Расширенным набором настроек
Профессиональный сегмент (от 1 000 000 рублей)
Это мотоциклы высшей категории, предназначенные для профессиональных спортсменов и соревнований международного уровня. Особенности:
- Эксклюзивные гоночные технологии
- Индивидуальная настройка под райдера
- Максимально облегченная конструкция
- Компоненты премиум-класса
- Заводская поддержка и обслуживание
При выборе ценовой категории важно учитывать не только стоимость самого мотоцикла, но и последующие расходы на обслуживание, запчасти и экипировку. Как правило, чем дороже мотоцикл, тем выше стоимость его обслуживания и комплектующих. Однако более дорогие модели обычно обладают большим ресурсом и надежностью, что может компенсировать первоначальные затраты в долгосрочной перспективе.
Рекомендуем начинающим райдерам присматриваться к моделям среднего ценового сегмента – они обеспечивают оптимальный баланс между качеством, надежностью и стоимостью. По мере роста навыков и опыта можно рассматривать переход на более дорогие и технически совершенные модели.
Вывод
Выбор кроссового мотоцикла – это серьезный вызов для любого гонщика. Чтобы найти максимально удобный и комфортный байк, который будет приносить только победы, драйв и адреналин, необходимо максимально погрузиться в тему, изучить все технические аспекты будущего приобретения и «примерить» его лично. Обращайте внимание на детали, а к выбору подходите комплексно.
FAQ
1. Нужны ли права для езды на кроссовом мотоцикле?
Нет, права не требуются, так как кроссовый байк не считается транспортом, с точки зрения закона. Это спортивный инвентарь, эксплуатация которого разрешена исключительно на специально обустроенных треках или на бездорожье.
2. Как правильно выбирать кроссовый мотоцикл?
Нужно учитывать опыт гонщика, его вес и рост, технические параметры байка, надежность продавца и множество других факторов.
3. Какую максимальную скорость развивает кроссовый мотоцикл?
Все зависит от мощности двигателя. В среднем 250-кубовые кроссы на прямых участках трассы способны разогнаться до максимальных 120-130 км/ч.