Найти в Дзене

"Даниловский монастырь: История, духовность и утерянные архитектурные сокровища"

Сегодня я хотел бы рассказать об одной из архитектурных достопримечательностей города Данилов (Ярославская область) находящийся на 351 километре к северо-востоку от Москвы. Данилов не может похвастаться выдающимися историческими событиями, на фоне таких городов как: Углич, Ростов, Ярославль. Здесь жизнь протекала тихо и спокойно. Жители края спокойно растили хлеб, воспитывали детей, играли свадьбы и просто жили. Но Данилов может похвастаться вниманием великих князей и царей. Эту землю по легенде облюбовал князь Даниил Московский и возвел здесь княжеские палаты. Не раз бывал в этих краях и Петр 1, следуя из Москвы в Вологду и Архангельск, благодаря ему в селе Даниловском появились первая каменная церковь, а по указу Великой императрицы Екатерины с 1777 село Даниловское получило статус города и получило герб. Начало 17 века является одним из тяжелых периодов в истории русского народа и Данилова в частности. Когда свою долю от «большого русского пирога» хотели урвать другие государства

Сегодня я хотел бы рассказать об одной из архитектурных достопримечательностей города Данилов (Ярославская область) находящийся на 351 километре к северо-востоку от Москвы.

Данилов не может похвастаться выдающимися историческими событиями, на фоне таких городов как: Углич, Ростов, Ярославль. Здесь жизнь протекала тихо и спокойно. Жители края спокойно растили хлеб, воспитывали детей, играли свадьбы и просто жили. Но Данилов может похвастаться вниманием великих князей и царей. Эту землю по легенде облюбовал князь Даниил Московский и возвел здесь княжеские палаты. Не раз бывал в этих краях и Петр 1, следуя из Москвы в Вологду и Архангельск, благодаря ему в селе Даниловском появились первая каменная церковь, а по указу Великой императрицы Екатерины с 1777 село Даниловское получило статус города и получило герб.

Начало 17 века является одним из тяжелых периодов в истории русского народа и Данилова в частности. Когда свою долю от «большого русского пирога» хотели урвать другие государства. В народе говорили, что если так пойдет и дальше, от России ничего не останется: всю ее по кускам растащат. Ярославскому краю была отведена историей значимая роль в освобождении России от польско-литовских интервентов. В 1607 году под предводительством Шереметьева на Романовской дороге на подступах к Даниловской слободе был разбит польский отряд, много и даниловцев погибло, в народе место, где произошло сражение, назвали Повалишкой, слишком много людей полегло. В 1608 году поляки вновь пришли в эти края. Интервенты жестоко отомстили даниловцам за поражение, Даниловскую слободу опустошили и сожгли, местное население беспощадно уничтожали.

В 1894 году в местности Горушка, обнесенной сосновым бором, по инициативе Параскевы Петровны Козловой началось строительство корпусов и помещений для расположения в них новой церковной женской общины. Дата её официального основания - 9 июля 1894 года. К открытию обители были построены главный келейный корпус с домовой церковью, трапезная, баня, два сарая и погреб. Через два года здесь был обустроен хозяйственный двор с коровниками и конюшнями. Ещё через год, в 1897, обитель обзавелась кирпичным заводом, устроенным в деревне Нохрине, что позволило приступить к возведению колокольни. В 1900 году двухъярусная белокаменная колокольня со святыми вратами была достроена и освящена. К 1899 году были построены ещё несколько общежительных корпусов для сестер-послушниц. За несколько лет община стала насчитывать в своем составе порядка 80 человек.

Даниловская женская община жила за счет благотворительности и в первые годы своего существования активно поддерживалась местными и петербургскими купцами. Ярыми покровителями обители, как считается, было семейство купцов Ворохобиных. Тем не менее активная благотворительная деятельность осуществлялась и самой общиной: она собирала многочисленные пожертвования и организовывали приюты. В 1896 году при обители появился странноприимный дом (устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек). Известно также, что сестры шили одежду и заготавливали некоторые продукты для заключенных.

Со временем небольшую деревянную домовую церковь, освященную вместе с остальными монастырскими постройками 31 июля 1894 года архиепископом Ионафаном, стало посещать больше людей, чем она могла в себя вместить. На службы, помимо сестер, стекалось немалое число паломников. Многие жители Данилова также предпочитали молиться здесь. Это обстоятельство заставило настоятельницу задуматься о постройке большого монастырского собора. В 1897 году во время визита в общину Иоанна Кронштадтского она испросила у него святое благословение на возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1900 году, после одобрения проекта собора Святейшим Синодом, настоятельница Михаила подала прошение о присвоении общине монастырского общежительного статуса. Уже через несколько месяцев, в 1901 году, община официально стала монастырем, а монахиня Михаила была возведена в сан игуменьи. Поначалу строительство собора шло полным ходом: у монастыря было тридцать тысяч рублей собственного бюджета и ещё двадцать тысяч, оставленные ему в наследство вдовой купца И. В. Ворохобина специально для возведения этого храма. В этом деле также большую пользу приносил и кирпичный завод. Однако после смерти духовного наставника Михаилы Иоанна Кронштадтского в 1908 году, а затем и со смертью самой игуменьи дела монастыря пошли на спад.

После смерти монахини Михаилы в 1909 году, прибывшая на её место монахиня Иоанна застала монастырь в плачевном состоянии, с недостроенным храмом. Из-за отсутствия средств она приняла решение остановить стройку, на которую уже было израсходовано 75 тысяч рублей, и сосредоточиться на развитии самой общины. В 1910–1911 гг. были построены каменная трапезная с просфорной, иконописной мастерской и кельями, дом для сестер-скотниц, котельная, амбары. Но собор продолжал оставаться незавершенным. В 1912 были попытки продолжить возведение собора с уже позеленевшими к тому времени стенами и прогнившими лесами, но к сожалению продолжить возведение не удалось. Отчаянно настоятельница писала письма в надежде на материальную помощь Святейшего Синода, но выделенные средства были ничтожно малы даже для того, чтобы просто покрыть собор и он был открыт всем дождям и ветрам. Современники оценивали строительные затраты в 155 тысяч рублей. Не найдя поддержки, игуменья Иоанна запросила отставки в 1912 году. Через два месяца после она скончалась.

Строительство Казанского собора было возобновлено летом 1915 года при новой игуменье Марии (Пирожковой) спустя семь лет простоя. В Данилевской типографии Ломиковского были напечатаны подписные листы; по ним осуществлялся сбор пожертвований. Неуклонно продолжалось строительство в годы и Первой мировой войны, и революции, и в гражданскую войну.

Освящение храма
Освящение храма

В 1917 году помогать монастырю стало небезопасно, но не смотря на это Казанский собор Даниловского монастыря был достроен. Освящение храма состоялось 29 сентября 1918 года Патриархом всея Руси Тихоном при многочисленном скоплении людей. Это был последний храм, освященный на территории страны до 90-х гг. XX века. На освящении также присутствовал и архитектор-проектировщик собора В. А. Косяков.

Новопостроенный собор
Новопостроенный собор

В течение десяти лет после этого события монастырь жил размеренной жизнью, а в новопостроенном соборе регулярно совершались службы. Настоятелем собора стал отец Захария Бенедиктов. Зимой 1927-1928 гг. вооруженные люди пришли в женскую обитель и приказали сестрам освободить территорию монастыря .Оставшиеся в Данилове сестры жили милостыней и подаянием, на работу их не брали, некоторые устроились при Вознесенской кладбищенской церкви, многие разошлись по родственникам. Матушка Мария умерла в начале 1930-х годов, похоронена на Вознесенском кладбище. Все монастырское имущество было конфисковано государством.

После разгона, в довоенное время в главном корпусе монастыря разместилось общежитие педагогического института и все желающие быстро заселялись в монашеские кельи; в здании трапезной был организован детский приют. В 1931 году в монастыре была организована сельскохозяйственная артель «Красная Горушка». Воспользовавшись монастырским хозяйством, колхоз сразу же стал передовым. В 1932 году взорвали монастырскую колокольню возведенную между 1897 и 1900 годами в архитектурном стиле русская эклектика, которая находилась прямо напротив восточного фасада Казанского собора. Сейчас от неё остался лишь бугорок. В самом соборе были оборудованы колхозные склады, располагалась водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной части храма одно время располагался магазин-сельпо.

Колокольня. Казанский Даниловский женский монастырь.
Колокольня. Казанский Даниловский женский монастырь.

В 1960-х годах монастырские здания были переданы государству и остались без присмотра. Многие из них после этого начали быстро разрушаться. В августе 1980 года в огромном соборе случился пожар и сгорели его могучие купола. В 1988 году соборный храм был передан Русской Православной Церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви. Спустя некоторое время, 1992 году, при Казанском храме, освящение которого состоялось 21 июля 1990 года, был открыт приход, настоятелем которого стал священник Георгий Усков. Так же в это время из-за ветхости разрушается деревянная Церковь Казанской иконы Божией Матери 1894 года постройки. В конце 1995 года Казанский собор был включён в «Список памятников культуры федерального значения». Были заложены лакуны в стенах, частично восстановлены стекла и возведены новые купола.

Кельи монастыря с домовой церковью
Кельи монастыря с домовой церковью

В 2002 году было принято решение о возрождении женской монашеской обители. Первоначально здесь было открыто подворье Ярославского Казанского монастыря, откуда 17 июля 2003 года сюда приехала инокиня Агафангела (Гаева). Постриженная 6 декабря 2003 года в монахини с именем Екатерина, она через месяц была назначена настоятельницей монастыря, который был открыт решением Синода РПЦ от 26.12.2003 г. От разоренного монастыря новым сестрам достался только главный храм. В сохранившихся старых зданиях до сих пор расположены детский дом и квартиры. Сестры проживают в небольшом кирпичном доме через дорогу. С 27 марта 2007 года по 4 января 2022 настоятельницей монастыря была монахиня Филарета (Гусакова), затем монахиня Зиновия (Никишева), с 30 мая 2024 года игуменьей монастыря является София (Анфалова).

Вид главного собора
Вид главного собора

Внутреннее убранство собора было и остается весьма скромным. Расписана была только алтарная часть, остальное храмовое пространство покрашено белой краской. По колоннам и карнизам раньше были лепные гипсовые украшения растительного орнамента. В храме была выполнена высокая шестиступенчатая солея с двухъярусным киотным иконостасом, не сохранившимся до наших дней. Солея была отделана цветной плиткой. В окнах редко встречаются цветные стекла. На четырёх мощных цепях от перекрещивающихся арок сводов, поддерживающих купол, было подвешено массивное медное паникадило, к настоящему моменту утраченное. Перекрестия арок сводов также были декорированы лепниной. На крыше собора центральную световую главу обходит крытая галерея с выходами в пространство барабанов меньших боковых глав. На западной стене расположены хоры.

По северной стене собора в настоящий момент организован небольшой музей ценностей Даниловского монастыря, которые удалось сохранить после его закрытия. В основном это предметы обихода и личного пользования бывших настоятелей собора и сестер: одежда, посуда, швейная машинка и т.п.

Новый храм
Новый храм

Между южной и западной стенами внутри собора устроен маленький храм, в котором в настоящее время проходят службы. Храм отапливается, что позволяет проводить там службы весь год.

План расположения храма и построек
План расположения храма и построек

В настоящее время монастырь все ещё нуждается в пожертвованиях для соборных нужд и развития обители в целом.

-9