Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читать обязательно: "Кукольня" Анны Маркиной

Часто получаю комментарии в духе "нет никакой Москвы современной литературы" и "молодые не умеют писать", или даже: "Я принципиально не читаю современных молодых авторов, потому что это макулатура". Или ещё хлеще: "Зачем вы читаете эту муть и забиваете себе мозги?" И тогда я спрашиваю: а каких авторов вы читали, что так сильно не понравилось? И, совершенно ожидаемо, оказывается, что человек никогда и не искал ничего нового и не читал ни одного молодого автора, но ругает всех без разбора. К молодым я уже не отношу ни Сальникова, ни Васякину. Они вполне признанные и состоявшиеся. А вот с одной из тех, кого официально можно назвать молодым автором, я сегодня с удовольствием вас познакомлю. Или продолжу ваше знакомство, если вы со мной уже были прошлой весной, когда проходила премия "Лицей", лауреатом которой Анна стала (первая премия в номинации "проза") со своим сборником "Рыба моя рыба". Кукольня Анна Маркина Жанры: триллер; детектив; роман
Количество страниц: 374
Обложка: твердая
Иллю

Часто получаю комментарии в духе "нет никакой Москвы современной литературы" и "молодые не умеют писать", или даже: "Я принципиально не читаю современных молодых авторов, потому что это макулатура". Или ещё хлеще: "Зачем вы читаете эту муть и забиваете себе мозги?" И тогда я спрашиваю: а каких авторов вы читали, что так сильно не понравилось? И, совершенно ожидаемо, оказывается, что человек никогда и не искал ничего нового и не читал ни одного молодого автора, но ругает всех без разбора.

К молодым я уже не отношу ни Сальникова, ни Васякину. Они вполне признанные и состоявшиеся. А вот с одной из тех, кого официально можно назвать молодым автором, я сегодня с удовольствием вас познакомлю. Или продолжу ваше знакомство, если вы со мной уже были прошлой весной, когда проходила премия "Лицей", лауреатом которой Анна стала (первая премия в номинации "проза") со своим сборником "Рыба моя рыба".

Кукольня

Анна Маркина

Жанры: триллер; детектив; роман
Количество страниц: 374
Обложка: твердая
Иллюстратор: Анна Маркина
Издательство: Формаслов
Год выпуска 2023
Возрастные ограничения 18+

О чём?

О том, как сложен психический мир человека, как тонок и уязвим, как хрупок и ненадёжен. Недаром же эпиграфом книги взята цитата из виртуозно сплетённой, ажурной книги Саши Соколова "Школа для дураков". Именно с эпиграфа и начнётся наше погружение в сложносочинённый мир некрополиста Николая Ивановича Зелёнкина, и, по мере вхождения в него, текст книги будет утрачивать знаки препинания и привычную связность, даже больше – связь с внешним миром.

Это история маньяка, но необычно вывернутого – такого, знаете, маньяка наизнанку: не убивающего, а воскрешающего. История человека, который именно из большой любви и сострадания преступает законы не государства даже, а Божьего мира, законы жизни и смерти. Основана она на реальных событиях.

В книге три главных героя и три линии, сходящиеся в финале. Центральной фигурой будет уже упомянутый выше пожилой профессор-некрополист, человек энциклопедических знаний – от древних языков до солярных символов – преподаватель университета из тех, кого принято считать "безумным учёным" и прощать некоторые безобидные странности, типа небрежности в одежде и погружённости в свои мысли.

Девушка Юля Метелькова (19 лет) отвечает за любовную линию. Как бы типичная представительница студенчества. Но нет. Не всё с ней просто: растит её отчим-алкоголик после ранней смерти матери, живёт она с ним в однушке, как на пороховой бочке, всё зависит от его настроения и количества выпитого. А тут ещё и неожиданный любовный интерес к ней со стороны самого ректора университета!

Оперативник Андрей Ромбов (23 года) обладает уникальными способностями к запоминанию: у него в мозгу остаётся всё, когда-либо услышанное или увиденное. С такими способностями как не стать новым Шерлоком! И он-таки на наших глазах распутывает невообразимое по своей сути уголовное дело.

Что понравилось?

Многое – и сюжет, и язык, и динамичность повествования, но прежде всего герои. Действительно, нарисованы они так, что видишь их живыми и проникаешься сочувствием. Ты ещё не понимаешь, к чему всё клонится, но уже начинаешь их жалеть. Все трое одиноки и несчастны, все ищут любви и понимания, все хотят близости, если не телесной, то душевной. И на какой-то миг кажется, что они могут её получить, вот только чуть-чуть приспособиться друг к другу, чуть-чуть развернуться и открыться.

"В этой дружбе было что-то больное. Так цирковые уродцы тянутся друг к другу через решётку клеток, видя в соседях отголоски собственного уродства".


Вроде бы, ничего нового: мы знаем, что тяжёлые переживания детства, особенно смерть, иногда оставляют в душе ребёнка такой след, который невозможно стереть, загладить, залечить. Интересно, что в книге эти события детства всех трёх героев рифмуются. В некоторых случаях такие раны трансформируются в тяжёлые психические расстройства, которые требуют серьёзного лечения. Но не всегда они видны окружающим. Точнее, не всегда окружающие могут правильно оценить ситуацию. И всё потому, что грань слишком тонка.

Ещё раз подчеркну. Отлично показано постепенное – не могу подобрать другого определения – вхождение в безумие: главный герой в начале книги говорит вполне привычным языком, но постепенно именно язык его, текст от его лица, становится всё более странным, утрачивая вместе со знаками препинания и связь с миром и становясь всё более похожим на ту самую "Школу для дураков".

Здесь мне хотелось бы обратить ваше внимание на ещё одну удивительную особенность текста: чем более он безумен, странен, даже абсурден, тем более поэтичен. Что, безусловно, подтверждает мысль о том, что мир поэзии нельзя рассматривать в привычных категориях. Поэзия не просто выводит нас за рамки привычной реальности, она выстраивает эту реальность по своим особенным законам. Именно поэтому не всем дано понимать и чувствовать настоящие стихи. Не рифма и ритм определяют эту самую "настоящесть", а присутствие новой поэтической реальности.

"Я с детства любил равновесие кладбищ, как будто покой охраняет крапива, как будто весь мир помещается в капле прозрачной росы, что блестит на травинке. Душой отдыхал я от суетной жизни, от глупых студентов, исследуя сотни и сотни надгробий, забытых могил, заброшенных деток и кладбищ натянутую паутину на город и область, в которых родился".

И тогда встаёт вопрос: а безумие ли это или действительно тайное знание, проникновение в какие-то тайны мироздания, недоступные другим людям?

Очень понравилось, что каждый герой говорит своим языком, совершенно для него естественным и подходящим, даже эпизодические персонажи: мать-алкоголичка одной из девочек или бабушки у подъезда. Это сложно сделать, но автор справилась. Мастерски вплетены в повествование центон и гекзаметр, ритмизованная проза, газетная статья и протоколы допроса. Текст насыщен неожиданными сравнениями и метафорами. Пиршество для филолога.

А ещё очень важно, что финал не оставляет чувства неудовлетворённости, как частенько случается с романами молодых авторов, написанными "на скорую руку", когда не хватает именно глубины и завершённости мысли. Помните, я ругала за это "Кадавры" Поляринова и "Засолку душ" Богдановой? Здесь этого нет, всё идеально выстроено, точка поставлена в нужном месте.

Если честно, я удивлена, что в "Большой книге" в этом году "Кукольня" не попала в финал. Она кажется мне гораздо сильнее по исполнению, чем, например, "Полунощница" Нади Алексеевой. Пусть не обижается на меня Надя.

Отлично сделана книга внешне: обложка, оформление, чудесные авторские иллюстрации Анны Маркиной в начале каждой главы, даже нумерация страниц – всё продумано до мелочей. Держать такую книгу в руках – чистая радость книголюба!

Что не так?

Не могу не отметить, что иногда достоинства текста могут стать и его недостатками. Выше я говорила о поэтичности романа, наполненности метафорами и сравнениями. И если в тексте от лица Николая Ивановича это вполне себя оправдывает, то в других местах некая вычурность сравнений и метафор, на мой вкус, кажется избыточной:

"Прокравшись по дороге с открытыми ртами ям, набравшими дождевой воды, он остановился у пункта назначения... Осмотрел припавшую к дороге одноэтажную деревянную развалину, у которой крыша съехала вбок, словно газетная треуголка у маляра. В одном из окон зияла дыра, заросли крапивы вперемешку с малиной штурмовали торец, забор с тонкими планками выполнял формальную охранительную роль..."

Но так скажу: это совершенно не помешало мне прочитать книгу за одну ночь. Да-да, я не могла оторваться, что со мной бывает довольно редко в последнее время. Книга захватывает и увлекает с первых и до последних страниц. Не пропустите! Действительно, талантливо написано.

Поскольку роман при всей своей острой социальной и интеллектуальной наполненности всё же является детективом, я не хочу спойлерить, поэтому не буду обсуждать детали в статье, а вот в комментарии приходите, поговорим о том, насколько странными могут быть люди, живущие рядом с нами.

И, на всякий случай, дам ссылку на рецензии книг, упоминавшихся в статье:

Читали? Обсудим?

БиблиоЮлия есть ещё в виде премиум-подписки , где я выкладываю материалы, которые точно не попадут в открытый доступ.