У меня всегда вызывают интерес люди, чья деятельность не сфокусирована на чём-то одном. Расскажу сегодня о таком человеке, который стал одной из центральных фигур в советской полярной истории.
Отто Юльевич Шмидт — математик, основавший на базе МГУ московскую алгебраическую школу. Астроном, разрабатывавший свою космогоническую теорию появление Земли и планет Солнечной системы. Исследователь, совершивший первое в истории плавание за одну навигацию по Северному морскому пути. А кроме того:
- Организатор издания и главный редактор «Большой Советской Энциклопедии».
- Один из реформаторов системы образования в СССР.
И это ещё далеко не всё, но я хочу рассказать лишь об одной главе в его жизни. Самой, наверное, яркой. Благодаря которой внимание всей страны на несколько лет было приковано к Арктике.
Северный морской путь
В 1932 году в рамках Второго Международного полярного года ледокол «Сибиряков» отправился из Архангельска к Тихому океану. К этой экспедиции специалисты Всесоюзного арктического института (директором которого на тот момент был Шмидт) готовились два года. И всё-таки аврал случился. Пробиваясь через тяжёлые полярные льды судно потеряло четыре лопасти винта, а потом и часть гребного вала. Последние несколько миль решено было пройти используя ветер. Пригодился брезент которым накрывали груз. Чёрные от грязи полотнища подняли парусами на железном корабле и вошли в Беренгов пролив.
Цель была достигнута. Северный морской коридор — кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком — открыт. «Сибиряков» стал первым обогнувшим с севера Северную Землю.
Кстати и сейчас Северный морской путь считается одним из самых перспективных в области транзитных грузовых перевозок.
2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток вышел пароход «Челюскин». Это был обычный грузовой корабль, лишь несколько усиленный для прохода во льдах. Главной задачей было отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути. Вторая цель - доставить грузы на остров Врангеля и заменить зимовщиков. Потому что уже 4 года туда не могли пробиться корабли.
Планировалось, что своевременная ледовая разведка гидропланом и помощь на трудных участках ледоколов не даст застрять во льдах и судно пройдёт без зимовки.
Судно было построено в Дании и выпущено с большим количеством недоделок. На их устранение потребовалось время, поэтому выход задержался на 20 дней. Капитан, принявший корабль в Копенгагене, отказался вести его в Арктику и передал командование бывшему на судне пассажиром опытному полярному капитану В. И. Воронину (тому самому, который был капитаном на «Сибирякове»). Но и тот пытался отказаться. Только благодаря настойчивости руководителя Отто Юльевича Шмидта, он решился принять командование.
В триумфальном итоге Шмидт не сомневался. И потому поход был обеспечен информационной поддержкой: на борту находились представители прессы и кинооператоры. Был там и художник-репортёр Ф. П. Решетников (картину «Опять двойка», помните?).
Однако несмотря на все предосторожности уже в середине октября «Сибиряков» плотно вмёрз в большое ледяное поле. И 4 ноября под действием ветра и течения оказался в Беренговом проливе. Теоретически задача выполнена и до чистой воды было совсем недалеко. Но тут начался быстрый дрейф назад и положение значительно ухудшилось. Обычному кораблю сжатому льдами зимовку не пережить — корпус судна не выдержит.
После четырёх месяцев дрейфа, 13 февраля 1934 года в 15.50 «Челюскин» затонул. Все уже были готовы к такому повороту и знали что делать. 104 человека (в том числе два ребёнка, один из которых родился в пути) выгрузились на лёд. Никогда ещё в истории не было такой большой группы людей, которой необходимо было выжить среди дрейфующих льдов. Половина из них не имела столь важного в создавшихся условиях опыта.
Единственной жертвой стал завхоз, которого придавило грузом.
И вот тут-то в полной мере проявился характер Шмидта. Его неистощимая энергия, деятельная фантазия, организаторские способности. С самого начала установили связь с материком, а разговоры о разделении группы запрещались вплоть до применения оружия. Организовали быт, даже маленькую библиотеку). Выпускали стенгазету «Не сдадимся», Шмидт читал лекции на самые разные темы, которые очень тепло потом описывали в своих воспоминаниях участники событий.
5 марта в лагере челюскинцев приземлился первый самолёт. Он вывез всех женщин и детей. Второго прилёта пришлось ждать месяц, зато их было сразу 3. Правда вместительностью они не отличались — пассажиров приходилось грузить в деревянные ящики, которые привязывали под крылья.
Руководитель экспедиции в тяжёлом состоянии был вывезен за два дня до ликвидации лагеря.
Последним рейсом эвакуировали собак.
На этом беды не кончились. С большим трудом добравшимся до лагеря самолётам, просто не хватало топлива. Поэтому многим пришлось 600 км. пройти пешком или на собаках. И, по воспоминаниям, это оказалось более суровое испытание, чем жизнь в лагере на льдине.
Добавлю, что все семь летчиков спасательной экспедиции получили звание Героев Советского Союза. Первые!
Праздничная демонстрация встречи растянулась не только по нашей стране, а вдоль земного шара. Потому что пока участники экспедиции добирались до Владивостока, Шмидт совершил турне по Америке и Европе!
Ну и народное творчество не могло остаться в стороне от такого масштабного события. «Челюскинская мурка» была известна многим и некоторых довела до лагерей…
Ну, а Отто Юльевич, со своими умными серыми глазами и большой удивительной по тем временам окладистой бородой, ездил к детям на новогодние ёлки. В школы и больницы. Конечно же в роли Деда Мороза.