Как мы путешествовали по северному Китаю
Море, солнце, пляж, фрукты – кто же не мечтает об этом холодной сибирской осенью! Хоть ненадолго оказаться где-нибудь на берегу океана, сменив тёплые куртки на купальники, а рабочие будни – на долгожданные каникулы. Именно поэтому зачастую любители путешествий планируют свой отпуск на осень и зиму.
В этот период на заграничные туристические путёвки особый спрос. Сибиряки едут в Абхазию, Таиланд, Турцию, на Мальдивы, во Вьетнам... Каждый выбирает то, что ему больше по душе и доступнее по кошельку, главное условие – попасть в объятия солнечного света и морской воды.
Отдых с пользой для здоровья
Признаться, и мы планировали встретить конец октября на одном из тайских пляжей. Но... после такого жаркого лета, которое подарила природа сибирякам, снова ехать в 30-градусную жару совсем не хотелось. Кто-то скажет: лета много не бывает. Увы, не в моем случае. Мне прохлада ближе и комфортнее.
А север Китая в качестве направления выбрали по нескольким причинам. Во-первых, никогда не были в тех местах, во-вторых, друзья уж очень хвалили оздоровительные китайские санатории, в которых можно поправить здоровье очистительными процедурами, массажами, иглоукалыванием, капельницами и так далее. Словом, отдых с пользой для здоровья, почему бы и нет!
Авиабилеты мы подыскивали заранее. Больше чем за месяц начали мониторить сайты в поисках более выгодных вариантов. В результате перелёт туда-обратно на двоих обошёлся почти в 50 тысяч рублей. Возможно, горящие билеты оказались бы дешевле, но мы заказывали и оплачивали путёвку в китайский санаторий загодя, наличие билетов для нас было важно. А отправиться в Китай без помощи туроператора не решились, хотя вышло бы это дешевле. Но при этом нам самим пришлось бы заказывать туристические визы, бронировать санаторий, покупать билеты Благовещенск – Хэйхэ, Хэйхэ – Удаляньчи и обратно. Это довольно хлопотно, учитывая, что китайского языка мы не знаем. Турфирма взяла все эти вопросы под свой контроль.
За проживание в санатории с трёхразовым питанием и трансфером на шесть ночей мы отдали чуть больше 60 тысяч рублей. При этом нас сразу предупредили, что в начале ноября на Амуре начинается ледостав, и, возможно, обратно в Россию придётся ехать не на теплоходе, а на «воздушной подушке», – так называют судно, у которого вся масса или значительная её часть поддерживается над водой. Для тех, кто не знает: Благовещенск находится на границе с китайским городом Хэйхэ, их разделяет река Амур. Расстояние между двумя городами через реку – всего 850 метров. Поэтому со стороны набережной Благовещенска открывается прекрасный вид на северный Китай, добраться до которого на теплоходе можно всего за 20 минут, на «воздушной подушке» – за три минуты. Но об этом позже, ведь, прежде чем пересечь границу, в нашем распоряжении было несколько дней. Это время мы потратили на знакомство с областным центром Амурской области.
Город, начавшийся с храма
Есть города, в которые влюбляешься сразу. И не важно, что тебя в них привлекает – архитектура, энергетика, ритм. Просто чувствуешь себя уютно и комфортно, как дома. При всем уважении к благовещенцам сказать, что город с первых минут влюбляет в себя, не могу. Не объективно, конечно, судить о городе после нескольких дней пребывания в нем. Мы не были ни в музеях, ни в театрах, ни в картинных галереях. Но много гуляли по центральной части, которая, честно признаться, не восхитила ухоженностью. Листву здесь будто бы не принято убирать вовсе. Как, впрочем, и ухаживать за деревьями, заборами, тротуарами. Минусинцам в этом плане можно гордиться своими уютными улочками, подстриженными газонами, отреставрированными домами. Хотя и в Благовещенске есть места, которые не оставят туристов равнодушными.
Украшением Благовещенска можно по праву назвать набережную вдоль реки Амур. Ее и называют главной достопримечательностью города, здесь располагаются общественнокультурный центр и два парка. Это любимое место для прогулок у местных жителей и туристов. Отсюда же открывается вид на Китай. В вечернее время, когда Хэйхэ на противоположной стороне Амура загорается яркими огнями, вид просто потрясающий. Вдоль набережной много скульптур и памятников. Особенно привлекает туристов памятник собаке по кличке Дружок, памятник Пограничнику с собакой и скульптурная композиция «Невозмутимый кот». Туристы любят надевать на котика различные шарфики и шапки.
Кстати, набережная выполняет функцию не только культурного центра, она является главной защитой от наводнений, которые в Благовещенске не редкость.
Ещё одна гордость горожан – Триумфальная арка, которую возвели в честь посещения Благовещенска цесаревичем Николаем летом 1891 года. Он плыл на Дальний Восток и побывал во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске. Во всех трёх городах построили такие «царские ворота». Высота памятника — 20 метров. Место, на котором стоит арка, было выбрано не случайно: именно здесь в середине XIX века архиепископ Иннокентий встретил графа Николая Муравьёва-Амурского. Тот, в свою очередь, привёз Айгунский договор, согласно которому Приамурье оставалось за Российской империей.
И что интересно: Благовещенск — единственный в стране город, который начался с храма. Покрово-Никольская церковь стала первым каменным религиозным зданием города. Правда, до наших дней она не дожила: при советской власти её снесли. В начале XXI века храм наконец восстановили, и он стал кафедральным собором Благовещенска.
Сейчас здесь хранится одна из главных святынь Дальнего Востока — Албазинская икона Божией Матери XVI века. На Амурской земле она находится с 1666 года. С ней связана красивая легенда: когда в 1900 году случилось восстание ихэтуаней и на город напали китайцы, солдаты якобы видели женскую фигуру в белом одеянии, которая ходила по берегу реки и закрывала Благовещенск от снарядов. Также она появлялась над Амуром с распростёртыми руками. Самое интересное, что за 19 дней осады ни одно здание в городе не пострадало — даже деревянный собор на берегу.
На территории храма есть несколько захоронений, в том числе могила архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила и протоиерея Александра, умершего в 1897 году. В храме мы были в Димитриевскую родительскую субботу. Народу в соборе было немного, так что можно было спокойно разглядеть иконы, прикоснуться к мощам святых, купить свечи и заказать молебны.
Думаю, что нет смысла подробно описывать проживание в гостинице, бюджетный вариант номера практически везде одинаков. А вот то, что в Благовещенске не рекомендовано пить воду из крана, – удивило. Понятное дело, в Азии, – там нет такой системы очистки, как в России. Но когда речь идет про русский современный город – странно...
Кстати, удивило и то, что богатого разнообразия рыбы, как представлялось, здесь нет. Наверное, местные знают магазины, где можно порадовать себя дальневосточной рыбой. В масс-маркетах, кроме пресервов из сельди и горбуши, мы ничего не нашли, да и цены на них гораздо выше, чем у нас. А ещё в Благовещенске нет привычных для нас сетей «Пятерочка», «Магнит», «Батон», «Хороший». Но зато есть местные сетки, типа «Авоськи», где также можно приобрести всё – от бытовой химии до корма для животных. Цены на продукты дороже, чем в Минусинске, но это опять-таки субъективно, наверняка есть в городе и магазины низких цен. При этом на кассе покупателям предлагают приобрести карту с двухпроцентной скидкой за 500 рублей.
«У Елены», «У Татьяны» и даже «У Феди»
Перед отправкой в Китай необходимо было пройти таможенный контроль на речном вокзале. С погодой повезло, ледостава на Амуре в конце октября еще не было. Но в турфирме предупредили, что обратно границу пересекать, возможно, придётся на «Пуме» (на воздушной подушке). Хэйхэ нас встретил ветром и морозной свежестью. Снега еще не было, но без курток и шапок ходить уже было холодно.
Если вы когда-либо были в Азии, то можете представить себе, как выглядит портовый городмиллионник. По меркам жителей Поднебесной – это небольшой городок с небоскрёбами и множеством магазинов и кафе, рассчитанных на русских туристов. Да, отдыхать сюда приезжают в большей степени россияне. Именно поэтому здесь можно увидеть рестораны и кафе с русскими названиями «У Елены», «У Татьяны» и даже «У Феди». До 2014 года, когда в Китай можно было ездить без визы, а юань стоил всего пять рублей, благовещенцы могли себе позволить провести там выходные и даже просто скататься пообедать. Сейчас, чтобы пересечь границу, обязательна туристическая виза, которая выдаётся на 14 дней. Оформить ее можно примерно за 5–8 тысяч рублей, в зависимости от фирмы. Да и юань нынче недешевый, в конце октября курс его составлял 14,2 по отношению к рублю. Поэтому теперь благовещенцы гораздо реже пересекают границу, напротив, много китайцев ежедневно приезжают в Россию за товарами.
В местных кафе русских встречают приветливые официанты. Кстати, не только обслуживающий персонал доброжелателен к русским. Посетители также уделяют внимание туристам из России. Могут предложить сигаретку, например. Китай – курящая страна, причем запретов на курение нет практически нигде. Смолят и в магазинах, и в ресторанах, и даже на вокзалах. А вот электронные сигареты в Китае не найдешь. Провозить их через границу можно, а купить курительные смеси и стики нельзя, они не продаются.
Это вот не рыба, не заливная рыба...
Что касается еды – разнообразию блюд можно позавидовать. Мясо любых видов, салаты, супы, закуски – вся пища в основном приправлена острыми соусами. И цены, надо сказать, не такие уж дешевые. Например, средняя тарелка борща обойдётся в 227 рублей, обжаренное в соусе куриное филе – 539 рублей, картофель-фри – 284 рубля. Наверняка где-нибудь в спальных районах цены ниже, но мы жили в центре, а потому питались в шаговой доступности. В русском ресторане заказали салат «Сельдь под шубой». Если честно, сразу вспомнился Евгений Лукашин из фильма «Ирония судьбы»: «Это вот не рыба, не заливная рыба, это стрихнин какой-то!» Хотелось пройти на кухню и показать повару, как правильно готовить любимое россиянами новогоднее блюдо. Если коротко, то все ингредиенты салата были даже не натерты, а протерты, в том числе рыбные консервы, которыми заменили сельдь. Но зато китайцы прекрасно готовят овощные салаты, у меня такой приготовить не получилось.
Рыбой в принципе север Китая не изобилует – большинство блюд приготовлены из курицы и свинины. А на местном рынке, который разворачивается с раннего утра на главных улицах города, мы встретили только сазана и мелкую рыбёшку вроде кильки.
Утренний рынок – это место, где любой китаец может выставить свой товар. Здесь есть всё: ювелирные украшения, посуда, сувениры, продукты, выпечка. Сами китайцы говорят, что в утренние часы можно приобрести продукцию дешевле. Рынок работает примерно с пяти до девяти утра, а в течение дня по центральной площади прогуливаются местные жители и приезжие. Редко, но можно встретить дамочек с миниатюрными собачками. В Китае наличие домашнего питомца считается признаком достатка. Основная масса не держит собак и кошек, для многих это дорогое удовольствие.
Но в одном магазине мы все же увидели любительницу хвостатых. В лавке вместе с ней торгуют четыре её кота. Животные свободно передвигаются по товарам, спят на одежде и даже в сумках.
На вопрос, что в подарок привезти из северного Китая, я бы ответила: «Ничего». Всё, чем торгует сегодня Китай, есть в интернет-магазинах. Есть, конечно, бутики с оригинальными китайскими брендами, но цены в них совсем не китайские. Например, мужская футболка одной из таких фирм со скидкой 40% стоит около 2000 рублей, носки – 400 рублей, кроссовки – 8000 рублей.
Окончание в следующем номере.
Фото автора
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №2 (18.709) от 09.01.2025