Приветствую коллег по хобби на своей страничке! Вот и отгремели салютами новогодние праздники. На них обычно планов модельных очень много, а по факту сделать получается совсем немного. Только разложишь весь скарб, как кто-то пришел в гости или нужно самому собираться и ехать куда-то. Однако урывками время выделять получилось. Поэтому сегодня статья о финальной стадии - покраске, везерингу и прочему...
Итак, как вы знаете из предыдущих частей (№1, №2 и №3) модель собиралась довольно непросто. Теперь предстояло ее покрасить и отправить на стоянку в домашний танковый музей. Я определил наиболее интересный для себя вариант. Обычно советские танки у нас в скучном цвете 4БО (то есть защитном зеленом). Иногда в "зимнике". А вот в камуфляже как-то мало. Тут же как раз "Звезда" дала вариант окраски танка в двухцветный камуфляж. Прототип, если верить инструкции - танк Особого Дальневосточного округа на 1939 год. Ну погнали!
Для начала конечно грунтовка. Вещь необходимая, раньше брал аэрозоль Tamiya, но она какое-то время была недоступна там где я ее брал поэтому и вот уже третья модель грунтуется аэрозолем "Mr.Hobby".
Дальше я полез в закрома и обнаружил, что классический 4БО остался только от Colors Arma, который я как-то взял на попробовать....Уже на этапе разведения специальной жидкостью для разведения акрила, я понял что будет непросто. Я уж не знаю как и из чьих пигментов они делают свою краску, но больше я этот брэнд брать не буду. Жаль AK Interactive у меня закончился...
Краска либо забивает аэрограф, либо получается жидкой с плохой укрываемостью. Честно говоря, аж палец натер нажимать туда-сюда аэрограф. Иногда вылетали микрокомочки. То есть либо краска не из тех что можно купить и положить или в аэре ее можно использовать только условно. При этом при разведении краски жидкостью (специальной для разведения акрила, не спиртом или водкой) я мешал ее долго. Не менее 2 минут. С краской от AK Interactive таких проблем не было вообще. Теперь заказал Paciffic88 специально для аэрографа, посмотрю как она. Но в итоге основной цвет нанес, на высветления нервов не хватило!
А вот под кисть, краска вполне ничего. Конечно есть места куда струя не достает и можно только кистью. Просто нужно так и писать, что под кисть. Но в предыдущей галерее видно что предназначение краски производитель обозначил как и под кисть и под аэрограф. Кстати, краски для аэра вполне могут использоваться кистью без проблем, а вот краски под кисть при использовании в аэрографе нуждаются в более тщательном и длительном разбавлении, возможно даже сопло пошире ставить. Здесь же типа универсал, а, по факту, я больше их краску под аэрограф не возьму))))
Теперь нужно аккуратно покрасить разные мелочи. Например, бандажи, глушитель и т.д. В первую очередь покрасил бандажи, глушитель и пружины. На звездочке и ленивце серебрянкой симитировал потертости до металла.
Гусеницы одевались не слишком сложно. Больше всего боялся, что отломаю какое-нибудь звено - это ж хрупкая смола. Самый сложный участок это "звездочка". Сначала зубцы цепляются за каждый трак, потом наоборот нужно попасть каждым зубцом в свое отверстие. Но в итоге не снес ничего сделанного ранее и гусеницы одел. Смотрятся неплохо, один минус - топорщатся где не надо, возможно придется фиксировать суперклеем. Зато провисы реалистичные вышли.
Дальше начинается модуляция (не люблю как звучит это слово, хотя по сути похоже на само занятие))). По сути просто высветлил немного местами базовую окраску. Для нанесения камуфляжа применяю "вчерашний день" в виде блютака. Все забываю прикупить себе жидкие маски и попробовать их. Пока же делаю по старинке, как привык.
Однако применил новый элемент. Он применяется при изготовлении "зимника" (зимнего камуфляжа), я же хотел попробовать локальное использование
Получилось неважно. Во-первых как не старайся, часть лака попадает на те части модели где он не нужен, во вторых, я думаю именно он, он создал потом некоторые сложности при нанесении фильтра. Вдобавок я не стал выжидать длительное время и, спустя, минут 40 приступил к нанесению камуфляжа. Поскольку краска акриловая на водной основе, было место где покрытие пошло трещинами. Пришлось наследующий день шлифовать, снова доставать уже почищенный аэр для исправления плода своей спешки и снова его чистить после 5 секунд использования. Так что не спешите! Давайте слоям просохнуть. В итоге мне все же удалось исправить этот элемент.
"Звезда", к сожалению, дает схему нанесения камуфляжа только спереди и с левого борта. Пришлось справа и сверху делать логическую творческую отсебятину.
Далее я как раз применил легкое обдирание камуфляжа мокрой и жесткой кистью до базовой окраски. Пришла пора нанести фильтр. Фильтр (один, реже два) я наношу без предварительного покрытия модели лаком. При аккуратном нанесении окраска не страдает, а на выходе слой лакокрасочного покрытия тоньше. В этот раз фильтр ложился плохо. Особенно в местах где был нанесен камуфляж на лак для волос и на тех местах где лак попадал на основной цвет. Вывод такой - или полностью покрывать лаком для волос модель или вообще не покрывать. Иначе получается неоднородная поверхность и масляный фильтр тоже покрывает модель неравномерно. Но в целом растушевал и результатом вполне удовлетворен. Теперь покрытие глянцевым лаком и на сутки сохнуть
После этого этапа я обычно даю модели просохнуть немного, прежде чем продолжать ее мучать. У меня был случай, когда нетерпеливость в вопросах просушки лака привела к печальному результату. В невысохший лак смывка въедается намертво и убрать ее можно только со слоем лака. А однажды при нанесении декалей через час после покрытия лаком, поверхность начала вспучиваться. Было очень много труда потрачено, что б не кидать в "Крот" практически законченную модель! Так что сутки самый раз. Потом я нанес сколы. Сколы я делаю обычно на тон-два светлее базовой окраски. Часть сколов остается так, на некоторых дополнительно имитирую повреждения до грунта. И только после этого начинаю смывку. Смывка - простой и несколько нудный процесс. Но он несложен и придает модели дополнительного шарма. Цель смывки - подчеркнуть тени у выступающих частей (заклепок, петель, сварных швов и пр.) В общем придать объем. Тут для меня важно не начать убирать слишком быстро (иначе уберется вся смывка) но и не давить сильно. У меня случалось, что при смывке слезал и базовый слой...В этот раз все прошло штатно
Казалось бы осталось совсем немного, но тем ответственнее каждый этап. Многие после смывки останавливаются и это вполне приемлемо. Модель имеет окраску с эффектами выгорания, сколы, подчеркнутый объем. Некоторые делают еще работу с масляными точками. Я как-то пробовал, но, скажем так мне не зашло, я чуть не угробил модель и больше с ними я не связываюсь, хотя не исключаю что можно при наличии времени попробовать еще. Однако, я, обычно, применяю еще один этап в покраске. Нанесение следов воздействия погодных условий на модель, он кстати в нашем хобби так и называется - везеринг. Дождевые струйки стекая по поверхности реального танка зачастую окрашиваются ржой отдельных элементов и оставляют после себя подтеки на броне. Этот элемент требует некоторой сноровки. Наношу вертикальные полосы разной длины специальной жидкостью для имитации подтеков от AK Interactive. Потом их необходимо растушевать, стараясь двигать кистью вертикально и немного убрать излишки, скорректировать границы смоченной в пинене кистью. Потому что эта жидкость имеет такую же масляную основу как и самодельная смывка. Не беда, что поначалу кажется что получается излишняя грязь. Танки редко бывают чистыми, но тем не менее надо стараться что б имитация подтеков выглядела похоже на настоящие. И вот этот этап у меня тоже закончен.
Остается лишь, хорошенько взболтав матовый лак, убрать ненужный блеск, пройтись простым карандашом по граням добившись эффекта металла, да, используя, пигменты припылить ходовую модели. За 4,5 часа я справился с везерингом и с вышеописанными финальными процессами. Все, модель отправляется на полку. Трехмесячная стройка немного утомила, но я уже открываю новую коробку. Что это будет и какие меня ждут трудности обязательно вскоре расскажу и покажу. Полная галерея же этой модели будет представлена в статье посвященной Т-26. Пока же так сказать несколько фото для понимания итогового результата. Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!