Разработка ОБТ Challenger второго поколения началась в 1986 году по собственной инициативе компании Vickers Defence Systems. В компании хотели, как обычно, «подвинуть» конкурентов, а также получить выгодный контракт на поставку боевой техники. И в этот раз им удалось.
Немного истории
В некотором роде желаниям руководства компании Vickers Defence Systems подыграла сама судьба – в начале-середине 80-х годов начались разговоры о замене имеющихся на вооружении ОБТ Chieftain чем-то более актуальным. Поставляемые в армию танки Challenger I всё ещё были «сырыми» и военные соревнования в Канаде 1987 это подтвердят. Это отчётливо понимали и в высшем руководстве страны – к слову, «Железная леди» метала молнии, требуя выявить и наказать виновных в неудаче. Но это будет позже, а пока компания Vickers засела за разработку собственной боевой машины, которая могла бы с успехом заменить не только морально устаревшие ОБТ Chieftain, но и «сырые» Challenger I.
Косвенно виновными в сложившейся в британской армии ситуации было решено назначить факт отсутствия конкуренции среди производителей военной техники. Все имеющиеся на территории Великобритании компании либо входили в огромные концерны (Alvis, Vickers и т.д.), либо не могли обеспечить выполнение больших государственных заказов. Фактически, полный цикл производства танка на тот момент времени могли осуществить лишь государственные заводы в Лидсе – но это стало бы началом государственной монополии на военное производство со всеми вытекающими последствиями. Тогда высшее руководство страны пошло на беспрецедентный шаг – они предложили частным и государственным компаниям на территории Великобритании, а также иностранным производителям поучаствовать в конкурсе на поставку новых танков для армии.
С одной стороны, такой шаг в сторону возможной закупки заграничной техники был весьма опасным – это могло ознаменовать конец британского танкостроения, впадение в зависимость от иностранных поставок, а также необходимость финансовых вливаний для перепрофилирования уже существующей промышленности. С другой – это был прекрасный шанс для детального ознакомления с заграничной техникой, изучения новых технологий и соответственно, улучшения британской военной техники в перспективе. На том и порешили – британские конструкторы представят своё, а иностранные компании – своё решение британской проблемы.
Согласно конкурсу, многие компании прислали свои чертежи для создания боевой машины – Vickers предложила к рассмотрению и несколько готовых машин – прототип Vickers Mk.3 и Mk.7, а также чертежи FV4030 Challenger 2. И отобраны были именно чертежи – они показались военным наиболее перспективным вариантом. В 1988 году был заключён контракт на поставку девяти опытных машин, поставки которых начались в 1989 году. Тогда же и начались всесторонние испытания танков – будущий Challenger 2 сравнивали с американским M1A1 Abrams и немецким Leopard 2, французский Leclerc и даже бразильский EE-1T Ozorio. В течении двух лет все эти машины испытывались на полигонах, как говорится «и в хвост, и в гриву», и в 1991 году на вооружение сухопутных войск Великобритании был принят лишь танк Challenger 2.
Серийное производство Challenger 2 началось лишь в 1994 году, а в действующие части он начал поступать в 1998, когда были окончательно решены все проблемы с производством, логистикой, обучением персонала и прочими проволочками. Кстати, в 1994 году были проведены ещё одни испытания – случайно отобранные машины в течении 285 дней гоняли на полигонах, симулируя боевые условия. Каждый танк за один день выполнял следующие «упражнения»:
- Езда по ровной дороге – 27 км;
- Езда по бездорожью – 33 км;
- Стрельба из орудия – 34 снаряда;
- Стрельба из пулемёта – 1000 выстрелов;
- 10 часов холостой работы двигателя;
- 3,5 часа работы двигателя в разных режимах;
Эти испытания показали – в руководстве не ошиблись, и выбранный танк действительно соответствует всем требованиям по надёжности, комфорту для экипажа, ремонтопригодности и прочим требованиям, указанным в изначальном техническом задании.
Описание конструкции
В целом, конструкция танка Challenger 2 не была чем-то инновационным. Но отдельные элементы боевой машины могут удивить читателей. К слову, он практически не имеет преемственности с танками Challenger 1, при сравнении можно найти лишь 2% универсальных деталей к ним.
Бронированный корпус и башня
По уровню бронирования танк Challenger 2 считается самым тяжёлым среди танков западного производства. Его корпус и башня созданы из многослойной комбинированной брони Dorchester (производная от брони Chobham), сведения от которой находятся под грифом «секретно». Известно лишь о том, что в составе есть не только алюминиевые и керамические компоненты, как в Chobham, но и стальные компоненты, обеспечивающие дополнительную защиту от попаданий любого известного снаряда. Конечно, касается это только лобовой проекции и бортов (они в дополнение к броне корпуса, могут оснащаться защитными «юбками», а также блоками динамической защиты ROMOR).
Слабое место в бронировании носовой части есть – это нижний лобовой лист, который производится из гомогенной стальной пластины толщиной от 80 до 100 миллиметров. Однако поразить танк попаданием в этот лист довольно непросто – он находится под серьёзным углом наклона, а во-вторых, часто оказывается прикрыт естественными укрытиями на местности. А учитывая, что нижняя лобовая деталь тоже может быть прикрыта блоками динамической защиты, пробить её становится почти нереально.
По некоторым данным, уровень стойкости лобовой части башни Challenger 2 составляет 800 мм от бронебойных оперённых подкалиберных снарядов и до 1200 при использовании кумулятивных снарядов. Это значит, что пробить лоб башни может лишь снаряд, способный пробить от 800 мм танковой брони.
Аналогичную схему бронирования имеет и башня, за исключением того, что её слабое место – маска орудия и крыша башни. И если в крышу башни ещё можно попасть (например, FGM-148 Javelin бьёт сверху вниз), то в орудийную маску попасть очень тяжело – да и с первого раза её не пробить. К башне приняты меры по маскировке для радиолокационных средств противника, также установлены комплексы радиационной, биологической и химической защиты танка (активируется при необходимости). В дополнение, на корпус и башню можно установить противокумулятивные решётки, фальшборта с дополнительными блоками защиты).
Башня танка обитаема – в ней расположены три члена экипажа – наводчик и командир сидят справа от орудия, заряжающий – слева. Механик-водитель, как водится, сидит в передней части танка по центру, в положении полулёжа. По бокам от него расположены боеукладки, что несколько ограничивает размеры отсека управления – хотя в целом, мехводу на своём месте достаточно комфортно. Всего экипаж танка состоит из четырёх человек.
Вооружение
В качестве орудия главного калибра на танк Challenger 2 устанавливается 120-мм нарезная пушка Royal Ordnance L30A1 с длиной ствола в 55 калибров. Фактически, эта пушка является преемницей пушки Royal Ordnance L11A5, однако имеет множество улучшений в сравнении со своей предшественницей. Начать можно с технологии производства – ствол этого орудия производится методом электрошокового переплава стали, что повышает её прочностные характеристики и соответственно, уменьшает в итоге износ орудия. В дополнение, канал ствола покрыт хромом для предотвращения коррозии. Сверху ствол покрыт термоизоляционным кожухом, который предотвращает перегрев или переохлаждение металла и продлевает срок службы орудия.
L30A1 позволяет использовать любые снаряды, которые могут использовать 120-мм пушки стран-участниц блока НАТО. В целом, номенклатура применяемых снарядов выглядит следующим образом:
- L23 – монолитный удлинённый оперённый бронебойный снаряд с активной частью (бронебойный стержень) из вольфрамового сплава. Считался основным снарядом на момент войны в Персидском заливе, но в наше время уже не используется;
- L26 (CHARM1) – удлинённый бронебойный снаряд из обеднённого урана, что позволяет более эффективно поражать бронированные машины и укрепления противника;
- L27A1 (CHARM 2) – ещё более удлинённый бронебойный оперённый снаряд из обеднённого урана, считается более эффективным в сравнении с L26;
- L28A1 – новейший подкалиберный бронебойный оперённый снаряд с активной частью из обеднённого урана. Считается наиболее эффективным снарядом в линейке;
- C3TR, он же CHARM 3 – учебный снаряд, созданный на базе L28A1, но имеющий активную часть из вольфрама. Используется для обучения стрельбе с использованием снарядов L28A1;
- DS/Prac L20A1 – учебный снаряд, созданный для обучения артиллеристов стрельбе с применением снарядов L23. В наше время не используется, как и вышеозначенный тип снарядов;
- L31 – бронебойно-фугасный снаряд, эффективный против лёгкой бронетехники противника, его укреплений и прочих сооружений;
- L32A6 – учебный снаряд, созданный для обучения артиллеристов стрельбе с использованием снарядов L31. Вместо взрывчатки снаряд начинён смесью сульфата кальция и касторового масла, что даёт имитацию воздействия фугасного снаряда. Перезаряжаемый;
- L34 – снаряд для постановки дымовой завесы на удалённой дистанции. Начиняется фосфорсодержащей смесью, внешне похож на снаряд L31. Для различения этих снарядов используется разная цветовая маркировка;
Все снаряды – раздельного заряжания, требуют использования метательных зарядов L14 (и его модификаций), а также L16A2 и L3.
Но вернёмся к орудию. Его затворный механизм состоит из двух блоков – первый вертикально скользящий блок содержит кольцо-обтюратор, а второе фактически представляет собой затворный механизм. Заряжание пушки происходит при помощи автомата заряжания, однако метательный заряд на «поднос» подавателя укладывается вручную. Ствол пушки стабилизирован в двух плоскостях, а все крепления сделаны «с запасом», что не только повышало прочностные характеристики самой установки, но и повышало точность выстрела.
Основную работу по наведению орудия выполняла система управления огнём от General Dynamics, включающая в себя 32-битный процессор и шину данных Military Standard 1553, что для британских танков произошло впервые. СУО включала в себя баллистический вычислитель, аналогичный установленному на танках Abrams, а также целый набор прицелов и приборов наблюдения для каждого из членов экипажа. Благодаря этому, полный цикл выстрела – захват цели, заряжание орудия, вычисление, выстрел и поражение цели занимают всего 8 секунд. Отдельные экипажи во время тестовых стрельб умудрялись поражать восемь целей за сорок две секунды! То есть, на один цикл выстрела уходило 5,25 секунд.
В качестве вспомогательного оружия используется два 7,62-мм пулемёта – L94A1 спаренный с основным орудием, и L37A2, установленный на крыше башни и оснащённый системой дистанционного пуска и наведения. Также на лобовой части башни устанавливались ещё две пятиствольные мортирки для постановки дымовой завесы, а дополнительно завесу можно было поставить путём выпуска дизельного топлива в выхлопную систему. Последнее, кстати, «позаимствовано» у советских танков (хотя аналогичные системы были и у немецких, и у британских машин в разные годы).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве основной силовой установки конструкторы выбрали уже известный турбодизельный двигатель Perkins Caterpillar CV12 – V-образный двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1200 лошадиных сил с жидкостным охлаждением. В сочетании с автоматической коробкой передач David Brown TN-54, двигатель позволял 75-тонной (в полном боевом обвесе и с боевой загрузкой) развивать скорость до 56 км/ч по шоссе и до 40 км/ч по пересечённой местности. Запасы хода по шоссе и пересечённой местности составляли 400 и 250 километров соответственно, а при необходимости на корму танка можно «навесить» ещё два топливных бака по 205 литров каждый.
Подвеска – гидропневматическая, индивидуальная на каждый из опорных катков (всего их шесть). Опорные катки оснащены резиновыми бандажами, выполняются они из алюминиевого сплава. Для повышения прочности, на каждое посадочное место устанавливается сдвоенный каток. Стальное ведущее колесо устанавливается в задней части машины, а ленивец, соответственно, расположен в передней части. Ленивец также служит для натяжения гусеницы – он оснащается собственным гидравлическим приводом, который активируется с места механика-водителя и питается от дополнительной силовой установки на 37 л.с. Также на машине устанавливаются по три поддерживающих катка на борт (они предназначены для устранения провисания).
Боевое применение
Первым документированным фактом боевого применения ОБТ Challenger 2 считается Иракская кампания 2003 года. За всё время нахождения в Ираке 7-й бронетанковой бригады (в составе которой было 120 танков Challenger 2) потеряли всего две машины (по заявлениям британской стороны, естественно) – первая была поражена дружественным огнём (экипаж одного танка по ошибке принял другой танк за вражеский), вторая была поражена при помощи реактивного гранатомёта РПГ в нижнюю лобовую деталь корпуса. И при этом, британские же военные «на голубом глазу» утверждают, что чуть позже Challenger 2 получил 15 (!) попаданий из противотанковых реактивных гранатомётов и сохранил боеспособность.
26 марта 2003 года подразделения 7-й танковой бригады приняли участие во встречном танковом бою, где им пришлось схлестнуться с советскими Т-55. Разумеется, устаревший морально и материально советский танк должного воздействия на современные машины не имел – по итогу боя иракские военные потеряли пятнадцать танков, а британские потерь не имели. И как британские военные потом заявили – оказывается, современная 120-мм нарезная пушка превосходит по дальности стрельбы советскую Д-10Т2С, которая в эксплуатации с 1944 года…
Также Challenger 2 поставлялись для нужд ВСУ – но информации об их боевом применении на линии столкновения войск у меня нет. Известно лишь то, что поставлено было четырнадцать танков, что для них приходится проводить отдельные логистические операции по поставке снарядов (для пушки L30A1 нужны отдельные боеприпасы, распространённые в НАТО 120-мм снаряды для танковых пушек рассчитаны на гладкоствольную артиллерию), что существенно усложняет их использование. Плюс отмечалось, что танки слишком тяжелы для грунтов Восточной Украины и часто вязнут (повторялась ситуация с немецкими тяжёлыми танками времён Великой Отечественной Войны) и их мобильность оставляет желать лучшего.
Модификации
На сегодня танки Challenger 2 имеют четыре модификации:
- Challenger 2 – базовая версия;
- Challenger 2 TES – версия с комбинированной бронёй Chobham по бортам;
- Challenger 2 LEP (Black Night) – оснащён новым комплектом активной защиты, обновлённой электроникой и немецкой пушкой Rheinmetall 120 mm;
- Challenger 2E – экспортная модель, оснащённая двигателем с улучшенной системой охлаждения, кондиционером, а также упрощённым блоком системы управления огнём. Поставляется в Оман.
Заключение
Британский танк Challenger 2 – достойный наследник своего «деда», среднего крейсерского танка-истребителя A30 Challenger. Мощный, хорошо вооружённый и достаточно мобильный, он остаётся основой танковых соединений Королевской армии – и будет на этом посту, по всем прогнозам, минимум до 2030 года. А после – либо британцам придётся изобретать что-то более современное и надёжное, либо пытаться «раскачать» устаревшую машину. Есть и третий вариант – обратиться к странам партнёрам, но такой себе…
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!