Найти в Дзене
Убежище гедониста

Донна Тартт "Тайная история"

Книга, о которой я слышала так много, часто с придыханием, что она задала тренд на "дарк академию" и вернула моду на греченские мотивы, а роману вообще-то уже тридцать лет. Ну конечно, мне нужно было убедиться самой. Я не буду томить, книга дейтвительно хорошая, качественная и стоит потраченного времени, а она пухленькая. Начинается с того, что мы узнаем, что Банни мёртв. Бам! Вот так вот, да. Мы ещё не знаем кто это, но уже знаем, что он умер, а дальнейшее повествование возвращает нас к тому, с чего всё началось. Рассказ ведётся от лица Ричарда Пэйпена, который поступает в Хэмпден колледж. Предыдущий год прошел в попытках учится на медицинском в родной Калифорнии, но что-то пошло не так и вот он здесь, в дали от дома, решает продолжить учёбу и посвятить её греческому языку. На этот выбор повлияло несколько факторов, один из них - это то, что Ричард замечает загадочную группу студентов, выглядят они обособленно и притягательно. Выясняя, кто это такие, он узнаёт, что это студенты Д

Книга, о которой я слышала так много, часто с придыханием, что она задала тренд на "дарк академию" и вернула моду на греченские мотивы, а роману вообще-то уже тридцать лет. Ну конечно, мне нужно было убедиться самой.

Я не буду томить, книга дейтвительно хорошая, качественная и стоит потраченного времени, а она пухленькая. Начинается с того, что мы узнаем, что Банни мёртв. Бам! Вот так вот, да. Мы ещё не знаем кто это, но уже знаем, что он умер, а дальнейшее повествование возвращает нас к тому, с чего всё началось.

Рассказ ведётся от лица Ричарда Пэйпена, который поступает в Хэмпден колледж. Предыдущий год прошел в попытках учится на медицинском в родной Калифорнии, но что-то пошло не так и вот он здесь, в дали от дома, решает продолжить учёбу и посвятить её греческому языку. На этот выбор повлияло несколько факторов, один из них - это то, что Ричард замечает загадочную группу студентов, выглядят они обособленно и притягательно. Выясняя, кто это такие, он узнаёт, что это студенты Джулиана Морроу, сумасбродного и не менее загадочного профессора греческого языка, который берет лишь ограниченное количество студентов, руководствуясь своими личными предпочтениями. Ричарду удаётся стать его учеником и попасть в эту группу.

Ричард, как и мы, постепенно знакомится с ребятами, среди которых и тот самый Банни, чья судьба нам мы уже известна. И это крутой писательский ход: мы в курсе, что произойдёт трагедия и с кем она произойдёт и мы уже на крючке, нам интересно, что же там случилось с этими классными ребятами, что один из них мёртв? Ричард не сразу вписывается в компанию, но постепенно его подпускают к себе все ближе и ближе. А Джулиан очаровывает студентов своими взглядами: он считает, что чтобы изучать греческий, нужно быть как греки, мыслить как греки и обсуждает с ними вакханалии - путь к божественному, который помогает выйти за границы собственного восприятия и сознания, потерять контроль над собой. Зерно заложено.

Первая половина книги постепенно подводит нас к убийству Банни. Мы узнаем, что к этому привело, почему так случилось. А вторая повествует о последствиях. Причём не только физических.

Теперь мы подходим к моей любимой части: чем же книга так хороша. Не только и не столько сюжетом, сколько отсылками, подтекстами и аллюзиями. В самой структуре романа я чётко считала поклон в сторону Федора-моеговсë-Михайловича Достоевского и его "Преступления и наказания". И нет, это не у меня период такой (новый сериал, пересмотр старого, возвращение к первоисточнику) и не синдром поиска глубинного смысла. Донна Тартт нам прямую цитату даёт устами Ричарда. А сколько ещё здесь отсылок, скрытых цитат, оммажей на сюжеты классической греческой литературы. Тут даже картина на обложке и само название не просто так. Увы и ах, я понимаю, чтобы выкупить все заложенные писательницей вкусные пасхалки, нужно быть как минимум начитанным человеком, как максимум хорошо образованным и въедливым читателем. Поэтому догадываюсь, сколько всего я сама не заметила. Но в этом есть своя прелесть, каждый читатель увидит свои детальки, в силу того, что у нас разная база и бэкграунд. А ещё при каждом новом прочтении можно находить что-то новое.

Вторая немаловажная вещь в плюс книге. Я слышала мнение, что книга пустышка в красивой обёртке. Ну тут уж с чем сравнивать. Лично для меня как раз эта обёртка из красивых и подробных описаний всего: от кабинетов колледжа и внешнего вида героев, до природы вокруг кампуса, создает эффект погружения. И для меня атмосфера и язык которым она создаётся очень важны. Я в книгах не только за сюжетом. "Пришел-сказал-сделал-пошел туда" для меня скучно и мало. Плюс не стоит забывать, что повествование идёт от лица Ричарда о прошлом, то есть мы в его голове и его глазами видим уже произошедшее, мы знаем его мысли и чувства, рефлексируем с ним о том, что уже является свершившимся фактом. И мне кажется в эту книгу стоит идти за атмосферой.

Как всегда главные сюжетные повороты я не рассказываю, чтоб вам было интересно самим узнать, если вы решите книги прочитать.

Будучи наслышаной о книге, я кое-что знала о сюжете. Развязка событий стала для меня сюрпризом. А вот в самой концовке, спустя год после событий, мне как будто чего-то не хватило. Может Ричард нам чего-то не договорил? Ведь может же он оказаться ненадёжным рассказчиком? Хотя на протяжении всей истории заподозрить его в этом было нельзя.

Рекомендую? Конечно да! Подозреваю эта книга уже вписала себя в современную классику.