Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Ночь коротка»: фильм, всколыхнувший память послевоенного поколения

Общий стол во дворе многоквартирного дома, за которым собрались все жители коммуналок. Женщины в красивых платьях, немногочисленные мужчины в отглаженных костюмах, украшенных орденами и медалями, дети всех возрастов. И все они перед первым тостом встают и минуту молчат, вспоминая тех, кто уже никогда не сядет за стол, накрытый в честь 10-летия Победы. Этот эпизод — один из самых красноречивых и щемящих в фильме «Ночь коротка» (1982), который негромко, но трогательно рассказал историю взросления в стране, дорого заплатившей за мир. Зрители увидели это время глазами главного героя фильма — сначала мальчишки, а потом уже юноши, который мог бы озлобиться и сорваться в пропасть, но сумел преодолеть обстоятельства и себя. Авторами сценариями ленты стали Михаил Беликов и Владимир Меньшов. Сценаристами они были начинающими (для обоих это был один из первых опытов написания сценария), а вот кинематографистами известными. Михаил Беликов, который в кино начинал как оператор, снял уже несколько

Общий стол во дворе многоквартирного дома, за которым собрались все жители коммуналок.

Женщины в красивых платьях, немногочисленные мужчины в отглаженных костюмах, украшенных орденами и медалями, дети всех возрастов. И все они перед первым тостом встают и минуту молчат, вспоминая тех, кто уже никогда не сядет за стол, накрытый в честь 10-летия Победы.

Этот эпизод — один из самых красноречивых и щемящих в фильме «Ночь коротка» (1982), который негромко, но трогательно рассказал историю взросления в стране, дорого заплатившей за мир. Зрители увидели это время глазами главного героя фильма — сначала мальчишки, а потом уже юноши, который мог бы озлобиться и сорваться в пропасть, но сумел преодолеть обстоятельства и себя.

Кадр из фильма «Ночь коротка»
Кадр из фильма «Ночь коротка»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Авторами сценариями ленты стали Михаил Беликов и Владимир Меньшов. Сценаристами они были начинающими (для обоих это был один из первых опытов написания сценария), а вот кинематографистами известными. Михаил Беликов, который в кино начинал как оператор, снял уже несколько самостоятельных фильмов, а Владимир Меньшов, стартовавший как актёр, выпустил уже и «Розыгрыш» (1977), и «Москва слезам не верит» (1980). Соавторы были ровесниками, оба родились накануне войны, но своего героя сделали чуть старше. Хотя наверняка в сценарии были и какие-то автобиографические моменты, подростковые воспоминания и ощущения, особенно во второй части, когда действие происходит в середине пятидесятых.

Кадр из фильма. Эдик Соболев в роли Вани Голубенко в детстве
Кадр из фильма. Эдик Соболев в роли Вани Голубенко в детстве

Начинается история в 1946. Подросток Ваня Голубенко живёт с тёткой и ждёт с фронта отца. Мать Вани погибла, тётя, довольно ещё молодая женщина, потеряла всю свою семью, они — оба осиротевшие, но сбившиеся в маленькую стаю, и совместная жизнь обоих согревает. Ваня регулярно получает письма от отца, а к празднику он даже прислал деньги на новые ботинки. Правда, сам всё никак не вернётся, объясняя это тем, что у него сложная работа. Зато на несколько дней приезжает друг отца, его фронтовой товарищ по имени Меркурий, который для Вани становится образцом и примером. Сам же Иван занимается обычными мальчишескими занятиями: гуляет, слегка хулиган, дразнит соседа-спекулянта. А ещё знакомится с новой соседкой — девочкой Алиной, семья которой буквально на днях въехала в дом. Алина станет верной подругой Вани и его первой любовью, хотя

парню предстоит непростой путь становления: будет и побег с попрошайничеством в поездах, и дурная компания, и карточные долги, и, конечно, первая романтика.
Кадр из фильма. Татьяна Каплун в роли повзрослевшей Алины
Кадр из фильма. Татьяна Каплун в роли повзрослевшей Алины

Но всякий раз, когда Ване будет грозит поворот не туда, буде снова возникать Меркурий, который между поисками собственной семьи, пропавшей в войну, будет навещать сына друга. Сам Ваня уже давно догадался, что его отец погиб и никогда не вернётся, хотя глубоко в душе всё-таки верит, что всё наладится.

Кадр из фильма. Игорь Охлупин в роли Меркурия
Кадр из фильма. Игорь Охлупин в роли Меркурия

Актёра на роль Вани Голубенко Михаил Беликов выбрал сразу — им стал 16-летний московский старшеклассник Сергей Канищев.

Кадр из фильма. Сергей Канищев
Кадр из фильма. Сергей Канищев

Выбор был неслучайным: Ваня в кино уже снимался, причём в не самом простом. Когда мальчику было десять, его привели на киностудию родители, услышавшие объявление. Мальчика для съёмок искала режиссёр Лариса Шепитько, снимавшая драму «Восхождение» (1977). На пробы пришли более 3 000 юных москвичей, но Лариса выбрала именно Серёжу. Роль его была совсем маленькая, но принципиально важная для режисёра:

Серёжа Канищев сыграл мальчика в будёновке, смотревшего в слезах на главного героя «Восхождения» Сотникова, которого вели на казнь фашисты. Сотников же в ответ на эти слёзы улыбнулся и пристально смотрел на парнишку, и этот взгляд с затаённой улыбкой был, по задумке Ларисы Шепитько, своего рода эстафетой жизни от взрослого мужчины ребёнку.

И как раз поэтому Ларисе Шепитько нужен был не просто маленький актёр, а мальчик, в глазах которого были бы настоящие взрослые чувства. Им и стал Серёжа Канищев, которого позже пригласил сниматься и Михаил Беликов.

Кадр из фильма. Наталия Селивёрстова
Кадр из фильма. Наталия Селивёрстова

Роль тёти сыграла Наталия Селивёрстова, в роли Меркурия — Игорь Охлупин, в роли соседки Анжелы, которую кое-кто считает падшей женщиной, — Нина Шаролапова. Кстати, через несколько лет Михаил Беликов снимет своего рода продолжение фильма «Ночь коротка» с названием «Как молоды мы были» (1985). Это не совсем сюжетное продолжение, не развитие линий главных героев, это скорей продолжение атмосферное, эпохальное, но там тоже будет молодой главные герой, которого после войны воспитала тётя. И её тут сыграет как раз Нина Шаролапова.

Кадр из фильма. Нина Шаролапова
Кадр из фильма. Нина Шаролапова

В небольшой роли отца Алины, военного, который, в отличие от её матери, одобрил дружбу дочери с Ваней, имевшим не лучшую репутацию, — Евгений Паперный. У этого актёра довольно обширная фильмография, но большинство зрителей ассоциируют его не с кино-, а с мультипликационным героем:

Евгений Паперный озвучил чрезмерно оптимистичного доктора Ливси в мультике «Остров сокровищ» 1988 года так, что его реплики до сих пор цитируют.
Кадр из фильма. Евгений Паперный
Кадр из фильма. Евгений Паперный

В небольших ролях ищите Михаила Голубовича, Александра Толстых, Виктора Андриенко.

Кадр из фильма. Михаил Голубович
Кадр из фильма. Михаил Голубович

На съёмки группа поехала в Таганрог и проработала там весь тёплый сезон 1981 года. Основной площадкой стал уникальный круглый дом, построенный в начале тридцатых. В него «поселили» героев сюжета, во дворе дома сняли часть уличных сцен.

Работа над фильмом началась с ЧП, связанного с главным актёром Сергеем Канищевым. Подростка коротко постригли накануне, перед началом съёмок нарядили в костюм 40-х годов и приготовились снимать. Серёжа посмотрел на себя в зеркало и неожиданно для всех упал без чувств.

Позже он рассказывал, что сильно волновался, уже вжившись в образ своего героя, и не обратил внимание на неприятные ощущения. А оказалось, что у него на фоне волнений случился приступ аппендицита. В итоге прямо с площадки его увезли в больницу, к работе он вернулся после операции. Но это неприятное и опасное происшествие в целом на съёмках не сказалось, дальше группа вернулась к плану.

Кадр из фильма. Сергей Канищев
Кадр из фильма. Сергей Канищев

Сергей Канищев, несмотря на молодость и не слишком большой опыт в кино, сумел завоевать доверие режиссёра и коллег. Уже после премьеры Михаил Беликов рассказывал:

«Одной из самых важных в нашей картине была сцена, в которой Иван принял вора, забравшегося в его комнату, за отца, чьего возвращения с фронта он продолжал упорно ждать, хотя война уже давно закончилась. Серёжа провёл эту сложнейшую сцену так трогательно, с такой щемящей искренностью и трепетностью, что у всех, кто тогда находился в съёмочном павильоне, увлажнились глаза. И вся роль сыграна им психологически точно и тонко».

В прокат фильм «Ночь коротка» вышел в апреле 1982 года. Большой известности и успеха лента не снискала, но она, думается, и не создавалась как кинохит.

Кадр из фильма. Сцена, о которой говорилось в начале статьи
Кадр из фильма. Сцена, о которой говорилось в начале статьи

Это камерное по сути кино, не развлекательное, а повествовательное, ценное атмосферой и предельно точно переданным духом послевоенной эпохи. Любопытно, что

авторы изначально в большей степени ориентировались на подростковую аудиторию, но по-настоящему картину оценили не они, а старшее поколение, те люди, которые сами взрослели в сороковые-пятидесятые и проживали ту жизнь, что была на экране.
Кадр из фильма. На несколько секунд в кадре появляется Сергей Подгорный — Смуглянка из драмы «В бой идут одни „старики“» (он слева)
Кадр из фильма. На несколько секунд в кадре появляется Сергей Подгорный — Смуглянка из драмы «В бой идут одни „старики“» (он слева)

В заключение ещё пару слов об главном актёре. Окончив десятый класс, Сергей Канищев намеревался поступить в ГИТИС, а на вопрос корреспондента, бравшего у него интервью, о какой роли он мечтает, отвечал, что хочет сыграть Фому Гордеева (герой одноимённого романа Максима Горького). Михаил Беликов своего юного коллегу поддержал:

«Он трудолюбив, дисциплинирован, способен глубоко вживаться в характер. Думаю, что актёр из него получится. Должен получиться!»

Но жизнь оказалась иной. Сергей снялся ещё в одном фильме и с кино расстался, предпочтя другую профессию. А «Ночь коротка» советую. Такие фильмы, снятые бережно по отношению ко времени и людям, помогают понять, почему страна не только победила и смогла быстро восстановиться.

А вы участвовали в общих застольях с соседями?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-13

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: