Или как выжить в мире будущего по мнению Макса Шишкина
"Последний ронин" удивительным образом внезапно ворвался в мой личный список фильмов, обязательных к просмотру в этом году. Произошло это на специальном показе другого постапокалиптического фильма - "Пацана против всех", что выходил в этом мае. Тогда об экшене с Биллом Скарсгардом заинтересованной публике рассказывал клипмэйкер Максим Шишкин, и из его уст я узнал о его же большом режиссёрско-сценарном дебюте в жанре постапокалипсиса, как презентуют сегодня "Последнего ронина" в большинстве СМИ. Посмотреть первую пробу пера на российской кинематографической сцене в данном жанре (хотя я всё ещё считаю советского "Сталкера" таким вот первопроходцем) захотелось решительно и неумолимо, особенно в свете тотального засилья сказочными экранизациями. Даже несмотря на то, что сам я отношусь к "постапоку" крайне прохладно. Каким же получился "Безумный Макс" на русский лад?
Сразу разочарую всех потенциальных зрителей, особенно болеющих за фольклорное наполнение "Последнего ронина", которое могло бы чётко определить его принадлежность по месту производства - этого здесь нет. Хоть бОльшая часть съёмок и проходила на территории дружного нам Казахстана, автор отдаёт дань именно устоявшимся западным представителям антиутопического жанра, не стесняясь использовать клишированные образы и сюжетные ходы. Но следует сказать, что сравнение "Последнего ронина" с легендарным "Безумным Максом" - ошибочно. Данная картина намного ближе к "Книге Илая" или "Дороге" (обе, кстати, выходили с небольшим разрывом в прокатном окне на рубеже 2009-2010 г.г.). Среди незаменимых сюжетных заимствований тут есть и отношения взрослого наставника с самоуверенным подростком, как в каком-нибудь the Last of us, так и свой "священный манускрипт", который определяет "путь бусидо" главного героя в исполнении Юрия Колокольникова, чья фамилия стала самой упоминаемой в текущем киносезоне (всё-таки и у Нолана в "Доводе" снимался, и в "Игре престолов" засветился, и совсем недавно в свеженьком "Крейвене-охотнике", а уже с 1-ого января его можно будет наблюдать в роли Дровосека в грядущем "Волшебнике изумрудного города: Дороге из жёлтого кирпича" - звезда мирового уровня). А вот по части художественного воплощения "... ронин", безусловно, как никакой другой фильм, безусловно, близок к стилистике "Безумного Макса" (все эти черепа и позолоченные вставки в элементы одежды...). А ещё к "Игре престолов", что становится ясно из финального акта картины.
Но вот насколько правильные ориентиры были выбраны творческой командой - вопрос спорный. Например, лучшим образцом истории из 90-х, где на первый план выходят не самые обычные отношения между суровым взрослым мужчиной и молодой девушкой, познающей всю жестокость мира, для меня до сих пор остаётся "Леон" с Жаном Рено и Натали Портмэн. Но столь же интересной связь между персонажами Колокольникова и Дианы Енакаевой - девушки Марии, пытающейся вернуться "домой", откуда её выкинули, и нанимающей Ронина в качестве защитника в выжженных климатом пустошах, никак не получается. И тут, если какая-то претензия и может быть высказана, адресована она будет исключительно к Диане и её слабо прописанному персонажу, потому как Юрий в своей роли бесподобен. Реплики она выплёвывает, как пулемёт в одной из сцен, что не позволяет ей поверить на слово, а её мотивация вернуться и навести порядок остаётся за кадром, поэтому её резкого перевоплощения под финал ты не очень понимаешь, но и не удивляешься этому.
Диана стала известна благодаря роли в драме "Лёд", а недавно она сыграла Соню Мармеладову в новой реинкарнации "Преступления и наказания" Владиира Мирзоева
Среди других знаменитостей проекта можно выделить вездесущего Тихона Жизневского, которого, правда, здесь убирают так же быстро, как и Колокольникова в голливудском "Крейвене", а также Даниила Воробьёва (актуальные сериалы "Плевако" и "Комбинация"), исполнившего роль, так сказать, последнего босса, с замашками французского шута, и Роберта Юсупова (тоже ещё свежий "Огниво"), очевидно, заменяющего в картине Питера Динклэйджа (Тириона из вышеупомянутой "Игры престолов"). Дуэт последних двух придаёт третьему акту хоть какой-то комичности, которой фильму в целом не хватает.
Чем "Последний ронин" безумно радует, так это высокой кинематографией боевых сцен. В мире будущего не какой-то там бензин в цене, а оружейные патроны. Парочку таких можно разменять на "новые сапожки". Поэтому пустынные странники стараются использовать в стычках оружие ближнего действия, оберегая заветные патроны, как в какой-нибудь игре жанра survival horror. А когда кто-то из героев всё-таки бездумно стреляет, сразу же задаёшься вопросом - нельзя ли было обойтись как-то иначе? Ведь правила вселенной уже заданы. Так или иначе, акцент сделан на бои с холодным оружием, и они, без сомнения, великолепны и даже, я сказал бы, в некоторых местах изобретательны. Есть и ответ постановщика ключевой сцене "Олдбоя", только исполненная в операторской работе с камерой, снимающей поединок сверху вниз (что-то похожее Вы могли видеть в "Джоне Уике 4"). Есть тут и попытка поставить смертельный бой на троих одновременно, где каждый сражается за себя.
А ещё во время постапока ценится, Вы не поверите, масло! Не сливочное, а растительное - им можно и лезвие смазать для пущего ухода, и раны прижечь в трудную минуту. Аллегория на неподъёмные цены на порой столь желанный продукт в современных магазинах? Быть может... Так что запасайтесь, господа!
Кстати, о правилах. Весь фильм умудрённый опытом Ронин посвящает свою юную спутницу в законы придуманного Шишкином мира. "Тому, кто первый нападает, суждено умереть." А на рынке, на котором герои оказываются в начале второго акта, нельзя воровать и бесчинствовать. Рынок в "Последнем ронине"- это как святилище в "Героях III" или святая земля для бессмертных из "Горца". Но что мне лично очень понравилось, так это основной принцип, которому следует герой Колокольникова - "чтобы достичь мира, нужно уметь договариваться". Договариваться, правда, из 100% не получается примерно... ни с кем.
Есть в "Последнем ронине" и опасные для жизни роботы, предназначенные для охраны складских помещений, напоминающие уже созданных человечеством Спота (бывший big dog от BostonDynamics), но замаскированные под что-то среднее между носорогом и дятлом. да, такая вот необычная комбинация! И не одна странным образом организованная секта, поклоняющаяся то своим великим менторам, то мутировавшему грибному патогену... Кто-то из них обязательно будет выращивать свои "деревья боли", подобно сериальному Ганнибалу Лектеру. Ни с первыми, ни со вторыми лучше в пустыне не пересекаться!
А ещё есть много затянутых диалоговых сцен. И вот что... После просмотра у меня осталось твёрдое ощущение, что если бы у творца фильма было больше денег, он вообще не стал бы размениваться на повествование через диалоги, а весь фильм снял бы, как нон-стоп экшен. Абсолютно точно улавливается идея того, что в жестоком, но предельно понятном мире антиутопии, где выживанию куда больше способствуют патроны и острая катана, нежели язык дипломатии, любой диалог будет смотреться бессмысленным и, более того, глупым. Снять столь же дорогие по масштабу сцены, как в "Фуриосе", творческой команде не удалось. Но, в отличие от той же "Фуриосы" (которая, если Вы знаете, меня дико разочаровала сразу после достаточно бодрого начала), "Последний ронин" может похвастаться грамотным монтажом, правильным накалом страстей, и локационным разнообразием (не только по скучным пустошам нас будут водить), хотя и откровенно проседает под финал.
И не могу не отметить звуковое сопровождение. В основном, Вы будете слышать атмосферный эмбиент с редкими вкраплениями синтвэйва (а это мы очень любим!). Не стоит ожидать запоминающиеся мелодии - тут Вам не мюзикл снимали! Но то что есть - очень и очень правильный и аутентичный выбор.
Что же по итогу? Скажу так: "Последний ронин" окажется отличным подарком для ценителей жанра. Фильму не хватает раскрытия деталей демонстрируемого в кадре мира (правда, у меня, как не фаната постапока, он не вызвал желания узнать об этой вселенной чуть больше), в то время как другие незаслуживающие обрастания мифологией продукты превращаются в целые медиафраншизы. Но на стороне Ронина не только меч, притворяющий его деяния в живописные экшен-постановки, и твёрдая вера в свой путь, но и крайне выгодное окно релиза - фильм с 26-ого декабря в широком прокате. И если Вы обожаете такое кино, кто знает...? Вполне возможно, что перед нами открывается новая и глубоко проработанная история, способная затянуться на долгие годы.
Если трэйлер "Последнего ронина" не отображается, но при этом у Вас решены проблемы с Youtube, можно попытаться открыть статью из другого браузера. Лично у меня в последнее время возникают проблемы именно в Хроме.
Если Вам было интересно ознакомиться с данной рецензией - подписывайтесь на канал и пишите в комментариях о своих впечатлениях после просмотра, если обратили внимание на "Последнего ронина". Или делитесь мыслями о своих любимых фильмах в данном жанре, давайте обсудим, какие именно элементы делают постапокалиптику в кино самой лучшей?
Ну а на этих материалах ниже, посвящённых американскому кинорынку и другим свежим премьерам, я жду Вас в гостях в качестве самых верных читателей. Спасибо, что следите за каналом!