Найти в Дзене
Alexx Rum: фильмы и игры

"Последний ронин" - наша "Книга Илая" с Колокольниковым. Моя реакция на премьеру первого российского постапокалипсиса.

Или как выжить в мире будущего по мнению Макса Шишкина "Последний ронин" удивительным образом внезапно ворвался в мой личный список фильмов, обязательных к просмотру в этом году. Произошло это на специальном показе другого постапокалиптического фильма - "Пацана против всех", что выходил в этом мае. Тогда об экшене с Биллом Скарсгардом заинтересованной публике рассказывал клипмэйкер Максим Шишкин, и из его уст я узнал о его же большом режиссёрско-сценарном дебюте в жанре постапокалипсиса, как презентуют сегодня "Последнего ронина" в большинстве СМИ. Посмотреть первую пробу пера на российской кинематографической сцене в данном жанре (хотя я всё ещё считаю советского "Сталкера" таким вот первопроходцем) захотелось решительно и неумолимо, особенно в свете тотального засилья сказочными экранизациями. Даже несмотря на то, что сам я отношусь к "постапоку" крайне прохладно. Каким же получился "Безумный Макс" на русский лад? Сразу разочарую всех потенциальных зрителей, особенно болеющих за фоль

Или как выжить в мире будущего по мнению Макса Шишкина

"Последний ронин" удивительным образом внезапно ворвался в мой личный список фильмов, обязательных к просмотру в этом году. Произошло это на специальном показе другого постапокалиптического фильма - "Пацана против всех", что выходил в этом мае. Тогда об экшене с Биллом Скарсгардом заинтересованной публике рассказывал клипмэйкер Максим Шишкин, и из его уст я узнал о его же большом режиссёрско-сценарном дебюте в жанре постапокалипсиса, как презентуют сегодня "Последнего ронина" в большинстве СМИ. Посмотреть первую пробу пера на российской кинематографической сцене в данном жанре (хотя я всё ещё считаю советского "Сталкера" таким вот первопроходцем) захотелось решительно и неумолимо, особенно в свете тотального засилья сказочными экранизациями. Даже несмотря на то, что сам я отношусь к "постапоку" крайне прохладно. Каким же получился "Безумный Макс" на русский лад?

Макс Шишкин - режиссёр и сценарист c "Ронином" Колокольниковым и "Громом" Жизневским
Макс Шишкин - режиссёр и сценарист c "Ронином" Колокольниковым и "Громом" Жизневским

Сразу разочарую всех потенциальных зрителей, особенно болеющих за фольклорное наполнение "Последнего ронина", которое могло бы чётко определить его принадлежность по месту производства - этого здесь нет. Хоть бОльшая часть съёмок и проходила на территории дружного нам Казахстана, автор отдаёт дань именно устоявшимся западным представителям антиутопического жанра, не стесняясь использовать клишированные образы и сюжетные ходы. Но следует сказать, что сравнение "Последнего ронина" с легендарным "Безумным Максом" - ошибочно. Данная картина намного ближе к "Книге Илая" или "Дороге" (обе, кстати, выходили с небольшим разрывом в прокатном окне на рубеже 2009-2010 г.г.). Среди незаменимых сюжетных заимствований тут есть и отношения взрослого наставника с самоуверенным подростком, как в каком-нибудь the Last of us, так и свой "священный манускрипт", который определяет "путь бусидо" главного героя в исполнении Юрия Колокольникова, чья фамилия стала самой упоминаемой в текущем киносезоне (всё-таки и у Нолана в "Доводе" снимался, и в "Игре престолов" засветился, и совсем недавно в свеженьком "Крейвене-охотнике", а уже с 1-ого января его можно будет наблюдать в роли Дровосека в грядущем "Волшебнике изумрудного города: Дороге из жёлтого кирпича" - звезда мирового уровня). А вот по части художественного воплощения "... ронин", безусловно, как никакой другой фильм, безусловно, близок к стилистике "Безумного Макса" (все эти черепа и позолоченные вставки в элементы одежды...). А ещё к "Игре престолов", что становится ясно из финального акта картины.

Юрий Колокльников (Ронин) и Диана Енакаева (Мария) на съёмках фильма
Юрий Колокльников (Ронин) и Диана Енакаева (Мария) на съёмках фильма

Но вот насколько правильные ориентиры были выбраны творческой командой - вопрос спорный. Например, лучшим образцом истории из 90-х, где на первый план выходят не самые обычные отношения между суровым взрослым мужчиной и молодой девушкой, познающей всю жестокость мира, для меня до сих пор остаётся "Леон" с Жаном Рено и Натали Портмэн. Но столь же интересной связь между персонажами Колокольникова и Дианы Енакаевой - девушки Марии, пытающейся вернуться "домой", откуда её выкинули, и нанимающей Ронина в качестве защитника в выжженных климатом пустошах, никак не получается. И тут, если какая-то претензия и может быть высказана, адресована она будет исключительно к Диане и её слабо прописанному персонажу, потому как Юрий в своей роли бесподобен. Реплики она выплёвывает, как пулемёт в одной из сцен, что не позволяет ей поверить на слово, а её мотивация вернуться и навести порядок остаётся за кадром, поэтому её резкого перевоплощения под финал ты не очень понимаешь, но и не удивляешься этому.

Диана стала известна благодаря роли в драме "Лёд", а недавно она сыграла Соню Мармеладову в новой реинкарнации "Преступления и наказания" Владиира Мирзоева
Кадр со съёмок (взят с КиноПоиска, https://www.kinopoisk.ru/picture/4180802/)
Кадр со съёмок (взят с КиноПоиска, https://www.kinopoisk.ru/picture/4180802/)

Среди других знаменитостей проекта можно выделить вездесущего Тихона Жизневского, которого, правда, здесь убирают так же быстро, как и Колокольникова в голливудском "Крейвене", а также Даниила Воробьёва (актуальные сериалы "Плевако" и "Комбинация"), исполнившего роль, так сказать, последнего босса, с замашками французского шута, и Роберта Юсупова (тоже ещё свежий "Огниво"), очевидно, заменяющего в картине Питера Динклэйджа (Тириона из вышеупомянутой "Игры престолов"). Дуэт последних двух придаёт третьему акту хоть какой-то комичности, которой фильму в целом не хватает.

Чем "Последний ронин" безумно радует, так это высокой кинематографией боевых сцен. В мире будущего не какой-то там бензин в цене, а оружейные патроны. Парочку таких можно разменять на "новые сапожки". Поэтому пустынные странники стараются использовать в стычках оружие ближнего действия, оберегая заветные патроны, как в какой-нибудь игре жанра survival horror. А когда кто-то из героев всё-таки бездумно стреляет, сразу же задаёшься вопросом - нельзя ли было обойтись как-то иначе? Ведь правила вселенной уже заданы. Так или иначе, акцент сделан на бои с холодным оружием, и они, без сомнения, великолепны и даже, я сказал бы, в некоторых местах изобретательны. Есть и ответ постановщика ключевой сцене "Олдбоя", только исполненная в операторской работе с камерой, снимающей поединок сверху вниз (что-то похожее Вы могли видеть в "Джоне Уике 4"). Есть тут и попытка поставить смертельный бой на троих одновременно, где каждый сражается за себя.

Самая вкусная часть одного из постеров "Последнего ронина" (фото взято с kinopoisk.ru)
Самая вкусная часть одного из постеров "Последнего ронина" (фото взято с kinopoisk.ru)

А ещё во время постапока ценится, Вы не поверите, масло! Не сливочное, а растительное - им можно и лезвие смазать для пущего ухода, и раны прижечь в трудную минуту. Аллегория на неподъёмные цены на порой столь желанный продукт в современных магазинах? Быть может... Так что запасайтесь, господа!

Кстати, о правилах. Весь фильм умудрённый опытом Ронин посвящает свою юную спутницу в законы придуманного Шишкином мира. "Тому, кто первый нападает, суждено умереть." А на рынке, на котором герои оказываются в начале второго акта, нельзя воровать и бесчинствовать. Рынок в "Последнем ронине"- это как святилище в "Героях III" или святая земля для бессмертных из "Горца". Но что мне лично очень понравилось, так это основной принцип, которому следует герой Колокольникова - "чтобы достичь мира, нужно уметь договариваться". Договариваться, правда, из 100% не получается примерно... ни с кем.

Ронин учит свои заповеди (а может просто подсматривает в сценарий)
Ронин учит свои заповеди (а может просто подсматривает в сценарий)

Есть в "Последнем ронине" и опасные для жизни роботы, предназначенные для охраны складских помещений, напоминающие уже созданных человечеством Спота (бывший big dog от BostonDynamics), но замаскированные под что-то среднее между носорогом и дятлом. да, такая вот необычная комбинация! И не одна странным образом организованная секта, поклоняющаяся то своим великим менторам, то мутировавшему грибному патогену... Кто-то из них обязательно будет выращивать свои "деревья боли", подобно сериальному Ганнибалу Лектеру. Ни с первыми, ни со вторыми лучше в пустыне не пересекаться!

А ещё есть много затянутых диалоговых сцен. И вот что... После просмотра у меня осталось твёрдое ощущение, что если бы у творца фильма было больше денег, он вообще не стал бы размениваться на повествование через диалоги, а весь фильм снял бы, как нон-стоп экшен. Абсолютно точно улавливается идея того, что в жестоком, но предельно понятном мире антиутопии, где выживанию куда больше способствуют патроны и острая катана, нежели язык дипломатии, любой диалог будет смотреться бессмысленным и, более того, глупым. Снять столь же дорогие по масштабу сцены, как в "Фуриосе", творческой команде не удалось. Но, в отличие от той же "Фуриосы" (которая, если Вы знаете, меня дико разочаровала сразу после достаточно бодрого начала), "Последний ронин" может похвастаться грамотным монтажом, правильным накалом страстей, и локационным разнообразием (не только по скучным пустошам нас будут водить), хотя и откровенно проседает под финал.

Ни единой казахской пустыней богато локационное разнообразие "Последнего ронина"
Ни единой казахской пустыней богато локационное разнообразие "Последнего ронина"

И не могу не отметить звуковое сопровождение. В основном, Вы будете слышать атмосферный эмбиент с редкими вкраплениями синтвэйва (а это мы очень любим!). Не стоит ожидать запоминающиеся мелодии - тут Вам не мюзикл снимали! Но то что есть - очень и очень правильный и аутентичный выбор.

Что же по итогу? Скажу так: "Последний ронин" окажется отличным подарком для ценителей жанра. Фильму не хватает раскрытия деталей демонстрируемого в кадре мира (правда, у меня, как не фаната постапока, он не вызвал желания узнать об этой вселенной чуть больше), в то время как другие незаслуживающие обрастания мифологией продукты превращаются в целые медиафраншизы. Но на стороне Ронина не только меч, притворяющий его деяния в живописные экшен-постановки, и твёрдая вера в свой путь, но и крайне выгодное окно релиза - фильм с 26-ого декабря в широком прокате. И если Вы обожаете такое кино, кто знает...? Вполне возможно, что перед нами открывается новая и глубоко проработанная история, способная затянуться на долгие годы.

Если трэйлер "Последнего ронина" не отображается, но при этом у Вас решены проблемы с Youtube, можно попытаться открыть статью из другого браузера. Лично у меня в последнее время возникают проблемы именно в Хроме.

Если Вам было интересно ознакомиться с данной рецензией - подписывайтесь на канал и пишите в комментариях о своих впечатлениях после просмотра, если обратили внимание на "Последнего ронина". Или делитесь мыслями о своих любимых фильмах в данном жанре, давайте обсудим, какие именно элементы делают постапокалиптику в кино самой лучшей?

Alexx Rum: фильмы и игры | Дзен

Ну а на этих материалах ниже, посвящённых американскому кинорынку и другим свежим премьерам, я жду Вас в гостях в качестве самых верных читателей. Спасибо, что следите за каналом!