Найти в Дзене
Реальный Психолог

Что мешает изменить свою жизнь? Или хотя бы отношение к жизни?

То, во что мы верим. Причем разговор не о религиозной вере. О вере, о которой особо не задумываются. Не знают даже. Вере глубокой. Вере в то, как всё устроенно в этом мире и где наше место в нем. Мы привыкли к поиску истины. Читаем умные книги, ищем информацию в интернете. Когда находим ответы на свои вопросы, то анализируем, перерабатываем и делаем частью себя. Вроде бы изменились наконец. Нашли то самое, что не давало покоя и все время толкало на поиски. И вот, наверное, сейчас всё до конца станет понятно и… жизнь измениться. Всё начнет получаться, а мы обретем наконец счастье. Но нет. Проходит время и всё возвращается на круги своя. Почему так происходит? Почему новые идеи не приживаются? Почему нам сложно поменять своё отношение к жизни и стать счастливее? Да потому что как бы мы не пытались себя переубедить, убедить в чем-то новом, сколько бы не подбирали железных аргументов – всё это разбивается о нашу веру. Что за бред скажите вы. Какая к черту вера, если я разумное существо и

То, во что мы верим. Причем разговор не о религиозной вере. О вере, о которой особо не задумываются. Не знают даже. Вере глубокой. Вере в то, как всё устроенно в этом мире и где наше место в нем.

Мы привыкли к поиску истины. Читаем умные книги, ищем информацию в интернете. Когда находим ответы на свои вопросы, то анализируем, перерабатываем и делаем частью себя. Вроде бы изменились наконец. Нашли то самое, что не давало покоя и все время толкало на поиски. И вот, наверное, сейчас всё до конца станет понятно и… жизнь измениться. Всё начнет получаться, а мы обретем наконец счастье. Но нет. Проходит время и всё возвращается на круги своя.

Почему так происходит? Почему новые идеи не приживаются? Почему нам сложно поменять своё отношение к жизни и стать счастливее? Да потому что как бы мы не пытались себя переубедить, убедить в чем-то новом, сколько бы не подбирали железных аргументов – всё это разбивается о нашу веру. Что за бред скажите вы. Какая к черту вера, если я разумное существо и вообще-то у меня высшее образование, и я не привык верить, а привык проверять факты. Да, возможно, это так. Вообще людям свойственно приписывать себе самые лучшие качества из доступных в обществе, а те, что обществом призираемые в себе искоренять. Точнее переставать замечать. Но на самом деле человеком управляют не его рациональное мышление, как бы не хотелось, а внушения. То, что когда-то проникло в его психику без аргументов и доказательств.

С самого раннего детства ребенок «впитывает в себя как губка» - избитое выражение, отражающее суть вещей – впитывает в себя всё что видит вокруг себя. Впитывает модели поведения родителей. То как они ругаются, из-за чего ругаются. Учиться видя их склоки сам ругаться. Для него это становиться нормой, потому что он это видит перед своими глазами в тот период своей жизни, когда он познает мир и научается чему-то за счет механизма подражания. И вот те отношения к своим близких, к себе и окружающим, которые он наблюдает с раннего детства становятся его нормой по умолчанию.

И всё это мы условно можем назвать первичными внушениями. Базовой настройкой отношения к миру и всему что его населяет. Это первая насмотреннность человека. Чего насмотрелся, то и повторяет.

А помимо этого есть ещё травмирующий опыт. Переживание травмирующего опыта формирует четкое отношение к объектами и субъектам участникам или виновникам этого опыта. Сам по себе травмирующий опыт помещает человека в условия угрозы жизни, где есть всего три аварийные реакции психики – бей, беги, замри. Аварийные, потому что не требуют участия личности и срабатывают автоматически. Чтобы мы о себе не думали, какие мы смелые и сильные – всё это не поможет нам в момент травмы, потому что будет работать более древний отдел мозга отодвигающий на задний план более новые отделы мозга, где условно наша личность и находиться (объяснение упрощено так как не сильно относиться к делу). То есть чтобы мы не мнили о себе, сила стрессора при травме подавляющая и всё равно будет аварийная реакция. Для травмирующего опыта конечно важно чтобы сложились определенные условия, но если мы говорим о ребенке, с его пластичной и неокрепшей психикой, то получить травму будет легко. И подобные травмы есть почти у каждого, если не у каждого. Обычно это тот опыт, который мы не хотим вспоминать, и который «триггерит» в нашей жизни какие-то события. То есть события напоминающие травматичный опыт вызывают специфичную реакцию. Словно это опять повторяется. Человек словно опять возвращается каким-то чудовищным образом в ту травмирующую ситуацию и испытывает те же чувства. С другими людьми, но ситуация словно такая же. Конечно встретившись когда-то с такой вот будоражащей глубокую и вроде бы забытую душевную боль, человек стремиться больше не повторять этот опыт и как-то пытается его избегать. Избегать похожих людей, похожих ситуаций. Пытается огородить себя от повторения. И это тоже формирует его реальность. Причем, причины избегания порой забываются. Зачем об этом думать? Там же больно. Отгородились и ладно. Забыли. Просто теперь избегаем темных подворотен, где когда в детстве напугал пьяный мужик. А ещё не ходим в парк, потому что там мужчина распахнул плащ, а под ним ничего, кроме того, что видеть не хотелось. Избегаем скоплений людей, где когда-то маленьким потеряли из вида маму и было страшно и одиноко. Собак, потому что напугала или укусила тоже когда-то давным-давно. Примеров может быть масса. И «стригерить» может всё что угодно. Нелюбовь к белой бороде, потому что встретил на улице на новый год странного пьяного деда мороза, который тоже «напразновался» и громким поздравлением напугал. Борода с кусочками закуски запала в память. И теперь не очень-то хочется всё это видеть и наблюдать.

Сильно отвлеклись от ключевой темы, но значимость травмы в формировании картины мира колоссальна. Ведь избегая каких-то людей, мест и ситуаций человек как бы строит свои безопасные коридоры в реальности. Сильно ограничивает свои возможности и не всегда может их удовлетворить. Так формируется уже отношение к самой реальности, к миру в котором живем. Что в нем любим – где безопасно, и что ненавидим – места, напоминающие о травме.

Будучи в безопасном коридоре, мы не думаем о травмирующем опыте. Мы и так его с трудом избежали. И не знаем, что он, по сути, формирует нашу реальность. Наше отношение к вещам, людям, миру. И как бы мы не переубеждали себя поменять отношение к чему-то в этой жизни. Какую бы мудрость не искали и не находили. Любые изменения нашей картины мира могут вызывать у нас страх и возвращение в созданную безопасную реальность. Эта безопасная, но ограниченная реальность как наше убежище. А за пределами его опасность. И мы верим в это. Потому что у нас был опыт – тогда еще в детстве травматичный. А потом, когда мы встретили его вновь, то поверили, что всё продолжается. И не могли иначе. Ведь рациональное мышление отключается и есть только мышление на эмоциях или просто сознание, наполненное пугающими образами. И на этой вере держится безопасная картина мира.

Но так как она всё же ограничивает наши возможности, то мы начинаем задумываться о том, чтобы менять свою жизнь и… попадаем в начало этой статьи:

«Что мешает изменить свою жизнь? Или хотя бы отношение к жизни?

То, во что мы верим. Причем разговор не о религиозной вере. О вере, о которой особо не задумываются. Не знают даже. Вере глубокой. Вере в то, как всё устроенно в этом мире и где наше место в нем…»

PS А что делать то?

Прорабатывайте свои травмы. Если не с психологом, то хотя бы ведите дневник.

Как вести дневник: https://dzen.ru/a/Z2z5F1HqplhrUAPD

Как провести самоанализ без психолога: https://dzen.ru/a/Z2z6IWOwHnTzyZ0-

Напишите мне.