Уходящий год был щедр на юбилейные и памятные даты в среде творческих деятелей нашей страны.
Но особая феерическая дата - это 9 ноября 2024 года.
Пахмутовой - 95! 💥💥💥
Браво, Александра Николаевна!
Праздничный концерт проходил в Большом театре. Нарядная и улыбающаяся Александра Пахмутова все время находилась на сцене за роялем и вставала после каждой песни, чтобы принять овации зрителей и поблагодарить артистов за их исполнение.
Глядя на эту миниатюрную и обаятельную женщину, как - то не предполагается, что она обладает огромной волей, настойчивостью, упорством и целеустремленностью. Но в действительно это так, обладает. Маленькая Аля как - будто родилась уже с этими качествами, но в первую очередь - с исключительным музыкальным дарованием. Она очень рано определилась с призванием. Музыка стала всей ее жизнью, с трехлетнего возраста - это точно. Именно тогда ее детские пальчики потянулись к клавишам, и родилось первое произведение. Родители не оставили это без внимания и интересы семьи были подчинены музыкальному развитию способной дочери. Они не хотели, чтобы Александра повторила судьбу отца, который обладая талантами музыканта и живописца, так и не смог их реализовать в полной мере.
Было принято решение дать девочке настоящее музыкальное образование. Александра стала посещать сразу две школы - образовательную и музыкальную. На уроки музыки, три раза в неделю, приходилось ездить поездом из пригородной Бекетовки в Сталинград.
Уже в девять лет Аля исполняла с отцом, в четыре руки, Сороковую симфонию Моцарта, любимого ее композитора, а в 12 - играла свой первый вальс.
Перед самой Великой Отечественной войной Александра должна была поехать в Ленинград для обучения и проживания в интернате при консерватории.
Но вместо этого, из охваченного войной Сталинграда, семья эвакуировалась в Казахстан, где Аля, не имея возможности играть на пианино, освоила другой инструмент - аккордеон.
После освобождения родного города от немецких захватчиков Пахмутовы вернулись домой.
Александре было тогда тринадцать лет и она выступала перед ранеными в госпиталях, играя на аккордеоне. Удивительно, как маленькая и хрупкая девочка, которая выглядела намного младше своих лет, справлялась с таким тяжелым инструментом.
К 90-летию Александры Николаевны, в Волгограде, в центре сквера, названном ее именем, была торжественно установлена скульптура "Девочка с аккордеоном", посвященная композитору.
В 1943 году Пахмутова приехала с отцом на прослушивание в Москву. И прежде чем вся семья перебралась в столицу, два года она жила у друзей своих родителей, в коммуналке. Алю, как одаренного ребенка, зачислили в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Желание учиться было огромным. Александре было 14 лет и она с большим упорством, невзирая на все трудности военного времени, продолжала развивать свой музыкальный талант.
Всем учащимся школы выдавали продовольственные карточки повышенной категории, как труженикам заводов. Это помогло выжить детям - будущему советской музыкальной культуры страны.
Школу Александра закончила с отличием. Далее, с 1948 года, учеба в самой консерватории им. П. Чайковского и аспирантуре.
За время учебы в консерватории Пахмутовой были созданы сочинения для симфонических оркестров, увертюры, кантаты, которые исполняются во многих странах мира. Но все же, в дальнейшем, предпочтение было отдано песне.
Встреча, на Всесоюзном радио, с поэтом Николаем Добронравовым переросла не только в крепкий творческий союз, но и в семейный. Будучи соавторами всю совместную жизнь, они прожили вместе 67 лет, до самой кончины Николая Николаевича в 2023 году.
Но периодически Александра Николаевна сотрудничала и с другими известными поэтами.
По разным данным Пахмутова написала музыку к 500 - 600 песням. Большинство из них стали настоящими хитами и пережив советскую эпоху, звучат проникновенно, искренне и сейчас. Не перестают вдохновлять и волновать знаменитые и бессмертные "Как молоды мы были", "Надежда", "Нежность", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Мелодия", "Команда молодости нашей", олимпийская "До свиданья, Москва!", "Беловежская пуща", "Я не могу иначе". Список можно продолжать и далее на нескольких страницах.
Многие фразы из их песен стали афоризмами и живут своей самостоятельной жизнью. А песня "Старый клён" на стихи Михаила Матусовского после выхода фильма "Девчата" так полюбилась, что стала поистине народной. Да и на свое 95-летие Александра Николаевна представила слушателям новые сочинения. Всего концертов было три - в Волгограде и Москве.
В чем же секрет небывалого успеха и популярности песен Пахмутовой - Добронравова?
В первую очередь - это искренность их творчества и стиля жизни в целом. Скромные, интеллигентные, не думающие о материальных благах и величии оставались преданными своей Родине. Возможность выехать на заграничный фестиваль они с легкостью меняли на перелет в Сибирь. Из любых творческих экспедиций и встреч, которых было не перечесть, Пахмутова и Добронравов возвращались уже с новыми песнями, многие из которые становились тематическими циклами. Всего было написано семь циклов. Один из них "Таежные звезды" родился после экстримальной поездки с концертами по Ангаре, в составе группы артистов. Передвигались на барже, установив на нее пианино, преодолевая речные пороги и ночуя в спальных мешках.
Безграничное жизнелюбие, единый творческий порыв, восхищение тяжелым трудом и бытом первопроходцев вновь и вновь становились поводом пуститься в путь - дорогу за тысячу верст на молодежно - комсомольские стройки, посещать стройотрядовцев и геологов, да и, вообще, побывать в разных других уголках нашего огромного Советского Союза .
Покорение космоса и освоение целины, спортивные победы, лирика о любви, комсомольская тематика, память о войне, гордость за свою страну, детские истории.
Уникальная творческая пара знала как воспеть все это в своих произведениях, и чтоб созвучно нашей истории было, и чтоб душу трогало, и чтоб и жить и работать помогало. Композитор и поэт жили в ритме советского времени. И жизнь их была насыщенной и интересной, посвященной любимому делу.
Их знала вся страна и песни их пела тоже вся страна, потому что они создавались для людей и про людей. Главные герои песен - это представители разных профессий, от монтажников до космонавтов.
А в слиянии стихов с мелодиями отражались общечеловеческие ценности, как любовь и верность, мир, романтика, мечта, труд, память, гуманизм, энтузиазм, патриотизм, радость, счастье, вера в будущее.
Вот такое жизнеутверждающее творчество, от лирического до мощного.
Пахмутова и Добронравов - уникальные личности. Александра Николаевна - одна из титулованных композиторов страны, никогда членом КПСС не была, и Николай Николаевич тоже.
Несмотря на это, можно смело утверждать, что им удалось в своих песнях фактически задокументировать целую эпоху, причем, наилучшим образом. А озвучена она была, в том числе, голосами настоящих певцов, которые понимали смыслы музыки и текстов Пахмутовой - Добронравова. Очень многих уже нет с нами, но их голоса не забыть. И на юбилейном концерте они тоже присутствовали, исполняя песни мэтров со сценического экрана. А зрители в зале не стесняясь плакали об ушедшей молодости, ушедшей эпохе и горечи потерь "как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя.."
Вечер получился одновременно торжественный и очень душевный. Не могу припомнить подобного концерта за последние десять лет, как минимум.
Идут годы, меняются поколения и жизнь в целом.
У песен Александры Пахмутовой появляются новые исполнители, порой неудачные и неубедительные в своем выступлении.
Ничего удивительного в этом нет. Причины такого явления всем известны.
И как же ликует душа, если песня звучит по-настоящему. Нет, даже не песня, это - вновь звучит эпоха. И эхом, на все времена, раздается: "Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять!"
Дорогие читатели, подписывайтесь на мой канал. Здесь немало интересного😉
Буду рада видеть вас среди моих подписчиков и собеседников!
Благодарю за лайки и комментарии!👍 Они помогают развитию канала.