Советские фильмы, посвящённые новогодней тематике, стали неотъемлемой частью нашего представления о празднике.
На самом деле, таких фильмов не так уж и много. Можно вспомнить «Карнавальная ночь», «Зигзаг удачи», «Эта весёлая планета», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Старый Новый Год» и, конечно, «Чародеи».
Разумеется, были детские сказки, такие как «Морозко», «Снежная королева», «Новогодние приключения Маши и Вити»... Однако чем же так хорош фильм «Чародеи»?
Его с удовольствием смотрят как взрослые, так и дети. Хотя этот фильм и не совсем детский, в нём есть вполне взрослая любовная линия. И здесь вспоминается первая крылатая фраза, произнесённая в фильме: «Сделай так, чтобы мы всё-таки встретили Новый год, а то эти взрослые со своей любовью совсем про него забыли».
К тому же, сценарий к фильму написали не детские писатели, а Аркадий и Борис Стругацкие, известные своими философскими произведениями, которые содержат не только фантастический сюжет. Хотя, конечно, мало кто из советских подростков не читал их книги, ведь фантастика была очень популярна. К тому же отечественных писателей-фантастов было не так много.
Однако от произведения братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», по которому снимался фильм, в итоге осталось не так уж и много.
Режиссёру Константину Бромбергу, известному по фильму «Приключения Электроника», не понравился сценарий Стругацких.
Казалось история может повторится, ведь в 1965 году на пике популярности повести «Понедельник начинается в субботу», на Ленинградском ТВ был поставлен телеспектакль, который поклонники творчества Стругацких встретили в штыки. На самом деле, причина была не в качестве литературного произведения, которое стало бестселлером, а в самой постановке, которая не удовлетворила зрителей, желавших увидеть на сцене точь-в-точь то, что описано в книге.
В этом случае авторы пошли другим путём: по просьбе Бромберга Аркадий и Борис Стругацкие полностью переписали сценарий. Кроме того, режиссёр также внёс множество правок, в результате чего от первоначального варианта осталось не так много. Константин Бромберг поменял почти все — сюжет повести, большую часть имен главных героев и даже название магического учреждения, переименованного из НИИЧАВО в НУИНУ.
Кроме того, вдохновившись успехом фильма об Электрониках, Константин Бромберг захотел, чтобы и «Чародеи» стали музыкальным фильмом.
В результате Борис Стругацкий почти полностью отказался от этого фильма, но со временем его мнение стало более мягким. Позже о фильме он говорил: "Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что…".
Сейчас, когда мы знаем наизусть все фразы каждого героя этого фильма, трудно представить, что их могли бы сыграть кто-то другой. Однако в процессе утверждения актёров на роли возникали сложности.
Так на роль главного героя Константин Бромберг видел только Александра Абдулова. Однако руководство Центрального телевидения не хотело утверждать его на эту роль, возможно, из-за слухов о том, что в прошлом у актёра был роман с американкой, которую подозревали в шпионаже. В результате Абдулов стал невыездным.
В итоге на роль Иван Пухов была утверждена кандидатура более благонадёжного Сергея Проханова. Бромберг внутренне сопротивлялся и через день после начала съёмок забраковал Проханова. Затем на роль пробовались другие актёры: Игорь Костолевский, Ивар Калныньш, Николай Ерёменко, Игорь Старыгин... Однако режиссёр находил причины, чтобы не утвердить их на главную роль. Он был убеждён, что роль должна принадлежать Абдулову.
В результате Константину Бромбергу удалось заполучить Александра Абдулова, но пришлось внести коррективы и в процесс съемок. Дело в том, что Абдулов был очень востребованным артистом и на тот момент он был занят еще в 4 проектах. И сцены с его участием пришлось снимать ночью.
Цитата из фильма: «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!».
Трудности возникли и с выбором актрисы на главную женскую роль. На роль Алёны Саниной пробовались Ирина Алфёрова, Елена Цыплакова, Наталья Белохвостикова, Елена Проклова, Елена Коренева, Лариса Удовиченко и другие.
По фильму прекрасная Алёнушка с помощью волшебной палочки превращалась в Ведьму. Так вот режиссёр во всех этих прекрасных артистках не смог увидеть Ведьму.
По мнению Бромберга, Александра Яковлева идеально подходила на роль Ведьмы. Он был убеждён, что она справится с этой ролью на все сто. Однако, с другой стороны, он сомневался, что она сможет убедительно сыграть Аленушку.
В то время карьера Александры Яковлевой была на подъеме. Она только что снялась в фильмах «Экипаж» и «Россия молодая» и, возможно, как говорят, поймала звезду.
Она могла повысить голос на осветителей, если те не так выставляли свет, и довести всю группу до изнеможения бесконечными придирками. Её требовательность доводила гримершу до слёз: она постоянно просила переделать грим и проводила в гримёрке около трёх часов, заставляя всю съёмочную группу ждать.
Яковлева стараясь поддерживать хорошие отношения только с режиссером и оператором, а Бромберг не скрывал, что баловал свою Алёнушку, а она этим пользовалась.
Цитата из фильма: «Ну что ж, меня ругают — значит я существую».
Тандем начальника и мастера мастерской волшебной древесины НУИНУ Коврова и Брыля сложился можно сказать случайно.
Эммануила Виторгана (Виктор Петрович Ковров), уже утвердили на роль, но никак не могли найти ему подходящего партнёра. Однажды кто-то из съёмочной группы обратил внимание на то, как Виторган в коридорах студии общается со своим коллегой Михаилом Светиным. Невысокий Светин во время разговора задирал голову чуть ли не вертикально, что выглядело настолько комично, что его сразу же утвердили на роль. Так нашли и актёра на роль Фомы Остаповича Брыля. Интересно, что среди членов съёмочной группы был человек с такой же фамилией — Брыль. Это был художник по декорациям Игорь Брыль.
Цитата из фильма: «В сфере услуг ещё, к сожалению, характер требуется: не докажешь — не получишь!».
Однако со своей "находкой" съемочной группе тоже пришлось повозиться. Ольга Костина, заместитель директора картины, вспоминала, что одним из самых беспокойных её подопечных был Михаил Светин. Он приезжал из Ленинграда и, как и другие актёры, останавливался в гостиницах.
Михаил всегда требовал одноместный номер с окнами, выходящими во двор. Однако даже если все его желания выполнялись, он мог сердиться из-за горничных или мусора, который был виден из окна. Другие актёры, сочувствуя Ольге, сами переносили мусорные баки подальше от окон Светина.
Кроме того, Михаил Светин очень расстраивался, когда его не узнавали. Порой он не мог нормально работать без того, чтобы его не похвалили зрители. Поэтому Ольга подходила к постояльцам гостиницы и намекала, что перед ними известный артист, у которого можно взять автограф.
Цитата из фильма: «Главное, чтобы костюмчик сидел!».
Конфликтная ситуация на съемочной площадке часто возникала между Валентином Гафтом, который в фильме играл Аполлона Митрофановича Сатанеева, заместителя директора НУИНУ по административно-хозяйственной части, и Александрой Яковлевой.
Между ними развивалась важная для фильма сюжетная линия, в ходе которой Гафт пытался очаровать и завоевать сердце героини Яковлевой. Однако с первых же дней съёмок актриса начала его раздражать. Из-за её забывчивости приходилось переснимать дубли. Валентин Иосифович, напротив, отлично знал свой текст и даже выучил реплики Александры.
Если Александр Абдулов, когда Яковлева забывала текст, шутил и всячески поддерживал её, то Валентин Гафт однажды не выдержал и, когда Яковлева снова допустила ошибку, схватил её за шею и начал душить.
Цитата из фильма: «Вот она, жизнь холостяцкая — некому даже «к чёрту» послать».
Гафт даже отказался работать с Яковлевой, о чём и сообщил режиссёру. Бромберг с трудом убедил актёра остаться, пообещав, что они будут сниматься отдельно.
В итоге Валентин Гафт наговаривал свой монолог о любви режиссёру, а затем они объединяли его с репликами актрисы в нужных местах. Гафт неоднократно выражал недовольство тем, что Константин Бромберг уделяет слишком много внимания молодой актрисе. Бромберг признавал это, но объяснял свои действия тем, что всё это делается ради создания фильма.
Цитата из фильма: «Самое прекрасное — это наши прекрасные женщины. Но они у нас уже есть».
Одним из самых ярких персонажей фильма стал герой актёра Семена Фарады, который сыграл «гостя с Юга» приехавшего в НУИНУ за волшебной палочкой. Хотя изначально планировалось, что он появится всего в нескольких сценах, актёр сумел убедить режиссёра сделать его персонажа сквозным во всём фильме.
Цитата из фильма: «Ну кто так строит, а? Кто так строит?».
За это он и поплатился — сцены блужданий Фарады снимали по ночам в бесконечных коридорах телецентра «Останкино», где когда-то по-настоящему заблудился и сам Константин Бромберг.
Семен Фарада был настолько утомлён однообразием, что у него вырвалось: «Кто так строит? Кто так строит?». Эта фраза впоследствии стала одной из самых известных.
На роль Киры Анатольевны Шемаханской, директора НУИНУ, доктора наук и мага первой величины, была утверждена актриса Екатерина Васильева. На эту роль также рассматривались кандидатуры Натальи Гундаревой, Алисы Фрейндлих и Маргариты Тереховой, причём последняя вызывала особый интерес.
Но как только на съёмочной площадке появилась Васильева, режиссёр понял: лучше Шемаханской не найти! На роль её возлюбленного Ивана Киврина рассматривались Николай Гринько, с которым Бромберг уже работал в «Электронике», и Олег Басилашвили. Однако роль досталась Валерию Золотухину.
Цитата из фильма: «Сколько можно жертвовать собой? Другими жертвовать легче...».
Искать здание НУИНУ бесполезно — его создали из нескольких построек. К ним относятся гостиница «Союз», расположенная рядом с метро «Речной вокзал», ДК ЗИЛ, а также гостинично-туристский комплекс «Суздаль».
Цитата из фильма: «Я лицо самое подходящее: никакого волшебства не знаю, в детстве даже сказок не читал».
Нельзя не упомянуть о героине фильма — Нине Пуховой, младшей сестре Иванушки. Её роль исполнила Анна Ашимова, обычная московская школьница, не имевшая ни связей, ни знаменитых родителей. Она отлично училась, увлекалась рисованием, танцами и пением.
Во Дворце пионеров, где она занималась, ассистент режиссёра заметила её и пригласила на пробы. Бромбергу сразу понравилась эта девочка с яркой улыбкой, и он понял, что это и есть его Нина.
Анна тогда была ребёнком и не понимала, с какими известными актёрами ей предстоит работать. Для неё они были просто добрыми и отзывчивыми людьми.
Особенно тёплые отношения у неё сложились со Светиным, который подарил ей целую пачку календариков — о таком подарке она могла только мечтать. Абдулов также заботился о ней на съёмочной площадке, и между ними сложились тёплые дружеские отношения.
Цитата из фильма: «Ансамбль «Поморин», слышали?
— Конечно, слышали, мы каждое утро зубы чистим».
Актёры, которые снимались в фильме «Чародеи», были великолепны. Помимо уже упомянутых актёров, в фильме также можно увидеть Николая Парфёнова, Леонида Харитонова, Романа Филиппова. И даже говорящий кот Васька, созданный на экране, говорил голосом Георгия Вицина.
Хотя сам Георгий Михайлович был по-настоящему обиженным на создателей фильма. Дело в том, что кот изначально был полноценным героем фильма, но потом почти все сцены с ним были вырезаны из-за того, что в них увидели схожесть с Бегемотом из «Мастера и Маргариты».
Ну и о музыке в фильме. Композитором фильма стал Евгений Крылатов, который уже сотрудничал с Бромбергом в создании фильма «Приключения Электроника». Стихи для фильма написал Леонид Дербенев. В результате было создано более десятка хитов, включая ставшие классикой «Снежинку» и «Три белых коня».
В этом фильме самостоятельно свои музыкальные партии исполнили Александр Абдулов и Михаил Светин. Последний, помимо знаменитой «вагонной» песни «Спать пора», спел вместе с Эммануилом Виторганом не менее запоминающийся шлягер про костюмчик.
Анна Ашимова стала самой «многоголосой» героиней фильма. Её озвучивала актриса Светлана Харлап, а песни «Три белых коня» и «Снежинка» исполнили Лариса Долина и Ольга Рождественская. Аня хотела сама исполнить песню «Три белых коня», но её голос не понравился членам художественного совета.
Кроме того вокальные партии в фильме исполнили Ирина Отиева, Жанна Рождественская, Владислав Лынковский, Леонид Серебренников и ВИА «Добры молодцы».
Премьера фильма «Чародеи» состоялась 31 декабря 1982 года на Центральном телевидении СССР. А уже на следующий день, 1 января 1983 года, был организован повторный показ картины по Второй программе ЦТ.
С тех пор эта лёгкая музыкальная комедия, в которой тем не менее есть глубокий смысл и мораль, стала неотъемлемой частью новогоднего праздника. В этом фильме есть всё: и романтическая история, и захватывающий сказочный сюжет, и много музыки. А цитаты из фильма настолько прочно вошли в нашу жизнь, что стали частью нашего подсознания.
В статье приведены некоторые фразы из фильма, хотя, конечно, весь фильм можно разобрать на цитаты. Мы, вероятно, и в этот уходящий год, и в наступившем следующем будем с удовольствием повторять их вслед за героями фильма.
Теперь немного о грустном. В начале 2000-х Александр Абдулов связался с Константином Бромбергом, который к тому времени уже жил в США, с предложением снять продолжение. Абдулов хотел стать продюсером фильма.
По задумке, действие должно было происходить в наши дни. Криминальные «бизнесмены» пытались заполучить волшебную палочку НУИНУ, что вынуждало магов укрыться в параллельных мирах.
Идея привлекла не только Бромберга, но и Бориса Стругацкого, который выразил готовность поработать над сценарием. Брат Аркадий, к сожалению, к тому моменту умер.
Бромберг в фильм под условным названием «Чародеи-2» тогда хотел пригласить прежних актеров: Гафта, Золотухина, Виторгана, Светина.
Абдулов обещал найти средства на создание фильма, но из-за экономического кризиса съёмки пришлось отложить. В январе 2008 года Александр Абдулов скончался, а у Бромберга и Стругацкого не осталось возможности искать инвесторов для финансирования проекта.
В 2012 году умер Борис Стругацкий, а в 2020-м — Константин Бромберг. Не стало и многих артистов снимавшихся в фильме.
Так что теперь герои нашего любимого фильма всегда будут жить в нашей памяти молодыми и весёлыми. И лучшей памятью о них будет то, что мы продолжаем смотреть и наслаждаться этим фильмом не только под бой курантов, но и в любое другое время.
Благодарю всех, кто проявил интерес к теме и дочитал статью до конца! Буду очень признателен за ваши комментарии.