Найти в Дзене

Юнгианский анализ: «Обыкновенное чудо»

Уважаемый читатель, сегодня я хочу прикоснуться к шедевру нашего кинематографа, фильму «Обыкновенное чудо» с точки зрения юнгианского анализа историй. Пусть в нас зазвучит так хорошо знакомый мотив, сопровождая в этом небольшом путешествии. Я искренне люблю этот фильм. И в нём действительно есть что-то чудесное. А там, где есть что-то чудесное, есть и что-то архетипическое. Давайте же окунёмся в мир архетипов этого фильма. И первый, кто приходит в голову – это юный главный герой, великолепно сыгранный Абдуловым. Здесь без вариантов – Анимус. Юная принцесса - конечно, Анима. Разыгрывающаяся между ними история напоминает начало пути индивидуации. Краткие контакты, страхи, провалы опять в бессознательное. А ещё вот это заклятие: поцелуешь – станешь медведем. На самом деле именно это заклятие становится для нас ключом к разгадке, в какое же сознание мы смотрим: мужское или женское. Медведь – это один из символов Великой матери, женский. И тогда мы видим в сознании страх поглощения материнс

Уважаемый читатель, сегодня я хочу прикоснуться к шедевру нашего кинематографа, фильму «Обыкновенное чудо» с точки зрения юнгианского анализа историй. Пусть в нас зазвучит так хорошо знакомый мотив, сопровождая в этом небольшом путешествии.

Я искренне люблю этот фильм. И в нём действительно есть что-то чудесное. А там, где есть что-то чудесное, есть и что-то архетипическое. Давайте же окунёмся в мир архетипов этого фильма.

И первый, кто приходит в голову – это юный главный герой, великолепно сыгранный Абдуловым. Здесь без вариантов – Анимус. Юная принцесса - конечно, Анима. Разыгрывающаяся между ними история напоминает начало пути индивидуации. Краткие контакты, страхи, провалы опять в бессознательное. А ещё вот это заклятие: поцелуешь – станешь медведем.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

На самом деле именно это заклятие становится для нас ключом к разгадке, в какое же сознание мы смотрим: мужское или женское. Медведь – это один из символов Великой матери, женский. И тогда мы видим в сознании страх поглощения материнским при контакте в Анимой. А значит, речь идёт о мужском сознании.

Но тут надо признать, что на это есть и ещё один намёк – это наш королёк. Как чудесен Леонов в этой роли! И это прямо-таки по Юнгу – управляющий комплекс, Эго. Здесь мы видим наиинтереснейшую линию взаимодействия Эго и Персоны. Кто Персона? Я вижу, что министр-администратор (по-моему, одна из лучших ролей Миронова).

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Обратите внимание, что мы встречаемся с неокрепшим Эго. Королёк лишь рассказывает о каких-то ужасТЯХ, он будто плохо контактирует с реальностью. И при первом же всплеске внутрипсихической активности, когда проявляется контакт Анимы и Анимуса, что происходит? Эго захватывается Персоной. Это как раз та линия, где власть полностью начинает принадлежать министру-администратору. Всё возвращается на круги своя только после того, как Анимус решается встретиться вновь с Анимой, погрузившейся было опять в бессознательное (болезнь принцессы).

Конечно, не хочется обходить вниманием чудесную пару архетипов Матери и Отца в лице волшебника и его жены (дуэт Янковского и Купченко, мне кажется, шедеврален всегда).

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Эта линия тоже архетипична. Мать, варящая котел материи, та, что может заснуть, та, что сочувствует. И Отец, как структурирующая сила, творящая из существующего, планирующая и направляющая. И посмотрите, какая красивая и важная мысль относительно свободы воли. Анимус, который действует, несмотря ни на что, идёт против воли, казалось бы, проведения. И для нашего сознания и бессознательного это про непредопределённость, про многовариантность, про возможность изменить судьбу своим выбором.

Продолжу своё лёгкое прикосновение к чуду этого фильма ещё одной парой: трактирщика (Юрий Соломин) и придворной дамы (великолепная Екатерина Васильева).

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Эмиль и Эмилия, которым потеряв контакт когда-то опять суждено соединиться в течение фильма. Кто же вы? Как ни странно, сколько бы мы ни ходили по архетипическому миру, всё равно будем возвращаться к Анимусу и Аниме. В этот момент мы попадаем в то, что в фильме мы встречаемся с различными ипостасями Анимы и Анимуса. Для полного комплекта конструктивных ипостасей нам не хватает ещё одной пары.

Её мы можем совокупно взять как охотника и фрейлину, его ученика и фрейлину. Рождаются дети:

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Увидев все 3 пары, мы можем распределить их по ипостасям. Тогда охотники – это ипостась добытчика Анимуса-Тарзана, соответственно, фрейлины-матери – Анима-Ева. Эмиль и Эмилия: Анимус-Оратор и Анима-Елена, соответственно. Вполне логично, что сначала соединяются именно эти ипостаси, как более ранние. И в конце соединяются Мудрец (здесь мы видим правду только его силу духа и готовность к самопожертвованию, что говорит, конечно, о духовном уровне) и Софию (которую мы видим как жертвенную, любящую, принимающую страдания и видимую ею грядущую смерть, что по сути та же жертвенность).

Но кроме того мы видим, пусть и вскользь Теневую Аниму. Это про тот момент, когда принцесса переодевается мальчиком и сбегает, отрицая собственное женское начало. Теневой Анимус – нарушитель границ, устоев медведь. Будто психика познаёт эти стадии, но не задерживается в них, забирает их энергию и идёт дальше, в высшие ипостаси Мудреца и Софии.

Фильм чудесен своим путешествием по развитию архетипов Анимы и Анимуса, их многосторонность здесь воплощаются в гармоничный финал. Возможно, этот фильм так нам откликается именно потому, что задевает струны души каждого, взывая к собственным внутренним архетипам.

Желаю Вам найти время и насладиться этим фильмом в который раз. Возможно, после этой статьи Вы откроете для себя в нём новые грани.

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/