Итак, мы остановились на истории возникновения сюжета спецсерии "Красота требует жертв". Идея истории появилась из сообщений о страшных убийствах в Перу: шестьдесят человек просто забили на жир для косметических компаний. Поэтом историю пытались опровергнуть на самом высоком уровне, но, есть подозрение, что наверху дело просто замяли, как и в нашей серии.
Дело было так. Убийцы вытапливали жир на медленном огне. Следователи поразились самоназванию банды - Пиштако. Именно так в Андах веками именовали пещерную нечисть, которая по ночам выходит из своих укрытий и нападает на одиноких путников, высасывая из них весь жир. Собственно, весь антураж я заимствовал из этой истории. Я очень долго ломал голову, зачем негодяи это делали? И, главное, почему с ними связывались косметические компании – ведь этот жир можно получить пусть и нелегально, но гораздо легче – в тех же клиниках пластической хирургии. Я углубился в изучение вопроса. Вывод, к которому пришёл, был озвучен экспертами ФЭС в сценарии:
ТИХОНОВ
Они берут за основу косметические рецепты. Но, добавляют в них вещества, полученные из человека. И не только жир! Гораздо более ценными ингредиентами являются эластин и коллаген.
АНТОНОВА
Да. Эластин удерживает клетки кожи на месте. Из-за его недостатка возникают морщины.
Косметические фирмы вводят в свои препараты эластин, полученный из тканей крупного рогатого скота. Но молекулы эластина животного слишком велики, чтобы проникнуть сквозь кожу человека. Для более эффективного восстановления кожи нужен человеческий эластин! Но если человеческий жир можно откачивать во время липосакции, то эластин содержится в артериях, легких, коже и соединительных тканях.
КРУГЛОВ
Ясно. И для его получения требуется смерть донора!
Спросите, верю ли я, что такие вещи могли происходить в реальности? Я так отвечу: там, где есть неограниченное количество денег, безнаказанность и спрос – к сожалению, неизбежно рождается и предложение.
Продолжаем наш рассказ. Полиция и криминалисты очень нервничают, когда потерпевшие требуют от них экспертизы "как в ФЭС". Здесь показателен один случай. Однажды я ехал в купе и имел возможность подискутировать с таким оппонентом непосредственно, а не виртуально. Это была женщина-криминалист, служившая где-то под Казанью – полковник или подполковник. Практически коллега нашей Рогозиной. И вот она начинает мне рассказывать, какие мы, значит, идиоты. Приводит в пример случай. Родственники повесившегося не верят в его самоубийство и требуют снять отпечатки с веревки. Они, дескать, насмотрелись "Следа", а отпечатки с веревки снять нельзя! Это глупость! Я отвечаю: конечно, мы это знаем. У людей горе, они просто перепутали. С веревки можно взять потожировые. Моя оппонентка смущается и говорит: ну да можно. Но у нас бюджеты этого не предусматривают. Это дорогая экспертиза (на тот момент, кажется, семь или восемь тысяч). Я обрубаю: ну, а наша Федеральная Экспертная Служба в бюджете не ограничена! На этом дискуссия закончилась. Хотя должен признать, что неограниченность бюджета ФЭС это и есть единственное фантастическое допущение вселенной "Следа", которое я готов признать.
И, все-таки, без консультантов не всегда получается обходиться. В моей практике было несколько случаев, когда я просто нигде не мог найти нужную мне информацию. Одним из таких ярких запомнившихся мне случаев была работа над серией "34 киллера". Я был на этой серии не сценаристом, а редактором. По сюжету в пансионате во время конференции народных целителей убивают известного экстрасенса. Он страдал гемофилией. Если кто не знает, в результате нарушается свёртываемость крови. Поэтому, чтобы убить жертву, пока он под действием снотворного лежал в ванной, ему в воду высыпают пиявок.
По сюжету не связанных друг с другом преступников было двое и партий с пиявками тоже две. И тут мы сталкиваемся с неразрешимой проблемой! Оказывается, доказать это практически невозможно. То есть по крови в пиявках мы не поймем, какие пили ее у живого, а какие уже у мертвого. А планировалась именно так. Что же делать? Работа уже проделана большая, но, похоже, от сценария придётся отказаться… И тут мне на помощь приходит мой давний друг, курский врач Юрий Андреевич Цепелев, которой в числе своих многочисленных компетенций владеет и гирудотерапией и знает о пиявках практически все. (https://nv46.ru/?ysclid=lqh6z2s15q92282462)
В общем, Юрий Андреевич и объяснил, как мы можем разрулить эту ситуацию. Впоследствии я неоднократно обращался к нему за советом и, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить. Смотрите, как мы решили проблему в сценарии:
ТИХОНОВ
Думаете, убийцу нашли? Массажистку вашу будут судить по статье «покушение на убийство». А убил другой человек.
Майский перестаёт жевать. Антонова давится кофе.
МАЙСКИЙ (напрягаясь)
Что несешь, Дуремар? Ты мне это брось!
АНТОНОВА (заинтересованно)
Нет-нет, рассказывай!
Тихонов смертельно обиделся, готов вот-вот уйти.
ТИХОНОВ (с обидой)
Раз вы так, как только это дело закрываем, я сразу ухожу! В науку! А пока вам загадочка – посчитайте, сколько ран на теле убитого и сколько в ванной было пиявок! И догадайтесь в чем прикол! А я пойду, еще кое-что проверю!
Тихонов уходит. Антонова смотрит на Майского.
МАЙСКИЙ
Это он о чем?
АНТОНОВА (вспоминает)
На теле Якова было двадцать ранок, а пиявок было тридцать четыре… Не сходится!
МАЙСКИЙ
Может они не все успели присосаться?
АНТОНОВА
Исключено. Кровь была во всех пиявках. Это может значить только одно – пиявок в ванную закидывали два раза! Пиявки из первой партии насосались и отвалились. А пиявки из второй партии присосались к уже существующим ранкам! Только так можно это объяснить!
Это действительно характерная особенность этих существ. Они никогда не будут прогрызать новое отверстие, если ранка уже есть. Все-таки очень умные создания. Как известно, лень – двигатель прогресса. Ну и занимать очередь, в ожидании, когда сородич насытится, они тоже не будут. Значит, партии этих существ было две.
Еще пару раз в особо сложных случаях судмедэкспертизы и патологоанатомии мне здорово помог московский медик Данила Мальцев. Мне тогда по сюжету пришлось иметь дело с такими тонкостями, которые загнали меня, честно говоря, в тупик. Данила, пользуясь случаем, спасибо, я вас помню и очень ценю!
Но, в основном, мы стараемся никого не беспокоить и справляться с проблемами самостоятельно. Иногда только по объему погружения в тему тратится времени как на курсовую. Во время работы над одной из своих любимых серий "Форк" я столкнулся с ситуацией, когда оказалось, что даже продвинутая молодежь, которая бросилась зарабатывать майнингом, не до конца понимает принцип, откуда берутся деньги. Я прочитал кучу статей и книжек по криптовалюте – но авторы толком и не стремились объяснять основополагающие принципы. Оно и понятно – система создана для того, чтобы на ней зарабатывали не рядовые майнеры, а совсем другие люди. По сути, майнер получает комиссию за проведение транзакции. А откуда она берется? В общем, Холодов попытался объяснить это Шустову (и в его лице зрителям) максимально доступным языком. Насколько это нам с ним получилось, не мне судить. Но, судя по сегодняшней реакции государства на майнинг и его последствия для инфраструктуры, оценки данные нами в серии – верны. Далее снова фрагмент сценария. Понимаю, что посмотреть видеофрагмент приятнее, но поскольку у нас печатный формат, прошу вас сделать над собой еще одно усилие : )
ХОЛОДОВ
Думаю, они майнили криптовалюту на рабочем месте.
ШУСТОВ
Прости, что делали?
ХОЛОДОВ
Ты знаешь, что такое криптовалюта?
ШУСТОВ
Ну… так…
АМЕЛИНА
По сути это компьютерный код.
ШУСТОВ
Так… А чем она обеспечена?
ХОЛОДОВ
А вот ничем. Ее стоимость определяется популярностью. Чем больше людей покупают, тем выше цена.
ШУСТОВ
А-а. То есть цену нагоняют голым пиаром? Но тут же огромные возможности для мошенников! Это же деньги из воздуха, так получается?
ХОЛОДОВ
Из воздуха, (изображает Сову из "Винни Пуха") "то есть дагом", бывает только в сказках. Причем русских народных. Благодаря майнингу вся система и работает.
ШУСТОВ
Да что они делают-то?
ХОЛОДОВ
Как объяснить попроще… Майнеры подтверждают транзакции. За это получают вознаграждение.
ШУСТОВ
А кто им платит-то?
ХОЛОДОВ
Во-первых, те, кто переводит деньги, - комиссию за срочность, во-вторых, за работу платит система, генерируя новые монеты.
АМЕЛИНА
Это заложенный в систему порядок эмиссии.
ШУСТОВ
Так-так… И часто этим занимаются на рабочих местах?
ХОЛОДОВ
Часто – и во всех странах. Если делать это со своего компьютера, то половина заработка уйдёт на электричество.
ШУСТОВ(облегченно)
Так это же кража!
ХОЛОДОВ
Да вся эта система паразитическая! Из-за этого майнинга могут происходить аварии на электростанциях. А лет через двадцать-тридцать температура может подняться на два градуса - и тогда мало никому не покажется!
Теперь еще раз о "фантастических" в кавычках экспертизах "Следа". К слову сказать, те технические новинки, которые стояли на вооружении ФЭС 15 лет назад, давно стали доступны даже райотделам. Возьмем ту же генетическую экспертизу. Помните, как проводилась первая экспертиза царских останков в девяностые? Это было за границей, это было долго и дорого. Сегодня каждый может заказать такую в частной лаборатории. Поэтому стали раскрываться такие висяки, у которых казалось бы нет шансов.
Пример из Курска – моей малой родины. В девяностые на улице Димитрова, где я какое-то время жил, произошло циничное убийство. Один "браток" заказал убийство музыканта просто за то, что тот оказался продать ему свою машину. Исполнителей посадили, а заказчику удалось сбежать. 20 лет он скрывался под чужим именем, а когда его задержали, говорит, вы обознались, это не я! Потревожили на кладбище его покойных родителей, провели генетическую экспертизу – нет, говорят, ты. И успешный бизнесмен, имеющий недвижимость в России и за рубежом, сел, расплатившись за грехи молодости.
Сегодня преступнику невозможно не оставить след. Особенно цифровой. Мы даже не сознаем, сколько раз за день попадаем в объективы камер, где и какие наши гаджеты регистрируются в сети. Так что ничего невероятного в технологиях ФЭС в каждом отдельном случае уже нет – пожалуй, невероятное это только безграничный бюджет и доступ ко всем техническим приспособлениям, которые нужны нам по сюжету.
Я не стал приводить даже все те примеры, которые наметил. Тема экспертиз, на мой взгляд, сколь важная и необходимая, столь и неинтересная для обсуждения с широким зрителем. В основе сюжета не они – а характеры и судьбы. Если собираешь материал для многосерийной истории, конечно, не так обидно. Но когда ты вкладываешься в одну серию, а в следующем месяце нужно окунаться в совершенно другую сферу, конечно, некорректные комментарии злят авторов и заставляют задуматься, что дело наше не вполне благодарное. Слава Богу, что существует такая замечательная вещь, как Интернет. Если бы его не было, мы бы долгие часы просиживали в библиотеках, встречались с интересными людьми в НИИ и вели бы за вкусным чаем (знаете, в таких стаканах с красивыми филигранными подстаканниками) долгие интересные разговоры. Ну, и снимали бы не больше двухсот серий в год, а десять…
Поэтому на сегодня (и не только) с экспертизами всё. Надеюсь тема была полезной и вы ею немножко прониклись, хотя иногда полезные продукты, такие как овсянка или рыбий жир, не очень любят. Если пользоваться гастрономическими аналогиями, попробую к следующей встрече приготовить тему полегче и повкуснее, так сказать, десерт. Всего хорошего!
Дмитрий Хахалев