Найти в Дзене

Поступил здоровым, выпустился больным и без знаний. Спасибо, экзамены!

Вы когда-нибудь задумывались, почему после 6 лет в университете вы выходите с дипломом в руках, но ощущаете себя как-то не так? Будто вас поглотила эта бесконечная гонка за зачетами, а знания и психическое здоровье остались где-то при поступлении. Если да, то знайте: вы не одни. Я расскажу, почему так происходит и как постоянная сдача зачетов и экзаменов отражается на психике и самооценке студентов. Учеба в университете – то еще испытание на выносливость. Уже с первой сессии ваши нервы напряжены до предела, тело страдает после бессонных ночей за учебниками и конспектами, а мозг - от бесконечных попыток уловить суть лекций и прошедших “практических” занятий. Вы участвуете в настоящей гонке на выживание. И вот так, год за годом, семестр за семестром, коллоквиум за коллоквиумом вы становитесь заложниками системы оценок. Это еще не учитывая страх слететь со стипендии. В ситуации, когда экзаменатор написал в вашей зачетке “отлично”, вы чувствуете себя на вершине мира... А теперь представьт
Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему после 6 лет в университете вы выходите с дипломом в руках, но ощущаете себя как-то не так? Будто вас поглотила эта бесконечная гонка за зачетами, а знания и психическое здоровье остались где-то при поступлении. Если да, то знайте: вы не одни. Я расскажу, почему так происходит и как постоянная сдача зачетов и экзаменов отражается на психике и самооценке студентов.

Учеба в университете – то еще испытание на выносливость. Уже с первой сессии ваши нервы напряжены до предела, тело страдает после бессонных ночей за учебниками и конспектами, а мозг - от бесконечных попыток уловить суть лекций и прошедших “практических” занятий. Вы участвуете в настоящей гонке на выживание. И вот так, год за годом, семестр за семестром, коллоквиум за коллоквиумом вы становитесь заложниками системы оценок. Это еще не учитывая страх слететь со стипендии.

В ситуации, когда экзаменатор написал в вашей зачетке “отлично”, вы чувствуете себя на вершине мира...

А теперь представьте обратное. Самооценка большинства студентов-медиков, которые получают свою первую пересдачу или тройку за коллоквиум или экзамен, раскалывается на маленькие кусочки, ничем не склеивающиеся в дальнейшем. Особенно часто это случается у бюджетников, талантливых 17 - 18 летних ребят, которые хватали звезды с неба во время учебы в школе и в победах на образовательных олимпиадах. Вроде бы мелочь, согласитесь, всего лишь заметка в зачетке, но эти цифры теперь будут управлять вашим сознанием на протяжении всех 6 лет. Они повлияют на взаимоотношения с преподавателями, однокурсниками, родителями, а главное, на ваше собственное отношение к себе:

Какой врач из тебя получится, если ты учишься на тройки? Жаль твоих пациентов….

Те, чей средний балл выше, с большей вероятностью попадут на классную стажировку или конференцию. И ладно оценки были бы справедливыми, но это далеко не так.

Твои оценки будут влиять на результаты экзаменов на каждом курсе. Поверь, за все время обучения ты обязательно встретишь преподавателя, который завалит тебя дополнительными вопросами на экзамене, чтобы ты лишился и без того мизерной стипендии и красного диплома, ведь

На “отлично” знает только бог, преподаватель на “хорошо”, а студент… студент максимум может знать на “удовлетворительно”. Ну или как там было?

Другой препод не поставит тебе хорошую оценку на экзамене, увидев твой средний балл за семестр. Он лишь напомнит о том, что с такой успеваемостью в медицине не место.

Тут действует своя логика оценивания, адекватность которой понять, к сожалению, не всегда удается. Отлично, если преподаватели и экзаменаторы действительно профессионалы своего дела - действующие квалифицированные врачи или педагоги, которые без ума от своей работы. Чаще же происходит так, что проверяющий душит студента, опираясь на свой вес в системе или на стаж работы. О лояльности и разумности оценивания в таких ситуациях речи не идет.

Реальность такова: студенты часто ощущают себя под постоянным давлением. Каждый новый экзамен скорее проверяет вашу стрессоустойчивость, чем знания по пройденной дисциплине. Накопившаяся усталость, перманентный стресс и страх перед пересдачей делают вас замкнутыми и нервными.

Студенты начинают страдать от тревожных расстройств, депрессий и даже панических атак. Они теряют мотивацию к учебе, потому что процесс обучения превращается в нескончаемую гонку за оценками и попытками не заработать отработку или пересдачу. Все это не просто слова – исследования показывают, что высокий уровень стресса негативно влияет на когнитивные функции и общее состояние здоровья.

И вот классический пример: Иван, студент первого курса, изначально был полон энтузиазма и желания учиться, однако уже через несколько семестров бесконечных зачетов, пересдач и экзаменов, он теряет веру в себя. Учеба превращается в рутину, от которой ему скорее хочется сбежать. Его мотивация сводится к попытке просто выжить в этой системе.

Пора задуматься о том, что оценки или комментарии преподавателей не должны определять ничью ценность и успех в жизни. Чтобы сохранить в себе себя в этом учебном марафоне, нужно уметь отстаивать свои границы и различать обоснованные замечания от желаний самоутверждаться за чужой счет.

Глава 1: Экзамены в медицинском вузе самые сложные


В каждой учебной аудитории, в каждом университете и колледже студенты сталкиваются с одной и той же реальностью – системой оценки знаний. Эта система как невидимый свидетель: она учитывает каждый шаг, усилие и ошибку. Но
кто этот судья и действительно ли он способен сделать объективное заключение об уровне знаний и способностей студентов?

Давайте посмотрим правде в глаза.

Экзамены должны создавать единые критерии оценки для всех студентов, чтобы избежать субъективности. Работает это только в случае рационального подхода экзаменатора. Чаще всего экзамен в меде похож на лотерею, где нет счастливых билетов. Наличие зачетов обычно стимулирует студентов учиться и усваивать материал курса, однако практика показывает, что накануне сессии ребята страдают прокрастинацией и нежеланием делать вообще что-либо. Для самих студентов такая система якобы возможность проверить свои знания, выявить пробелы и скорректировать подходы к учебе. Здорово же, да? Только обучающиеся скорее хотят “поскорее отстреляться”, нежели чем досконально разобраться в вопросе, в сотый раз перечитывая один и тот же абзац учебника, написанного 100 лет назад.

Алло!

Давление от ожиданий родителей, преподавателей и самих студентов создаёт огромную эмоциональную нагрузку.
Почему персонифицированный подход пропагандируется во всем, кроме обучения? Не каждому дано легко просыпаться в 5 утра и оставаться продуктивным до часа ночи! Не все студенты одинаково справляются с экзаменационным стрессом. Тревожные или застенчивые ребята могут не показывать своих истинных знаний из-за нервозности и страха.

Система проверки знаний часто заставляет студентов больше фокусироваться на оценках, чем на реальном понимании материала. Выходит поверхностное изучение предмета и бестолковая зубрежка. Причем не обязательно только перед экзаменом! Такой настрой появляется у большинства студентов с первого курса, и это не их вина.

Экзамены оценивают знания в конкретный момент времени, не всегда отражая общий уровень понимания предмета. Чаще всего студенты забывают материал сразу после его сдачи.

-2

Finita la commedia.

-3

Главный вопрос, который стоит задать: могут ли экзамены и зачеты действительно объективно оценить знания студентов? - снова поразмыслим на примерах.

1. Максим, студент - отличник. Парень всегда получает высокие баллы на экзаменах. Он прекрасно умеет решать тесты и писать контрольные работы, но при этом
он вообще не знает, что делать с этими знаниями. Его реальное понимание предмета оставляет желать лучшего. Разве можно быть врачом-теоретиком?

2. Аня, студентка - ”среднячок”. Она много знает, но из-за того, что не справляется со стрессом во время ответа, часто путается в показаниях и говорит всякую ерунду. В итоге ее оценки ниже средних, хотя фактические знания у нее гораздо глубже.

И что будет написано в зачетке? Оценка знаний или навыки презентации себя?

Палка о двух концах…

Глава 2: Оценка или самооценка?


Ожидания окружающих – родителей, преподавателей и даже сверстников – создают дополнительное давление на обучающегося. Контролирующие родители ждут от своих детей исключительно высоких результатов, ведь в школе он всегда приносил только четверки и пятерки. А что сейчас? Наверное, мало учится.

Ошибки и неудачи – это нормальная часть учебного процесса.

Ученики часто сопоставляют свои результаты с успехами товарищей по учебе. Такое сравнение плохо действует на тех, кто получает менее высокие оценки. Они начинают чувствовать себя неполноценными и недостойными. Сами подумайте: посещать все занятия за семестр, сдавать вовремя коллоквиумы, приходить на пары без опозданий, выполнять практические навыки, не спать ночами и жертвовать личным временем, чтобы по итогу получить на экзамене тройку…

-4

Чтобы выстроить здоровую самооценку, личности требуется опыт. Чтобы приобрести этот опыт, нужно время: на то, чтобы его найти, на то, чтобы его прожить и на то, чтобы сделать выводы. Прежде чем спрашивать с молодых, их требуется обучить. И не только хардам, но и софтам! Кто будет заниматься этим в медицинском университете?

“Пусть учатся здравому смыслу сами!” - скажете вы. И будете иметь таких же врачей, к которым ходите лечиться сейчас в государственные клиники. Если студент в процессе обучения потеряет свое понимание того, для чего он вообще поступал в медицинский ВУЗ, считайте, что специалиста из него не выйдет. Скорее получится жертва системы. Бот, работающий по заданному алгоритму. Ему не будет интересно работать с вами, как с полноценным организмом. Для него вы просто тело.

Глава 3: Крыша начинает ехать. Студенты сходят с ума


Когда я говорю о стрессе, я имею в виду не только эмоциональные изменения. На физическом уровне страдает весь организм. Постоянная тревожность мешает телу полноценно отдыхать и восстанавливаться после тяжелых учебных будней, апатия и раздражительность приводят к усталости, напряжение - к частым головным болям и мигреням. Помимо этого обязательно пострадает пищеварительная система и иммунитет.

Как белка в колесе, студент будет бегать по кругу коллоквиум-судорожная зубрежка-экзамен. Времени на полноценный отдых, хобби и личную жизнь в таком темпе жизни не бывает. Приправим ситуацию осуждением со стороны старших поколений, постоянным сравнением себя с другими и физическим истощением.

И получим…

Бедолагу без денег, реальных навыков и с посаженным здоровьем. Прощайте, красивая осанка и зрение в 4к! Здравствуйте, хронический стресс, проблемы с кишечником, возможные психические расстройства в виде депрессий и непонимания, как зарабатывать и вообще жить.

В это самое время бывшие одноклассники уже закончили институты, начали строить семьи, имеют свой собственный доход, способный закрыть их базовые потребности и обеспечить желаемый уровень комфорта.

Убеждать себя в важности и серьезности своего выбора какое-то время получится, бесспорно, но не долго. Если уж и работать на зачетку ТАК, то после c нее хочется получить как минимум достойную оплату труда и уважение в обществе, а не отношение как к обслуживающему персоналу с зарплатой в 30 000 рублей. Хороший доктор получится с такими мыслями в голове?

-5

Учебное выгорание – это состояние эмоциональной, физической и умственной истощенности, вызванное продолжительным стрессом и перенапряжением.

Выгоревшие студенты теряют интерес к учебе и целям, обозначенным на старте. Они становятся более циничными по отношению к происходящему в жизни, преподавателям, однокурсникам, а главное, к пациентам. У них проявляются чувства отстраненности и безразличия. Кто-то из них может бросить институт, а кто-то после окончания уйдет из медицины в ближайшие несколько лет. Не самая лучшая история, особенно после сотен или миллионов тысяч рублей, вложенных в подготовку и обучение.

Чем больше копится усталости, тем сложнее концентрироваться на учебе. Время решения задач возрастает, сил на физические упражнения не остается. Если ваш знакомый или ребенок начнет кидаться предметами или внезапно расплачется на пустом месте - имейте в виду, ему нужна и психологическая помощь, и качественный отдых. Желательно подальше от всех и где-нибудь на островах.

Помимо всего прочего, длительное выгорание негативно сказывается на карьерных амбициях. Ребята на полном серьезе могут потерять уверенность в своих способностях и отказаться от перспективных возможностей из-за страха неудачи. Настолько сильно их могут загнобить преподаватели в медицинском.

-6

Существует миф, что отличники живут беззаботной жизнью, поскольку их знания и способности гарантируют успешное прохождение экзаменов и зачетов. Однако реальность далека от этого стереотипа.

Студенты, стремящиеся к отличным оценкам, сталкиваются с постоянным ожиданием успеха. Им кажется, что любая ошибка или неудача может разрушить их репутацию и вызвать разочарование у окружающих. В стремлении к идеалу отличники часто жертвуют своим здоровьем и личной жизнью, проводя бесконечные часы за учебниками и подготовкой к экзаменам.

Перфекционизм опасен не только для самого перфекциониста, но и для окружающих его людей. В погоне за соответствием своего внутреннего образа внешним реалиям, такие люди могут идти по головам. Иногда в их действиях могут проскакивать очень грубые и, порой, насильственные жесты. Одним словом, рекомендации таких будущих врачей вам лучше соблюдать, потому что эмпатии и сочувствия от них вы не получите.

-7

Глава 4: Как сохранить здравый рассудок в меде?

Чтобы подготовка к экзаменам не доставляла страданий и не отнимала безумное количество времени, ваш разум должен быть свободен от любых переживаний.

И В ЭТОМ ОТВЕТ!

Чем больше мусорных мыслей в голове, тем больше вы будете отвлекаться, а значит, о концентрации и дедлайнах можете забыть.

К ненужным мыслям относится любая мысль, которая:

➊. Заставляет испытывать негативные эмоции.

➠ Почувствовали себя ворчуном - сразу ищите корень проблемы и ликвидируйте его!

➋. Заставляет вас сомневаться в себе.

➠ Кто бы как на вас не давил - институт, родители или социум - вам выбирать, что о себе думать. Но помните: безуслованая вера в себя должна сопровождаться постоянной перепроверкой адекватности собственных намерений. Тогда вы будете максимально объективны и рациональны. Об этом, кстати, было в этой статье. Доступ к вашим мыслям есть только у вас - следите за их чистотой, и будет вам счастье.

Да-да! Следить за своей головой - тоже гигиена и тоже ТРУД!

Поэтому вот вам действенные лайфхаки без СМС и регистрации от Sechenov Universkill:

. Почистите свои подписки в соцсетях.

➠ Отпишитесь от всех медиа-аккаунтов, за которыми вы не следили последний месяц. Отлично, если их количество снизится до 30-35. Не разбрасывайтесь вниманием: досконально изучая жизнь других, вы забываете закрывать ваши собственные потребности.

. Долой негативные аффирмации!

➠ Конечно, от песен Анны Асти отказаться не так просто, но задумайтесь на секунду: чем больше вы выбираете слушать о чужих страданиях, тем скорее эти страдания окажутся в вашей жизни тоже. Выбирайте экологически чистые подкасты, и ваши зеркальные нейроны будут вам благодарны.

. Выбирайте знания, ориентированные на практику.

➠ Ясно, что бегло просмотреть придется все. Но что толку от знаний, если они никому не помогают и не приносят вам деньги? Много знать не равно быть хорошим человеком и профессионалом своего дела. Четкое понимание того, что вы делаете и для чего, сохранит ваш ум трезвым в любой ситуации. Отступ от системы и потеря личного
“зачем” будет только тормозить вас. Ответьте сами себе на этот вопрос, и дело пойдет куда эффективнее.

. Будьте смелее в решениях.

➠ Действовать нужно с умом, бесспорно, но если слишком долго витать в мыслях, то можно так ничего и не выполнить. Апатия и бездействия чаще всего возникают по причине чрезмерной фокусировки на себе. Как только вы снизите важность какого-то явления в вашей жизни, вам сразу станет легче дышать.

. Не оставляйте вопросы без ответов, а конфликты неразрешенными.

➠ Разбирайтесь с трудностями сразу, иначе они начнут разрастаться с космической скоростью. Чем скорее вы будете от них бежать или закрывать на них глаза, тем больше ваша нервная система будет стучать вам разным инфомусором по мозгам. Это просто кешбэк, ничего личного!

. Учитесь у лучших.

➠ Нынешнее время лишает людей внешней стабильности, заставляя менять ориентир жизни на внутреннюю опору. Видеть кумиров в источниках, которые потеряли свою актуальность - бессмысленная трата времени. Эталоном для себя должны быть вы сами. Тогда у вас получится выбирать правильных учителей, которые нацелены на результат, а не на количество "отработанных" часов.

Ты – это больше, чем твои оценки!


Оценки – это всего лишь цифры, которые не могут полностью отразить знания, способности и потенциал. Академические достижения важны, но они не имеют ничего общего с благополучием.
Правильная система приоритетов и сосредоточенность на собственной жизни позволит находить время для отдыха, хобби и общения с близкими.

Постоянное стремление к самосовершенствованию и способность учиться на своих ошибках – вот, что по-настоящему важно.

Студенты - медики, вы способны на многое! Всегда радуйтесь своим достижениям, даже если они кажутся небольшими. Каждый шаг вперед – это победа. И помните: вы достойны уважения вне зависимости от ваших академических успехов!

Все успеть не значит торопиться. Все успеть значит делать только то, что важно и нужно. 

У врачей с n-летним стажем тоже случаются провалы, и летальные в том числе. Говорит ли это что-либо об их компетенции? А о них самих, как о людях? А может дело не в них самих, а в слаженности работы команды врачей? 

Думайте своей головой, и тогда ваша жизнь целиком и полностью будет принадлежать только вам.
Все успеть не значит торопиться. Все успеть значит делать только то, что важно и нужно. У врачей с n-летним стажем тоже случаются провалы, и летальные в том числе. Говорит ли это что-либо об их компетенции? А о них самих, как о людях? А может дело не в них самих, а в слаженности работы команды врачей? Думайте своей головой, и тогда ваша жизнь целиком и полностью будет принадлежать только вам.