Найти в Дзене
Виталий Пилипчук

Вовлечение сообщества в проекты ФКГС: лучшие практики

Оглавление
   vovlechenie-soobschestva-v-proekty-FKGS-luchshie-praktiki admin
vovlechenie-soobschestva-v-proekty-FKGS-luchshie-praktiki admin

Вовлечение сообщества в проекты ФКГС: лучшие практики

Введение

В последние годы Россия активно реализует национальный проект "Жилье и городская среда", который играет важную роль в повышении качества жизни граждан. Важной составляющей этого масштабного начинания является федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" (ФКГС). Консалтинговое бюро "Пилипчук и Партнеры" в тесном сотрудничестве с бюро Лейсян Азнабаевой "КБ11" успешно разработало технико-экономическое обоснование и туристический код для ряда городов, включая Уфу, Рязань, Кумертау, Касимов, Скопин и Зилаир. Результаты нашего труда уже позволили этим городам получить необходимые средства для реализации проектов ФКГС, что привело к накоплению специфического опыта в вовлечении местных жителей в процесс благоустройства.

Механизмы вовлечения местных жителей

Вовлеченность местных жителей в проекты ФКГС можно определить как один из критически важных компонентов успешного планирования и реализации. Мы выделяем несколько ключевых механизмов, которые активно применяем для обеспечения участия граждан:

Голосование и общественные обсуждения

Необходимость активного участия населения в процессе выбора объектов для благоустройства обеспечивается через платформы, такие как "Активный гражданин" и "Добродел". Эти инструменты позволяют гражданам напрямую влиять на формирование городской среды и учитывают их мнение на каждом этапе реализации проектов.

Всероссийский конкурс

Важной практикой является проведение всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды. Он предоставляет возможность небольшим городам и историческим поселениям участвовать в программе благоустройства, используя строго установленные критерии оценки по обоснованности выбора места и качеству архитектурных решений. Такой конкурс не только стимулирует местные инициативы, но и создает платформу для обмена опытом.

Инструменты общественного участия

Активное вовлечение граждан осуществляется с применением различных методов, среди которых:

  • Интерактивный формат обсуждения: организация общественных дискуссий и семинаров для диалога между властями и жителями.
  • Анкетирование и опросы: активный сбор мнений через местные издания и онлайн-платформы.
  • Интервьюирование: глубокое индивидуальное общение с жителями для более точного понимания их потребностей.
  • Картирование: визуальная демонстрация альтернативных планов развития территорий с учетом мнения граждан.
  • Фокус-группы: работа с выделенными группами пользователей для получения детальной обратной связи.
  • Проектные семинары и мастерские: обучение новым стратегиям охраны окружающей среды и благоустройства.

Стандарты вовлечения граждан

Для систематизации вовлечения граждан в вопросы развития городской среды мы разработали стандарты, основанные на лучших мировой и российской практике. Эти стандарты служат инструментом для повышения структурированности форм и стадий вовлечения жителей, обеспечивая максимальный полезный результат как для города, так и для его жителей.

Цели и задачи вовлечения

Ключевой целью вовлечения граждан является достижение устойчивого социального и экономического развития общественных территорий, формирование сообщества заинтересованных лиц, улучшение качества архитектурных и планировочных решений и повышение популярности общественных пространств.

Этапы вовлечения

Этапы вовлечения граждан охватывают весь жизненный цикл проекта:

  1. Определение целей и функций благоустройства: совместное определение основных задач проекта с учетом мнений населения.
  2. Разработка и согласование концепции планировочного решения: инвентаризация исторических и потенциальных проблем, выбор основных функциональных зон.
  3. Строительство и эксплуатация объекта: выбор оборудования и малых архитектурных форм, а также проведение общественного контроля за проектом.

Экономическая эффективность и управление проектом

Оценка экономической эффективности

Способы оценки экономической эффективности реализуемых проектов ФКГС включают использование ряда показателей, к которым относятся:

  • Чистый дисконтированный доход (ЧДД): расчет, основанный на суммировании дисконтированных положительных и отрицательных денежных потоков за 15-летний период.
  • Индекс доходности (ИД): соотношение чистого дохода к капитальным затратам.
  • Внутренняя норма доходности (ВНД): показатель, который отражает рентабельность инвестиций.
  • Срок окупаемости (СО): временной период, необходимый для полного покрытия всех затрат на проект за счет получаемых доходов.

Управление проектом

Эффективное управление проектом благоустройства включает в себя организацию, планирование и контроль за реализацией мероприятий:

  • Описание текущей схемы управления: определение балансодержателя территории и управляющих организаций.
  • Получение списка участников рабочей группы: составление актуального списка заинтересованных сторон.
  • Предполагаемая схема управления: описание желаемой конструкции управления после завершения проекта.
  • Рекомендации по эффективному управлению: разработка организационной схемы, построение устойчивых связей с местными властями и создание рабочей группы для контроля за выполнением мероприятий.

Заключение

Проекты по благоустройству в рамках программы ФКГС требуют комплексного планирования, значительных финансовых ресурсов и активного участия местных жителей. Вовлечение граждан в процесс благоустройства повышает качество жизни и обеспечивает устойчивое социальное и экономическое развитие общественных территорий.

Этот опыт и знания помогут Вам создать комфортную городскую среду, которая будет действительно цениться и любима жителями Ваших городов. Подписывайтесь на наш Telegram-канал: Пилипчук и Партнеры. Для получения дополнительной информации о наших услугах Вы можете посетить наш сайт.