Найти в Дзене

Читая Карла Юнга: «Красная книга» и мандала исцеления мужественности

Уважаемый читатель, сегодня мне хочется посмотреть на одну из мандал, которые рисовал Юнг в процессе создания «Красной книги». Мы знаем, что Юнг в принципе рисовал много мандал. И в нашей жизни, это очень часто про структурирование сознания, пересборку. Для своей статьи я выбрала вот эту иллюстрацию, где мы видим форму мандалы: Изображение принадлежит части книги, где происходит ранение Издубара (я писала о нём в этой статье). Сама картина называется Исцеление Издубара. Считается, что само изображение навеяно Атхарва-ведой. В этой веде собраны некие молитвы-заклинания. Вдохновением для этой картины послужила песнь-заклинание 4.4. «На возвращение мужской силы - с растением». Текст этой молитвы-заговора на русском в переводе Елизаренковой Т. Я. можно полностью прочитать на сайте gitak.ru по ссылке. Тогда здесь мы видим именно проблемы с мужской частью, Анимусом, которые автор пытается исцелить. Я процитирую самого Юнга, чтобы можно было прочувствовать его отношение к этой своей части: «И

Уважаемый читатель, сегодня мне хочется посмотреть на одну из мандал, которые рисовал Юнг в процессе создания «Красной книги». Мы знаем, что Юнг в принципе рисовал много мандал. И в нашей жизни, это очень часто про структурирование сознания, пересборку.

Для своей статьи я выбрала вот эту иллюстрацию, где мы видим форму мандалы:

Иллюстрация из «Красной книги» К.Г. Юнга
Иллюстрация из «Красной книги» К.Г. Юнга

Изображение принадлежит части книги, где происходит ранение Издубара (я писала о нём в этой статье). Сама картина называется Исцеление Издубара. Считается, что само изображение навеяно Атхарва-ведой. В этой веде собраны некие молитвы-заклинания. Вдохновением для этой картины послужила песнь-заклинание 4.4. «На возвращение мужской силы - с растением».

Текст этой молитвы-заговора на русском в переводе Елизаренковой Т. Я. можно полностью прочитать на сайте gitak.ru по ссылке.

Тогда здесь мы видим именно проблемы с мужской частью, Анимусом, которые автор пытается исцелить. Я процитирую самого Юнга, чтобы можно было прочувствовать его отношение к этой своей части: «И всё же снова чувствую я достаточно ясно, что моя жизнь будет разбита пополам, если я не смогу вылечить своего Бога». И это очень мужской подход – относиться с благоговением к своей мужественности. О том, что у Юнга эта часть всё-таки была инфлирована, я уже писала, поэтому не буду здесь уделять этому особого внимания.

Я бы хотела обратить внимание на другой аспект. Пусть это не начало его путешествия, не начало книги, но стабилизация мужской идентичности, достижение её целостности носит важный аспект. Но здесь исцеление носит крайне интересный трансформационный аспект.  Во-первых, нам об этом говорит большое количество синего цвета – цвета трансформации. Во-вторых, очень много узоров-паттернов, будто кусочков мозаики. В-третьих, в центре мы видим яйцо, из которого ползёт змея в сторону чёрной восьмиконечной звезды. И с одной стороны мы можем на это посмотреть, как на рождение женского, а с другой, как на дифференциацию, выделение женского из мужского. И тогда змея отдельной структурой уходит к звезде, оставляя мужское чисто мужским. Судя по тому, что есть в заклинании, именно этого эффекта и хотел добиться (или добился) автор. И в центре мандалы тогда (если оживить образ) останется только золотое яйцо.

И вот здесь мы говорим о мужском творении. Вообще вся центральная золотая часть рисунка она будто бы о чём-то высшем. Будто бы здесь мужское семя рождает что-то важное для высших духовных сфер. И то что стремление идёт из головы это может быть ещё про сублимацию сексуальной энергии. Но, учитывая, что речь идёт о Юнге, о сексуализации божественного. Божественного в смысле актов творения и творчества.

Конечно, Вы обратили внимание на то, что центральная золотая часть подобна кресту. Мы помним о том, что Юнг очень много рассуждал об Иисусе, образ которого явно был дорог его сердцу. И тогда мы можем посмотреть на картину с ещё одной стороны. И это будет сторона распятия как неотъемлемая часть возрождение и перерождения. И тогда болезнь Издубара – это неизбежное страдание мужской идентичности, которое нужно перенести, которое должно быть в какой-то момент распято, чтобы возродиться вновь. И в этом взгляде золотое яйцо, как божественный творческий принцип, будет рождаться как итог распятия. Здесь мы как будто бы говорим о периоде, когда мальчик становится мужчиной. Но на самом деле наша жизнь такова, что мужчина сталкивается с тестированием собственной идентичности неоднократно в течение своей жизни. Часто речь может идти в способность быть добытчиком и обеспечивать семью. Иногда речь идёт о рождении детей. Ведь не секрет, что сегодня растёт процент именно мужского бесплодия. Мужчина сражается за свою мужественность всю жизнь. И, могу предположить, что для гармоничной жизни ему требуется пройти через несколько трансформаций собственной мужественности.

Вообще эта мандала – это ещё и интересный пример работы с сексуальной энергией мужчины. Сама молитва из Веды мне чем-то напоминает трансы, которые как раз будят в клиентах сексуальность. И здесь будто бы транс закрепляется, фиксируется в образе этой картины.

Я думаю, что это интересный пример, который мы можем взять на вооружение для терапевтической работы с мужчинами. Предлагать рисовать серию мандал, посвящённых своей мужественности, оживлять эти мандалы, проживать процессы, которые в них происходят. А начать можно даже с этой мандалы Юнга, которая своей многогранностью способна совершенно по-разному раскрыться в сознании разных мужчин.

Крепкой и гармоничной вам мужественности, дорогие мужчины!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/