Найти в Дзене

Как корректировать дислексию и можно ли её вылечить?

Вопрос, можно ли вылечить дислексию, давно волновал авторитетных ученых. Западные методики коррекции этой особенности значительно отличаются от подхода, сложившегося на постсоветском пространстве. Еще в 20-х годах прошлого столетия нейрофизиолог Сэмюель Т. Ортон занялся глубоким исследованием нарушений чтения и письма. Специалист отметил, что наилучших результатов в лечении дислексии можно добиться при задействовании разных видов восприятия — слухового, визуального, кинестетического, тактильного. Эта методика применяется с 30-х годов 20 века. Большое внимание во время занятий уделяется расширению словарного запаса. Оно происходит, в первую очередь, за счёт морфологического анализа: ученикам подробно объясняют значение аффиксов и корней. Основная задача занятий — контроль понимания прочитанного, который осуществляется благодаря вопросам в конце каждого текста. Некоторые из них выходят за пределы событий, описанным в материале, и позволяют высказать личное отношение к задумке автора. Про
Оглавление

Вопрос, можно ли вылечить дислексию, давно волновал авторитетных ученых.

Западные методики коррекции этой особенности значительно отличаются от подхода, сложившегося на постсоветском пространстве. Еще в 20-х годах прошлого столетия нейрофизиолог Сэмюель Т. Ортон занялся глубоким исследованием нарушений чтения и письма. Специалист отметил, что наилучших результатов в лечении дислексии можно добиться при задействовании разных видов восприятия — слухового, визуального, кинестетического, тактильного.

Метод коррекции дислексии Ортон-Гиллингем

Эта методика применяется с 30-х годов 20 века. Большое внимание во время занятий уделяется расширению словарного запаса. Оно происходит, в первую очередь, за счёт морфологического анализа: ученикам подробно объясняют значение аффиксов и корней.

Основная задача занятий — контроль понимания прочитанного, который осуществляется благодаря вопросам в конце каждого текста. Некоторые из них выходят за пределы событий, описанным в материале, и позволяют высказать личное отношение к задумке автора. Прочитанное гораздо глубже понимается через призму жизненного опыта.

Методика Ортон-Гиллингем не противоречит отечественной логопедической практике. Она была весьма успешно адаптирована для русскоговорящих детей. Особенное внимание, по этой методике, следует уделять морфологическим особенностям русского языка и подбору материала, соответствующего русскоязычной культуре.

Метод Уилсона

Система чтения Уилсона представляет собой научно обоснованную программу, созданную для помощи учащимся, которые испытывают трудности с чтением и правописанием. Она состоит из 12 тщательно продуманных этапов, направленных на обучение языку и структуре слов.

Программа была разработана в студенческом центре в Массачусетсе (США) в 1980-х годах и с тех пор активно применяется в различных регионах страны. Изначально она была предназначена для пожилых людей с дислексией, однако теперь используется для решения множества других проблем и для работы с самыми разными категориями учащихся.

Система чтения Уилсона успешно применяется как для пожилых людей, так и для учащихся средних классов.

Метод Стивенсона

Эта методика сочетает в себе разнообразные подходы к обучению чтению и письму. Для нее характерно использование визуальных подсказок, которые помогают ученикам успешно усваивать как отдельные звуки, так и впоследствии объединять их в слова.

Для соединения звуков в слова используются модели «сэндвич» и «слоеный пирог». Ломтики хлеба или слои варенья символизируют гласные и согласные звуки. Добавление или удаление какого-либо слоя позволяет освоить морфологическую структуру слов.

Метод Дейвиса

В результате своих исследований Рон Д. Дейвис, который сам был дислектиком, пришел к выводу, что дислексия возникает в процессе познания, который включает восприятие, память, оценку, концептуализацию (то есть формирование образов, идей и концепций в уме), интуицию и осознание. Он описал дислексию как результат мышления и реакции на «ощущение спутанности сознания».

Ключевым аспектом методики Дейвиса стало понимание дислексии как врожденной особенности восприятия, а не как умственного нарушения или последствия травмы. Если бы мозг или нервная система были действительно повреждены, то их функции должны были бы постоянно нарушаться. Однако любой специалист, когда-либо наблюдавший симптомы дислексии, подтвердит, что они непостоянны. Это можно увидеть во время учебы в школе: успехи в учебе дислектиков носят неровный, скачкообразный характер.

Согласно методу Дейвиса, помимо дисграфии, дислексия может способствовать возникновению многих других нарушений. К ним относятся дискалькулия (неспособность к освоению математики), СДВГ и СДВ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без нее).

-2

Метод МАКД


Метод адаптивной коррекции дислексии представляет собой комплексный подход, который сочетает в себе психологическую, логопедическую, нейропсихологическую и педагогическую помощь. Такой подход позволяет эффективно корректировать дислексию и обеспечивает стабильно высокие результаты.

Важно отметить, что этот метод разработан с учетом потребностей русскоязычных людей дислектиков. Она помогает детям и взрослым эффективно справляться с проявлениями дислексии, повышает мотивацию и улучшает навыки чтения и письма. Работа по этой методике способствует развитию уверенности в своих силах и значительно улучшает качество жизни.

В основе МАКД лежат несколько ключевых принципов:

  1. Мультисенсорный подход: Он задействует все органы чувств, что способствует более глубокому восприятию информации.
  2. Развитие навыков саморегуляции: Дети и взрослые учатся лучше контролировать свои эмоции и поведение.
  3. Установление связей между буквами и звуками: Овладение навыком чтения происходит поэтапно, что делает процесс более лёгким.
  4. Смысловое чтение и работа над нарушениями письма: Благодаря этому дети и взрослые глубже понимают тексты и улучшают навыки письменной речи.

Сервисы и сообщества в помощь людям с дислексией

В открытых источниках можно найти результаты зарубежных научных исследований, интервью с экспертами. Популярные организации с рекомендациями для детей с дислексией, например на сайте Центра Коррекции дислексии “Дислектик” вы найдете онлайн-тесты для первичного выявления признаков дислексии, дисграфии и дискалькулии.

Зарубежные сообщества для детей с нейрологическими особенностями:

● Британская ассоциация дислексии, созданная в 1972 году. На сайте собраны подробные сведения о дискалькулии и проблемах при чтении;

● Йельский центр дислексии и творчества. Здесь можно познакомиться с европейским опытом помощи нейроотличным детям. На сайте размещён отдельный раздел для педагогов и родителей.

Специальные приложения и сервисы для людей, у которых была диагностирована дислексия:

● расширение Beeline Reader. Оно помогает выделять цветом текст на страницах в интернет-браузерах Firefox и Chrome. В результате людям с дислексией становится гораздо легче сфокусироваться на буквах;

● шрифт Adys. Специально разработанный шрифт, облегчающий чтение, можно бесплатно скачать как на латинице, так и на кириллице.

-3

Знаменитости с дислексией

Если вы думаете что дислектиков мало, то отнюдь нет. Людей с дислексией, а часто вместе с ней идет и СДВГ, порядка 10-15 процентов во всем мире. Очень хорошо это прослеживается на примере знаменитостей. Среди которых дислектиков довольно много. Тем более, что на сегодняшний день во многих странах не выстроена грамотная диагностика дислексии и поэтому многих из них считают просто ленивыми детьми.

Гениальный физик Альберт Эйнштейн — создатель теории относительности — совершенно не проявлял интереса к школьным занятиям. По некоторым данным великий учёный не мог запомнить месяцы года, но при этом отлично справлялся со сложнейшими для своего времени задачами.

Американская певица Шер на протяжении пятидесяти лет занимала верхние позиции в музыкальных чартах. Однако исполнительница знаменитых хитов так и не научилась хорошо читать, плохо различает цифры 6 и 9.

Ганс Христиан Андерсен с трудом освоил школьную грамоту. Тем не менее это не помешало ему написать множество замечательных, мудрых и проникновенных сказок на которых мы все выросли, таких как: «Русалочка», «Дикие лебеди», «Дюймовочка» и многие другие.

Леонардо да Винчи оставлял заметки в обратном направлении (справа налево). По мнению некоторых учёных, такой стиль письма вполне мог свидетельствовать о наличии дислексии.

Изобретатель лампы накаливания Томас Эдисон тоже не отличался прилежностью и старательностью при освоении школьной программы. По некоторым данным, у учёного также была дислексия и признаки аутизма.

В России дислектиков тоже много, например: писатель Евгений Гришковец, актер Евгений Стычкин, писатель Владимир Маяковский и многие другие.

Вывод

Главный вопрос состоит не в том, дислексия лечится или нет, поскольку дело обстоит иначе. Да, в МКБ 10 можно увидеть дислексию, но нужно понимать, что это стандартизированный документ, который обозначает весь перечень: болезней, особенностей и различных расстройств и главная задача этого документа перечисление и стандартизация.

Дислексия это особенность, а не болезнь, потому что ее невозможно лечить таблетками или полностью искоренить из жизни. Это особенность, которая поддается коррекции.

Успех коррекционной работы складывается из правильно подобранной методики коррекции дислексии, специалиста и поддержки со стороны родителей и близких. Главное не откладывать это на завтра, а начать заниматься коррекцией сейчас у профильного специалиста.