Диапазон его творческих работ широк: от натюрморта до жанровой картины. Как художник Рамазан Усеинов стал известным еще до возвращения в Крым, его знали и ценили в странах Центральной Азии. Уже тогда он одинаково впитал в себя культуру Запада и Востока и сумел отразить это в своих картинах.
24 декабря в библиотеке имени Франко в Акмесджите состоялась юбилейная выставка Рамазана Усеинова. В этом году художнику исполнилось 75 лет.
Как правило, такие мероприятия проводятся в выставочных залах. Но не в этот раз.
Холл второго этажа библиотеки был увешан полотнами художника. Графика, пейзажи, натюрморты, портреты, этюды. Мы увидели немалую часть работ Рамазан-агъа. Благодаря свободному пространству вокруг картин было не только легче “дышать”, но и думать, наслаждаться искусством и пытаться мысленно прикоснуться к нему.
Среди гостей выставки были не только поклонники творчества, но и коллеги художника. Ирфан Нафиев поздравил живописца с открытием выставки и погрузился в воспоминания:
“С Рамазаном мы знакомы давно, еще с Самарканда. Тогда еще он был обычным парнем, который учился и ходил вместе с группой писать этюды. Уже живя в Крыму, он пригласил друзей, художников на свой день рождения. Мы долго сидели, отмечали, время было уже позднее, мы заночевали у него. В час ночи я проснулся от шума, встал посмотреть. Оказывается, Рамазан проснулся посреди ночи, взял мольберт и продолжил писать картину. Он всегда был таким, всегда очень много трудился. Он никогда не сидел без дела”.
Культурологи и деятели искусства часто называют его “крымским Модильяни”. И действительно, глядя на некоторые картины Рамазана Усеинова, мы можем заметить некоторое сходство, например, в его пейзажах.
Художник и скульптор Айдер Алиев не пропускает ни одну выставку своих друзей-коллег. Очень тепло и по-приятельски он поздравил юбиляра с открытием.
“Рамазана Усеинова я тоже знаю уже очень давно. У нас судьба так сложилась, что мы всегда друг друга во всем поддерживаем. Даже наши дома облокотились друг о друга, наши мастерские находятся рядом. Если вспомнить его ранние работы 80-х годов, они были такие же экспрессивные и солнечные. Но, вспоминая сюжеты, я заметил, что ближе к 90-м они начали меняться. В его картинах появилось больше декоративных элементов, по цвету и смыслам”.
Основатель этно-музея Zolaman Айдер Халилов поделился с нами впечатлениями о выставке:
“Как-то раз я спросил у внука: “Какая картина Рамазан агъа тебе нравится?”. Внук мне отвечает: “Все!”. Сначала я подумал: это ребенок, что он еще скажет? Но позже он подошел и сказал, что хотел бы все эти работы видеть у себя дома. Потому что это - праздник, много солнца и сюжетов. Конечно, его картины это нечто гораздо большее. Работы Рамазан агъа будут радовать нас еще очень долго, я уверен в этом. И этот праздник будет длиться вечно”.
Может показаться, что выставка состояла только из поздравлений и воспоминаний. Возможно, так оно и было. Но для меня эти слова и воспоминания - способ узнать художника ближе как человека. Поскольку в его работах мы видим свое, и далеко не всегда художника как личность.
Словами благодарности, поздравлениями и воспоминаниями делились еще многие деятели искусства. Искусствовед Эльмира Черкезова поблагодарила художника за особый вклад в крымскотатарское искусство. На выставку также заглянули сотрудники крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, который не так давно отмечал свой юбилей.
“Я не любитель говорить, но хочу поблагодарить всех, кто выделил время, посетил мою выставку. Для меня это очень ценно. Для художника его выставка - значимый этап творчества. Я чувствую отдачу, понимаю, что мы все продолжаем нуждаться в искусстве. Оно учит мыслить и приближает нас к прекрасному. Как крымскотатарский художник, я убежден, что в Крыму должна развиваться живопись. Само пространство подталкивает нас создавать уникальные произведения. Хочется верить, что это тенденция будет еще долгое время актуальна”, - сказал Рамазан Усеинов в завершении.
И эти слова подтолкнули к более детальным размышлениям. Будет ли развитие живописи в рамках крымскотатарского искусства? Увидим ли мы выставки молодых начинающих художников? Сколько их у нас вообще?
В тот день в библиотеке Франко собралась целая плеяда наших художников. Все они уже известны вам. Они давно сформировались как художники, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Их картины уже служат для нас наследием и останутся таковыми навсегда. Но есть ли уже очертания будущего костяка представителей крымскотатарского изобразительного искусства? Смогут ли наши потомки посещать их выставки? Или они так и не выйдут за рамки рилсов в запрещенных соцсетях?
Пока эти вопросы открыты, а у вас есть возможность посетить выставку и приблизиться к прекрасному в уходящем году. Может, именно вы найдете ответы на эти вопросы.
Выставка будет работать до конца января 2025 года. Посетить ее можно в любой день, кроме пятницы и праздничных выходных по адресу: ул. Набережная, им. 60-летия СССР, 29-А.
Что думаете о будущем нашего искусства?
Делитесь мыслями в комментариях.
Эмине Аблятифова