Российский сухогруз Ursa Major(Урса Майор) 23 декабря затонул в Средиземном море из-за теракта. Так заявил РИА Новостям судовладелец, группа компаний «Оборонлогистика». Террористическая атака на «Урса Майор», полагает судовладелец, была целенаправленной. Члены экипажа судна 23 декабря в 13:50 по московскому времени услышали три последовательных взрыва с правого борта в районе кормы.
Следом судно получило резкий крен на левый борт до 25 градусов. В трюм хлынула вода.
По данным «Оборонлогистики», этот, один из крупнейших в России сухогрузов, построенный в 2009-м в ФРГ, имел максимальную грузоподъемность в 9,5 тысячи тонн и шел из Большого порта Санкт-Петербург во Владивосток с грузом до 806 тонн. В составе груза - по два портальных крана и крановых ковша, две судовые трюмные крышки, 20-футовый контейнер с оборудованием для крышек и 129 контейнеров.
14 членов экипажа доставлены в порт Картахена. Двое числятся пропавшими без вести. Судно затонуло в 67 милях от Испании и в 45 милях от Алжира.
Причины теракта на судне Ursa Major
KP.RU обратилась за комментарием к капитану первого ранга в отставке Василию Дандыкину.
- Владелец судна заявил о трех взрывах в кормовой части . Это могли быть торпеды или прикрепленные к корпусу снаружи мины — или взрывные устройства все же внутри были?
- Полагаю, взрывы были изнутри судна. В машинном отделении. Заложены устройства были профессионально. Взрывались поочередно. Судя по тому, как быстро затонуло судно, пробоины вышли приличные. Тротила точно ушло несколько килограммов.
- Судно сразу получило резкий крен на левый борт.
- Это же не военный корабль. И не ледового класса судно. Там все несколько по другому устроено в плане живучести. В Арктике корабли рассчитаны на серьезные льды и торосы, на другие нагрузки на корпус. Да «Урса Майор» хороший сухогруз, сделанный на немецких верфях 15 лет назад.
- Так если это не торпеды или мины, то где и когда взрывные устройства могли поставить?
- Скорее всего, сделали закладку в Питере, до отплытия судна во Владивосток. И потом активировали. Вполне вероятно, что с берега.
- С какого — алжирского или испанского?
- Скорее, с испанского. Там полно ребят таких лазает... То, что затонул в 67 милях от Испании - так это не расстояние для радиосигнала. Но могли задействовать и аппарат из спутниковой группировки. Практика подобных терактов была. Линкор «Императрица Мария» взорвали диверсанты, завербованные немцами, прямо на рейде. А это был бронированный линкор. Взрывчатку запустили в угольные шахты - и взорвали. Сейчас цепочку несомненно расследуют и размотают, работа уже идет.
- Почему три взрыва?
- Одного и даже двух взрывных устройств могло не хватить. Кто-то сдал чертежи этого сделанного в ФРГ сухогруза заказчику. Тот, кто ставил устройства, точно знал самые уязвимые точки. Впрочем, немцы не одно судно такого типа выпустили — можно было изучить схему аналогичного сухогруза.
- Объясните, почему вы отвергаете возможность того, что взрывы снаружи прозвучали?
- Торпедную атаку было кому зафиксировать в том районе. И характер повреждений - насколько понимаю, все таки взрывная волна шла изнутри.
- А закладку в машинном отделении могли сделать только в Питере — или и по пути тоже, в портах Европы, во время стоянок?
- В Санкт-Петербурге это было сделать реальнее всего. Увы, спящие ячейки есть в стране. И людей, помешанных на деньгах, тоже немало. В Питере есть и сочувствующие киевскому режиму. Но исполнитель — человек серьезный. Он точно должен был разбираться в устройстве судна, и он наверняка получил предоплату. И маловероятно, что он остался в городе на Неве. Этот теракт - дело вопиющее. Сравним с «Северным потоком».
Ursa Major: почему судно потерпело бедствие
- Команда не могла проконтролировать?
- Экипаж-то не большой, могла быть расхлябанность у вахтенных.
- Это судно заслуженное?
- Оно ходило в так называемый «сирийский экспресс», снабжало наших военных в Сирии. Моторесурс изматывался. Но у него уже был ремонт. Там мощные дизеля стояли. И 9,5 тысяч тонн — хорошая грузоподъемность.
- Почему пошли во Владивосток вокруг Европы, а не Севморпутем?
- Ледовая обстановка в Арктике уже сложная. Если хотя бы ранней осенью - мог бы еще пройти. И скорость у него - всего 12-14 узлов.
- Вы ходили в тех водах?
- Там достаточно серьезное движение. Потому рядом быстро оказались суда и корабли. И наш военный корабль оперативно подошел. И в том районе шли еще три БДК.
- Кто был заинтересован в подрыве российского сухогруза с грузом для верфи «Звезда» и строящихся там ледоколов?
- Там были трюмные крышки для ледокола «Лидер». Слишком много интересов к северам проявляют американцы. Трамп не случайно бросает заявления про Гренландию. С обсуждением Украины он, я почти уверен, затронет и арктические проблемы. У Штатов больше интереса к Арктике, чем к Украине. А ледокол «Лидер» — самый мощный, четырехметровый лед колет, 70 тысяч тонн водоизмещения, такого у американцев и близко нет. Другие ледоколы строящиеся — тоже мощные, но у них до трех метров лед поддается.
- То есть в числе заинтересованных в подрыве такого судна с таким грузом — не одна страна?
- У украинцев интерес — нагадить. У американцев — приостановить наше шествие в Арктике.
Автор: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ