В своем развитии на первом году жизни малыш проходит целый ряд последовательных этапов. Начиная удержания головы, приподнимания на руках — до первых шагов к концу первого года жизни. Важной вехой в развитии становится ползание — оно позволяет расширить границы освоения пространства, активнее изучать мир.
Ученые и врачи-педиатры, неврологи считают – период ползания дает мощный потенциал для физической стороны развития и интеллектуальной. Но часть малышей быстро проходят данный этап, а некоторые малыши практически не ползают, рано начиная ходить. Давайте подробно обсудим все основные моменты в освоении навыка ползания, уточним сроки его освоения.
Зачем ребенку нужно ползать?
Родителям не стоит форсировать этапы развития ребенка, торопить его как можно быстрее вставать и ходить. Ползание — важнейший из навыков, который закладывает основу для психического развития и формирования головного мозга.
Когда ребенок ползает, задействуется практически весь скелет и мышечный корсет. Так малыш получает мощный стимул для развития всех групп скелетных мышц, начиная с шейных, заканчивая кистями и стопами. В ходе ползания укрепляется позвоночник. Кости, образующие позвоночный столб, становятся более крепкими, а связочный аппарат становится прочным, но эластичным.
В ходе ползания разными стилями укрепляются мышцы спины, это важно для последующего стояния и хождения. Здоровье позвоночника, сформированное в детском возрасте, — это основа для правильного развития внутренних органов. Это также важно для полноценной работы нервной системы и гармоничного физического, нервно-психического развития.
В каком возрасте дети начинают ползать?
По мере приобретения новых навыков, примерно к полугоду, ребенок учится сидеть. Он должен это делать без поддержки, не заваливаясь на бок, вперед или назад. По мере освоения навыка, примерно к 7 месяцам, малыши начинают ползать.
Изначально ребенок делает это наиболее простым способом — по-пластунски. То есть малыш лежит на животе, не отрывая его от пола, и передвигается, отталкиваясь ручками или ножками.
Некоторые родители с удивлением могут отметить, что на начальном этапе дети успешнее и быстрее передвигаются задом наперед или боком. Только потом они начинают активно ползать уже головой вперед. Позже дети могут передвигаться, приподнимая плечи и становясь на вытянутые руки, отталкиваясь лежащими на полу ножками.
Буквально за несколько недель ребенок осваивает такой способ передвижения во всех направлениях.. Поэтому важно, чтобы на пути не было препятствий и ребенку хватало места для маневров.
Когда малыши начинают учиться ползанию на четвереньках?
По мере укрепления мышц спины, пресса и конечностей, к возрасту 8–9 месяцев, дети обучаются ползанию на четвереньках. Попробовав подобный способ передвижения, малыши быстро осознают — это гораздо удобнее в плане обзора и манипуляций с окружающими предметами. важно, чтоб ребенок освоил этот навык.
По мере его освоения малыш переходит к новому этапу – встает у опоры.. Обычно это происходит следующим образом: ребенок подползает к какому-либо элементу интерьера, крупным предметам — диванам, стульям, шкафам, полкам, — хватается руками за выступающий край и подтягивается. Таким образом, держась за опору, ребенок встает. Когда малыш почувствует уверенность в своих силах, он отпускает руки и делает первый шаг.
Полезный совет
Ребенок очень быстро осваивает новые навыки, его мышцы укрепляются день за днем. Держите под рукой телефон или фотоаппарат. Это позволит запечатлеть новые умения крохи и забавные, веселые игры, проделки и трюки маленького «ползунка».
Кто начинает ползать раньше, мальчики или девочки?
Есть данные о том, что девочки немного быстрее мальчиков — на несколько недель — осваивают этот новый навык. Но это общемировая статистика, ваш малыш может стать исключением. Все дети, независимо от их пола, развиваются в своем темпе. Мы назвали усредненные сроки освоения навыка ползания, которые типичны для большинства.
Ваш малыш может начать ползать чуть раньше или чуть позже среднестатистического срока. Разница в 1–2 месяца — это вполне допустимый интервал для освоения новых умений.
Бывают ситуации, когда дети рано осваивают ползание по-пластунски, но застревают на этом этапе надолго, не могут перейти на ползание на четвереньках и вставание у опоры. Но есть и обратные ситуации: дети, которые, казалось бы, долго не могут освоить навык и отказываются ползать, затем буквально за несколько недель догоняют и перегоняют сверстников.
Полезный совет
Никогда не сравнивайте динамику появления новых навыков у вашего малыша и других детей (родственников, соседей, друзей). Если ваш малыш начал ползать позднее или раньше других детей этого же возраста — это ни о чем не говорит! Не стоит искать у ребенка проблемы и патологии там, где их нет. Любые вопросы, связанные с развитием ребенка, сроками освоения навыков, нужно обсуждать с врачам-педиатром или детским неврологом.
От чего зависит возраст начала ползания?
В сравнении с предшествующими навыками — удержанием головы, переворотами и сидением, — при ползании малыш осваивает более сложное дело. Он учится самостоятельному передвижению, пусть пока не на двух, а на четырех конечностях.
Это совершенно новая и сложная задача для головного мозга ребенка. Ему нужно освоить механизм движения ногами и руками, чтобы движения были быстрыми и точными, эффективными. Это нужно, чтобы быстро добраться из точки А в точку В.
Чтобы быстро и ловко ползать, малышу нужны достаточно прочные, развитые кости скелета, крепкие мышцы на руках, ногах, в области шеи, спины и животика. Если малыш ослаблен из-за недавно перенесенной болезни, дефицита витамина Д или в силу других обстоятельств, он может начать ползать чуть позднее.
Не менее важно развитие нервной системы. В коре и подкорковых зонах мозга должны сформироваться сложные связи, которые координируют работу всех групп мышц. Одновременно мозг должен получать сигналы от вестибулярного аппарата о положении тела в пространстве и посылать команды мышцам тела: кому сокращаться, кому — расслабляться.
Ребенку нужно развивать координацию движений, синхронность работы рук и ног, оценивать расстояние, регулировать скорость движений. Быстрота освоения разных стилей ползания зависит от того, насколько до этого были развиты психомоторные навыки. Поэтому важно заниматься с малышом: делать массажи, гимнастику, показывать игрушки, стимулировать его к движению.
Определенную роль в освоении навыков играет масса тела ребенка и особенности телосложения. Крупные, коренастые детишки позже осваивают навыки, нежели их худенькие сверстники.
Одним из важных факторов в развитии навыка будет служить любопытство, подстегиваемое родителями. Если малыш очень хочет достать игрушку или посмотреть, что же там, за дверью, он будет пытаться дотянуться, подползти к заветной цели. Подобные стремления к достижению цели закладываются у детей именно в раннем возрасте и остаются на всю последующую жизнь.
Как помочь ребенку научиться ползать?
Ускорить освоение навыка ползания нельзя. Ребенок развивается согласно заложенной природой программе. Обмануть внутренние настройки невозможно. Никакие «авторские» или «развивающие» методики, которые будут предлагаться вам в интернете или в различных детских центрах, не имеют под собой физиологической основы. Но создать максимально комфортные условия для того, чтобы запустить развитие навыка, можно и нужно.
Подготовьте для малыша ровную и чистую, достаточно просторную поверхность, чтобы он мог ползать на расстояние нескольких метров. Пространство должно быть безопасным, рядом с ребенком должна быть цель, к которой он мог бы доползти.
Например, можно положить недалеко от малыша его любимую игрушку, телефон или другой предмет, который он хотел бы достать. В попытках дотянуться малыш будет пытаться толкаться руками и ногами, продвигаясь вперед.
Малыш не начал ползать, что делать?
некоторые дети вообще не ползают, они предпочитают классическому ползанию альтернативные методы передвижения. Это перекатывания на попе в полусидячем положении с помощью рук, скольжение на животе, движение всем телом. Если малыш передвигается тем или иным способом, никаких волнений по этому поводу быть не должно. Поводом для беспокойства и визита к врачу может стать:
· отказ от использования в равной степени ног и рук при движениях;
· разница в координации движений слева и справа;
· ситуация, если ребенок не сидит, не предпринимает попыток ползать в принципе, не передвигается любым иным способом.
Советы родителям
Выделите для ползания ребенка безопасное место — отдельную комнату или ее часть (можно отгородить «ползательную» зону детским заборчиком, стульями). На пол можно постелить пледы, одеяла или купить специальный детский коврик.
В зоне ползания ребенка не должно быть свисающих проводов, острых предметов, неустойчивых элементов мебели, розеток (либо на них должны быть блокаторы) — все это опасно для здоровья крохи.
Когда малыш активен, ползает, нельзя оставлять его одного без внимания. Малыш очень быстро учится передвигаться, он может переместиться в другую комнату, где не убраны опасные предметы. Всегда нужно держать ребенка в зоне видимости!