Найти в Дзене

Слого-звуковая схема

Слого-звуковая схема слова – это последовательность квадратиков и треугольников синего, красного и зелёного цвета, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Для того чтобы помочь ребёнку правильно составить слого-звуковую схему слова, предлагаю вам воспользоваться алгоритмом. Алгоритм · Положите перед собой памятку «Лента букв и звуков». · Прочитайте слово, схему которого нужно составить. · Назовите и посчитайте буквы в слове, которые обозначают гласные звуки. На ленте это буквы в красных прямоугольниках. Сколько в слове гласных - столько и слогов. · Разделите слово на слоги. Для этого хлопните в ладоши, проговаривая слоги. В каждом слоге обязательно должен быть один гласный звук. Проведите вертикальные линии в слове в зависимости от количества слогов. · Поставьте ударение. Для этого произнесите слово и послушайте, какой слог проговаривается громче других, он и будет ударным. Поставьте знак ударения на букву гласного звука в ударном слоге. Если в слове будет буква Ё, то ударение

Слого-звуковая схема слова – это последовательность квадратиков и треугольников синего, красного и зелёного цвета, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Для того чтобы помочь ребёнку правильно составить слого-звуковую схему слова, предлагаю вам воспользоваться алгоритмом.

Алгоритм

· Положите перед собой памятку «Лента букв и звуков».

-2

· Прочитайте слово, схему которого нужно составить.

· Назовите и посчитайте буквы в слове, которые обозначают гласные звуки. На ленте это буквы в красных прямоугольниках.

Сколько в слове гласных - столько и слогов.

· Разделите слово на слоги. Для этого хлопните в ладоши, проговаривая слоги. В каждом слоге обязательно должен быть один гласный звук. Проведите вертикальные линии в слове в зависимости от количества слогов.

· Поставьте ударение. Для этого произнесите слово и послушайте, какой слог проговаривается громче других, он и будет ударным. Поставьте знак ударения на букву гласного звука в ударном слоге. Если в слове будет буква Ё, то ударение падает на слог с этой буквой, но сам знак ударения не ставится.

· Посмотрите, есть ли в слове буквы е, ё, я, ю, и, ь. Если есть, то согласные (кроме Ж, Ш, Ц) перед ними будут обозначаться зелёным цветом, так как эти буквы их смягчили. В ленте звуков и букв мы можем увидеть, какие буквы могут обозначать и мягкий, и твёрдый звук – это сине-зелёные прямоугольники.

Буквы Е, Ё, Я, Ю только после буквы согласного обозначают один звук, в других случаях – два звука.

Буква И после мягкого знака тоже обозначает два звука.

· Посмотрите, есть ли в слове мягкие непарные – [ч’, щ’, й’]. Они всегда обозначаются зелёным цветом, так как всегда мягкие, независимо от того, какая буква после них стоит.

· Теперь проведите дугу-улыбочку под слияниями (согласный + гласный). Если е, ё, ю, я стоят не после согласного, если и стоит после ь, то это тоже будет слияние.

· Нарисуйте схему. Слияния обозначаем прямоугольником с диагональной

линией, звук без слияния обозначаем квадратиком. Мягкий знак (ь) и твёрдый знак (ъ) никак не обозначаем, у этих букв звука нет.

· Чтобы закрасить получившуюся схему, нужно рассказать (дать характеристику) о каждом звуке. Для этого мы смотрим не на буквы в слове, а произносим это слово так, как мы его говорим в обычном разговоре, а не так, как оно написано.

· Поочерёдно закрасьте каждый «звуковой домик».

Пример рассуждения

Допустим, вам нужно составить схему слова залив.

1. Прочитаем слово.

2. Сколько в этом слове букв, которые обозначают гласные звуки? Их две – а, и, значит, в слове два слога.

3. Делим слово на слоги – за | лив.

4. Ставим ударение. Ударение падает на второй слог на букву и: залив.

5. Смотрим, есть ли в слове буквы е, ё, я, ю, и, ь. Есть буква и. Значит, согласный перед этой буквой обозначает мягкий звук [л’].

6. Смотрим, нет ли в этом слове твёрдых непарных [ж], [ш], [ц] и мягких непарных [ч’], [щ’], [й’]. В слове залив их нет.

7. «Улыбочкой» обозначаем слияния: залив.

8. Рисуем схему : .

9. Рассказываем о каждом звуке. Говорим слово так, как говорим его в спокойном обычном разговоре и слушаем, какой звук первый.

Это звук [з]. Он согласный, звонкий парный [з – с], в этом слове твёрдый парный [з – з’]. Закрашиваем синим цветом, так как звук [з]твёрдый.

Снова проговариваем слово и слушаем второй звук.

Это звук [а]. Он гласный безударный. Гласные звуки всегда закрашиваем красным цветом.

Слушаем следующий звук.

Это звук [л’]. Он согласный, звонкий непарный, в этом слове мягкий парный [л – л’]. Закрашиваем зелёным цветом, так как звук [л’] мягкий.

Слушаем следующий звук.

Это звук [и]. Он гласный ударный. Закрашиваем красным цветом.

Слушаем следующий звук.

Это звук [ф]. Он согласный, глухой парный [ф – в], в этом слове твёрдый парный [ф – ф’]. Закрашиваем синим цветом.