Найти в Дзене
ЯВНОЕ ТАЙНОЕ

ЭКСПЕРТИЗЫ ФЭС В "СЛЕДЕ" – ПРАВДА ИЛИ ФАНТАСТИКА?

Друзья, я понял, что мною осталась неохваченной важная тема, на которую пришло время поговорить. Долго откладывал, практически год, потому что она самая мной нелюбимая – про экспертизы в нашем сериале. Заодно решил сменить формат нашего общения на более комфортный и привычный мне – посредством печатного слова.

Итак, почему нелюбимая? Потому что это самая не творческая часть работы сценариста, но при этом очень трудоемкая. В каждой новой серии нам приходится вникать в очередную совершенно новую для нас сферу. Бывает, что сценарист имеет какой-то еще профессиональный опыт или увлечения, но он не может быть сведущ сразу во всем: и в ай-ти, и в юриспруденции, и в химии и так далее.

Не может, но приходится. В то же время одна из самых обсуждаемых и раздражающих создателей сериала тем, это якобы недостоверность сериала "След". Постоянно слышу и читаю об этом, в том числе в своём блоге на Дзене. Вот, одна дама пишет: "След не люблю. Считаю сериал фантастикой". Я спрашиваю её: "В какой же части это фантастика? Может, аргументировать как-то попробуете?". В ответ, естественно, тишина. Или вот ещё. "Умиляет чудовищная некомпетентность людей, работающих над технической частью сериала".

-2

Признаюсь, особенно бесит, когда после выхода серии появляется куча умников. Бывает очень мило, когда выясняется, что они таки были неправы – просто смотрели невнимательно. Мне запомнилось, как один из комментаторов написал под серией "Стиплер", где речь шла о конном спорте. Один зритель на ютубе спрашивает: а что, разве бывают смешанные – мужские и женские – соревнования? Я ответил, что в этом спорте не бывает НЕ смешанных. Человек даже не сказал "спасибо" за информацию. И, кстати, если бы он набрал свой вопрос не под видео, а в поисковой строке, то получил бы ответ на него гораздо быстрее.

Доходит до того, что заходишь в какой-нибудь ресторан (а дело было в кафе "Чайковский" на Маяковке пару лет назад), а за соседним столом сидит какая-нибудь компашка полубогемных дам и обсуждает какой же сериал "След" ужасный. Хочется подойти в такие моменты и встрять, но пока удавалось сдерживаться. Во-первых, напоминаешь себе о праве каждого на свои заблуждения, во-вторых, такие разговоры всё равно ведь признак большой популярности.

Наиболее часто встречается ехидное замечание, что анализ ДНК делается не несколько секунд, а несколько часов, а то и дней или недель. Вы серьезно считаете, что мы этого не знаем? Расследование ведь тоже проводится не сорок минут, как в серии, верно? Или вам будет легче, если мы будем писать титры "прошла неделя"? Некоторые условности в сериале не означают, что сделать такую экспертизу нельзя в принципе, правильно? Важно понимать, что может быть мы что-то утрируем, но в своей основе, все экспертизы, которые мы делаем, существуют в реальности. Я бы сейчас не стал поднимать эту тему, поскольку считаю, что это не самое интересное в сериале. Интересны человеческие драмы, захватывающий сюжет, экшен и катарсис в конце, а не вот это всё. Как говорится "Над сладким вымыслом слезами обольюсь". Мы же не научпоп.

Но, в то же время, было бы странно, если бы я уклонился от этой темы. В конце концов – речь о работе федеральной ЭКСПЕРТНОЙ службы и деваться просто некуда. Поэтому сейчас отвечу один раз и сразу всем критикам – и прошлым и будущим. Так как оправдываться и что-то доказывать после выхода каждой новой серии мне (как и всем моим товарищам, насколько знаю) глубоко неинтересно. Попытаюсь показать на нескольких примерах, какое место занимает работа над экспертизами в сценарии и как это делается.

Итак, давайте разберемся, случается ли лажа в сериале? Конечно, она бывает везде, даже в высокобюджетных голливудских блокбастерах, тем более в таком жестком конвейерном производстве как наше. Является ли незначительные ошибки правилом или нормой? Нет. Нашим правилом как раз является тщательная проверка фактов.

Недавно наше внимание обратили на то, что нельзя использовать центрифугу так, как мы делали это раньше, а именно класть в нее одну пробирку, или две рядом – нужен обязательно противовес, чтобы центрифуга крутилась нормально. То есть работу свою она выполнит, но очень быстро выйдет из строя, так как возникает перевес и там, кажется, летят подшипники. Теперь мы стараемся за этим следить. То есть речь о том, что мы обращаем внимание даже на детали.

Та самая знаменитая центрифуга. Кадр из серии "Не верь никому" ("След")
Та самая знаменитая центрифуга. Кадр из серии "Не верь никому" ("След")

А вот что говорит о нас эксперт экспертно-криминалистического отдела следственного управления СКР по Новосибирской области Евгения Шульгина в публикации канала ЧС ИНФО: «Нас сравнивают с ФЭС. Когда сериал только появился, там было очень много неграмотного. А потом, может быть, появились консультанты, и сейчас уже все более приближенно к нашей работе, все меньше ляпов». Эксперт смеется: преступники тоже смотрят кино, на преступление идут в масках. А уже бывалые в местах заключения люди – рецидивисты – не сознаются, пока генетики не дают заключения. Но эпителий всегда находится», – заключает эксперт. (https://dzen.ru/a/Xx-uSZWaQma3TpgO)

эксперт Евгения Шульгина
эксперт Евгения Шульгина

Что я тут могу сказать? Похвала специалиста, конечно, дорогого стоит. Единственное, что мог бы добавить, что эксперты у нас были как раз в самом начале пути, а не только сейчас появились. Но они видели свою роль скорее в том, чтобы запрещать, а не предлагать решение; говорить – вот это нельзя, и это нельзя и так нельзя. А для спасения сюжета нужно именно решение, выход. Именно в этом я всегда видел роль консультантов. Наши сценаристы обычно вынуждены искать этот выход сами, иногда даже самостоятельно проводить маленькую исследовательскую работу. Для авторов это боль. Это же вам не приятные зрительские переживания в фанфиках на тему будут ли вместе "Лисы" или "начальство". Ты хочешь полностью погрузиться в сюжет, в психологию персонажа, но вдруг возникает затык, ты всё останавливаешь и начинаешь изучать, а можно ли сделать в принципе как мы задумали. Ладно, касалось бы это ядра сюжета, но иногда речь вообще о маленькой детали на один эпизод. Об одной даже фразе! Каждый автор ведь бывает силен в чем-то одном. Кто-то гуманитарий, кто-то математик. Кто-то хорошо знает психологию, кто-то химию. А каждая серия – это всегда новый вызов и погружение в сферу принципиально новую.

В этом плане лично мне запомнилась работа над серией "Красота требует жертв". (Если что - сейчас будет спойлер, и кто не смотрел серию, сначала сделайте это, потом уже читайте). В этой страшной истории преступники убивали полных людей, чтобы изготавливать из них баснословно дорогую косметику для элиты, которая распространяется по закрытым каналам.

(Окончание следует)

Галина Рогозина знает толк в косметике: "Это же не крем, а просто молодильные яблоки!"  (Кадр из серии "Красота требует жертв")
Галина Рогозина знает толк в косметике: "Это же не крем, а просто молодильные яблоки!" (Кадр из серии "Красота требует жертв")