Из Петербурга сейчас видно Индию, Африку и Персидский залив – планы ЕАЭС настолько грандиозны, что требуют координации минимум 11 государств. Поэтому экономические саммиты, которые затрагивают вопросы торговли, транзита и обхода санкций, проходят с участием России и Беларуси на площадках всех доступных нам объединений. В этот раз подошла очередь СНГ и ЕАЭС.
Повестку встречи прокомментировал политолог Андрей Лазуткин.
— Новый фактор в рамках ЕАЭС — это санкционная война, то есть возможное закрытие традиционных логистических коридоров в Евразии, которые идут с Запада на Восток. Поэтому последние три года ключевое направление развития ЕАЭС — это участие в коридоре «Север-Юг», который пройдет из Санкт-Петербурга через Каспий и Иран в Индию и далее в страны Персидского залива.
Это проект, который был предложен Ираном еще в 2000-е годы, но только сейчас сложилась подходящая внешняя обстановка для его реализации. Для Беларуси это вопрос перевалки калия на рынки третьих стран через порты Ирана, а в перспективе – надежный канал поставки промышленных товаров в Африку и арабские страны. Для России создание коридора – это вопрос стабилизации республик Средней Азии и создания там внутренних механизмов развития и экономического роста вокруг транзитного потока. Что снизит риски государственных переворотов и террористических угроз в «подбрюшье» России.
Коридор «Север-Юг» соединяет ЕАЭС с Индией, арабскими странами и Африкой в обход американских санкций
Поэтому коридор «Север-Юг» называют проектом века, но для его реализации нужны два ключевых фактора. Первый – это прогнозируемая обстановка вокруг Ирана и второй – хорошие отношения России и Турции. Нужно понимать, что логистика ЕАЭС после начала СВО проходит через Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, то есть через страны-члены протурецкого союза ОТГ (Организация тюркских государств). Такая зависимость ЕАЭС и «Севера-Юга» от Азербайджана и Турции объясняет временное похолодание в отношениях с Арменией и отказ от вступления в военный конфликт на стороне Асада. В этом плане сейчас ключевой является ситуация в Сирии, где трехсторонние противоречия пытаются сгладить и создать новый баланс интересов, чтобы избежать большой войны.
И в случае, если войну на Ближнем Востоке удастся отложить хотя бы на 1-2 года, ЕАЭС сможет на полную мощность запустить «Север-Юг», а, значит, будет происходить дальнейшее сопряжение с ЕАЭС – БРИКС (то есть прямое сотрудничество с Индией и Китаем), а также ЕАЭС – ШОС (по линии новых арабских стран-участников организации). Грубо говоря, денег от транзита хватит всем, это снимет многие существующие конфликты между Турцией и Ираном, и даже если брать самое сложное звено в ЕАЭС – Армению – то и там полностью готовы продолжать экономическое сотрудничество, несмотря на ожидаемый выход из ОДКБ и сворачивание российского военного присутствия.
Отсюда сформирована и повестка саммита в Санкт-Петербурге. 26 декабря, то есть уже завтра, под руководством премьера Армении Пашиняна пройдет заседание Высшего евразийского экономического совета, так как Ереван в этом году являлся председателем ЕАЭС. По итогам встречи планируется подписать важный документ, а именно, решение о предоставлении Ирану статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Как мы отметили выше, Иран является ключевым отрезком всего логистического коридора, поэтому хотелось бы видеть иранцев и в качестве полноправных членов.
А с 1 января 2025 года председательство в ЕАЭС переходит от Армении к нашей стране, и белорусский Президент в своем выступлении озвучит приоритеты председательства республики на следующий год. Какими они будут – увидим. Что касается формальной части, то в рамках ЕАЭС участниками принята пятилетняя стратегия развития; нынешняя действует до 2025 года, а, значит, Беларусь примет прямое участие в разработке нового документа.
Конечно, для нас это одновременно часть избирательной кампании и одна из форм агитации за действующую власть. Мы предлагаем свой проект будущего – логистику через Иран на рынки Азии и Африки, от которых нас пытался отрезать Запад, а также мир, дружбу народов и их интеграцию вокруг России. Поэтому и встреча в рамках СНГ, и мероприятия ЕАЭС будут решать широкий круг задач.
Текст: Андрей Лазуткин