Уроженец Могилёвщины, Павел Васильевич Маслеников был человеком неугасаемой энергии и широкого творческого диапазона.
Искусствовед, художник-постановщик, пейзажист, педагог, заслуженный деятель искусств – едва ли этих слов будет достаточно, чтобы в полной мере охарактеризовать Масленикова как творца и признанного мастера своего дела.
В Белорусском государственном театре оперы и балета Павел Васильевич проработал с 1938 по 1960-е годы (с перерывом на фронтовые годы Великой Отечественной войны). Этот плодородный период жизни художника принес миру множество ярких и уникальных произведений. Без театра невозможно представить полный и глубокий портрет мастера.
Работать в театре П.В. Маслеников начал в возрасте 24 лет. Еще когда он учился на четвертом курсе Витебского художественного училища, к ним приехал художник-постановщик Большого театра Н.-Н. А. Коровин. Он лично отобрал для работы художниками-декораторами Павла Масленикова, Михаила Блища и Владимира Кульвановского.
«Весной уже поступил заочно в Могилевский пединститут на литературный факультет. Отучился 2 курса. И однажды с одноклассником Лобковским встретился (он в Могилеве уже преподавал). Поговорили… И меня будто ножом по сердцу резануло: чем же я занимаюсь, на что время потратил? И я поехал поступать в Академию в Ленинград. Профессор посмотрел мои работы и сказал: «Подготовлен ты слабовато, но не испорчен. Поработай-ка еще годик и приезжай на следующий с паспортом: мы тебя без экзаменов зачисляем». По дороге я заехал в Витебск, в училище. Там и застрял…»
Перед молодыми художниками открылось необыкновенное пространство театра, мир большого искусства и перспективы столичного города. Мастерская театра впечатляла своими масштабами, необычно большими размерами холстов.
Первый спектакль, который Масленикову пришлось оформлять в содружестве с В. Кульвановским и Б. Рытовым – опера «Трибальди» А. Юравского. Эскизы декораций не сохранились.
В предвоенные годы он выступает в качестве ассистента Б.И. Волкова в оформлении оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого (1940), которая была показана в Декаде белорусского искусства в Москве. В 1941 году он оформляет «Свадьбу Фигаро» Моцарта и спектакль в драматическом театре – «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова.
Павел Маслеников каждодневно присутствовал на всех репетициях. Он помогал в изготовлении декораций, овладевал секретами росписи задников, раскрашивал ткани, предназначенные для костюмов. Белорусский музыкальный театр рождался у него на глазах. Помимо работы с декорациями он ежедневно совершенствовался как живописец.
«Оперный театр был для меня 100 Академий! Я учился у очаровательных людей царской России.
В 1940 году Оперный театр готовился к декаде белорусского искусства в Москве, поэтому в театр приглашали и консультантов, и режиссеров, и дирижеров, и других людей, очень известных… Даже перечислить их всех нельзя. И поэтому, в такие встречи, с такими людьми я чувствовал себя кроликом, боялся в их присутствии даже голову повернуть. Только ловил, слушал, что сказали или упомянули что-то. Бежал в библиотеку, наводил справки, читал… Они заставляли меня всё время учиться, так как я чувствовал, что знаний-то у меня маловато…»
В период с конца 1940-х по начало 1960-х годов Павел Васильевич Маслеников оформил 16 опер, 7 балетов и более десятка драматических постановок. Спектакли были разнообразными. В них раскрывалось разное историческое время, культурные традиции народов мира, отличающееся эмоциональное состояние героев, и абсолютно разный характер содержания: эпос и драма, лирика и комедия. Широкий диапазон места, времени и действия спектакля требуют от художника глубокого знания всемирной истории, художественно-материальной культуры, особенностей национальных костюмов. Таким образом, успешная постановка определяется не только знаниями, но и умением соразмерить их с реалиями условности сценического действа.
Первым послевоенным спектаклем Павла Масленикова стала опера Б. Сметаны «Проданная невеста», поставленная в 1949 году (режиссер В. Шахрай). Он создал лиричную картину чешской деревни и природы, наполненную народным колоритом, что, конечно, способствовало более глубокому воплощению оперы на сцене.
«Прежде чем перейти к оформлению любого спектакля, нужно хорошо знать технические способности сцены, всю ее технику, специфические требования театра, нужно хорошо самому поучиться писать декорации, изучить бутафорию, свет и все монтировочные дело. Одним словом – необходимо овладеть «ремеслом» декоратора».
Особое значение в создании сценографии имеет костюм. Разработанный до мельчайших деталей он способен менять внешность современного человека, его походку, манеру двигаться, осанку, возраст.
Среди оформленных П. Маслениковым балетов – «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1949), «Красный мак» Р. Глиэра (1950), «Соловей» М. Крошнера (1950), «Шопениана» Ф. Шопена (1952), «Корсар» А. Адана (1957), «Баядерка» Л. Минкуса (1960), «Тропою грома» К. Караева (1960).
Особенно полюбились художнику «Бахчисарайский фонтан» и «Баядерка». В последнем, настроение и мир сновидений главного героя, потерявшего возлюбленную, раскрывается живописным и выразительно прописанным задником. Тяжелые, густые бело-свинцовые облака на фоне темного южного неба, лунный отсвет, пробивающийся сквозь горные ущелья, были тщательно выписаны и подсвечены. Создавалось впечатление объемности пространства, неповторимой образности царства теней. Кроме того, в костюмах был передан уникальный индийский колорит, характер героев.
П. Масленикову посчастливилось работать и с европейской классикой – «Тоска» (1950) Дж. Пуччини, «Паяцы» (1951) Р. Леонкавалло, «Лакме» (1952) Л. Делиба, «Фра Дьяволо» (1955) Д. Обера, «Цыганский барон» (1960) И. Штрауса, «Бал-маскарад» (1961) Дж. Верди, «Джоконда» (1962) А. Понкьелли). Также он работал с произведениями русских композиторов – «Демон» (1951) А. Рубинштейна, «Иоланта» (1952) П. Чайковского.
Он оформлял оперы славянских композиторов, постановка которых символизировала многовековую связь народов – «Проданная невеста» (1949) Б. Сметаны, «Запорожец за Дунаем» (1951) С. Гулак-Артемовского, «Страшный двор» (1952) С. Монюшко. Павел Маслеников работал и над советским репертуаром – «Молодая гвардия» (1954) Ю. Мейтуса и, безусловно, над постановкой национальных опер – «Михась Подгорный» (1957) Е. Тикоцкого, «Ясный рассвет» (1958) А. Туренкова.
Одной из опер с ярко выраженным колоритом, над которой работал Маслеников, стала «Страшный двор» С. Монюшко. В 1952 году эта опера была впервые поставлена на родине композитора. Она звучала на белорусском языке. Живописное оформление, созданное художником, воссоздавало картины природы, простую обстановку сельского дома и родовое имение. Во всем зрители узнавали родные края. О прекрасной и продуманной сценографии положительно отзывались музыковеды, критики и пресса.
Действенность декораций П.В. Масленикова определялась органичностью звучания музыки и декорационной живописи. Это усиливало содержательное значение спектакля и акцентировало визуальное воздействие театрального синтетического искусства.
Большинство эскизов декораций Павла Масленикова остались в хорошем состоянии и хранятся в музеях: около десяти – в Могилевском областном художественном музее имени П.В. Масленикова и более двадцати – В Музее театральной и музыкальной культуры Беларуси. Многие сцены в эскизах обрамлялись арками, вратами, рамками, драпировкой занавеса. Это театральная условность видения художника, как бы его «окно» в мир, в ту жизнь, о которой он и весь спектакль рассказывал.
«Декорации мои оставили в Музее театрального искусства. Их там 30 или даже больше… Но можно сделать ещё. Эскизы есть, черновые работы тоже… Я могу сделать еще 5-6 зрелищных, потрясающих, эффектных декораций…»
Павел Маслеников оставил богатое творческое наследие. Судьбу большинства своих работ художник решил еще при жизни. В 1994 году, в день своего 80-летия, передал около 140 живописных полотен и эскизов декораций и костюмов областному художественному музею и городу Могилеву. В окрестностях Могилева он родился, провел школьные годы и вернулся, подарив землякам большое собрание своих живописных работ, где создал неповторимые, чарующие образы родной земли, свой особый мир, в котором реальность переплетается с поэзией, живопись наполняется музыкальностью, экспрессия приближается к театрализации.
Указом Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от 22 января 1996 г. имя П.В. Масленикова было присвоено Могилевскому областному художественному музею, а напротив был установлен памятник-бюст.
При создании текста использовались: запись беседы с П.В. Маслениковым и В.И. Куприной; книга В.П. Прокопцовой «Павел Маслеников. Портрет художника в зеркале времени» (2012).