Найти в Дзене

Преображенский храм в Спас-Журавне. Помещики Щепотьевы и соседи Сонцовы

Преображенский храм в селе Журавна является одним из старейших в Зарайском районе. Он была возведен на средства помещика Ивана Щепотьева в 1710 году. Название села по преданию возникло из-за обилия гнездившихся когда-то в этих краях журавлей, а впоследствии за ним закрепилось имя Спас-Журавна по находившейся здесь Спасо-Преображенской церкви. В советские годы село лишилось первой части этого названия, а храм был закрыт. После десятилетий запустения церковь была возвращена верующим и частично отремонтирована, но до сих пор ждет полноценной реставрации. Упоминание о церкви в селе "Спасском на Жаровне" встречается в писцовых книгах 1570-х годов. На речке Журавне (Жаровне или Журавке) находилась деревянная церковь Преображения Господня. По преданию, первый храм стоял примерно в километре к юго-западу от нынешней каменной церкви. Урочище, где стояла деревянная церковь, получило название Старый Спас, хотя уже в конце XIX столетия даже следов прежнего храма там не оставалось. Сохранившийся
Фотографии: Антон Саков. 2025 г.
Фотографии: Антон Саков. 2025 г.

Преображенский храм в селе Журавна является одним из старейших в Зарайском районе. Он была возведен на средства помещика Ивана Щепотьева в 1710 году. Название села по преданию возникло из-за обилия гнездившихся когда-то в этих краях журавлей, а впоследствии за ним закрепилось имя Спас-Журавна по находившейся здесь Спасо-Преображенской церкви. В советские годы село лишилось первой части этого названия, а храм был закрыт. После десятилетий запустения церковь была возвращена верующим и частично отремонтирована, но до сих пор ждет полноценной реставрации.

Упоминание о церкви в селе "Спасском на Жаровне" встречается в писцовых книгах 1570-х годов. На речке Журавне (Жаровне или Журавке) находилась деревянная церковь Преображения Господня. По преданию, первый храм стоял примерно в километре к юго-западу от нынешней каменной церкви. Урочище, где стояла деревянная церковь, получило название Старый Спас, хотя уже в конце XIX столетия даже следов прежнего храма там не оставалось. Сохранившийся каменный храм был возведен на средства стольника Ивана Давыдовича Щепотьева в конце XVII столетия. Здание было построено еще в 1698 году, но его внутренняя отделка, вероятно, затянулась на долгие годы. Из записи на храмозданном кресте, который хранился в ризнице до революции, следует, что церковь была освящена в 1710 году.

Преображенская церковь была холодной и имела один престол. В 1858 году по желанию церковного старосты штабс-капитана Венедикта Ивановича Ериновского в Спасском храме был устроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Вокруг храма была построена каменная ограда с деревянными решетками, а придел был оборудован печами для проведения служб в зимнее время. Посвящение придела святителю Митрофану является очень редким для Подмосковья. Единственная церковь, основной престол которой посвящен этому святому, находится в Покровском монастыре в Хотьково. Святой Митрофан скончался в 1703 году, то есть в период, когда возводился каменный храм в Спас-Журавне (с 1698 по 1710 годы).

Потомки храмоздателя Ивана Щепотьева продолжали заботиться о благолепии Спасской церкви. В 1827 году подпоручик Нил Васильевич Щепотьев заменил тес на крыше и куполе церкви на железо. Вероятно, у церкви находился семейный некрополь дворян Щепотьевых. Даже сегодня можно обнаружить красивый надгробный памятник, украшенный фигурами двух ангелов. Надпись на нем указывает, что здесь был погребен поручик Василий Васильевич Щепотьев, скончавшийся в 1813 году. Вероятно, это был отец упоминавшегося Нила Васильевича Щепотьева.

Спас-Журавна какое-то время относилась к владениям помещика Матвея Михайловича Сонцова и его супруги Елизаветы Львовны, урожденной Пушкиной – родной тетки Александра Сергеевича Пушкина. Усадьба четы Сонцовых находилась в восьми километрах южнее Спасской церкви на правой стороне реки Журавны в сельце Коровино. В книге "Край Серебряно-Прудский" приводилась легенда, пересказанная старожилами, будто и Александр Пушкин в юности вместе с отцом бывал в этих местах у родственников Сонцовых.

Л. Н. Павлищев - племянник А. С. Пушкина, опубликовал в 1880-х годах любопытные воспоминания о родственниках поэта Сонцовых. У Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, было четверо братьев и две сестры. Одна из сестер Анна скончалась в девичестве. Другая Елизавета вышла замуж за камергера Матвея Михайловича Сонцова, который владел землями в окрестностях города Зарайска. Павлищев называл Матвея Михайловича задушевным другом отца А. С. Пушкина. По семейному преданию мужчины подружились после следующей шутки Сонцова:

Вот, милый друг Пушкин, ты говоришь, что фамилия Пушкиных древнее фамилии моей – Сонцовых; быть может, по геральдике, а не по существу: сон был известен вселенной, когда ей о пушке еще и не снилось.

В 1824 году Александр Сергеевич Пушкин написал едкий стих "Элегия на кончину тетушки" (Анны Львовны Пушкиной), в котором сыронизировал над четой Сонцовых:

Тебя Матвей Михайлович кровный всегда встречал среди двора, тебя Елизавета Львовна ценила больше серебра…

Поэт высмеивал особенную любовь тетки к серебряным самоварам.

Сонцов служил переводчиком в Коллегии иностранных дел, был членом мастерской Оружейной палаты и чиновником особых поручений при министре юстиции. По свидетельству И.А. Арсеньева "толстый, постоянно пыхтевший и вечно всем недовольный Сонцов отличался чванством и напыщенностью". По ироничному замечанию князя П.А. Вяземского Сонцов был не только "сановит, но и слоновит". М. М. Сонцов и сам оставил след в литературе: он перевел с французского сочинение "Кавдидамантор, или греческий путешественник. Повесть, содержащая в себе редкие и любопытные приключения".

При незначительных размерах здания архитектура его монументальна

Так описывалась Спасская церковь в Журавне в справочнике "Памятники архитектуры Московской области". Ранние художественные формы петровского барокко в XIX веке были переработаны в стиле классицизма, однако и в таком виде старейшая сельская церковь Зарайского района представляет большую ценность.

-6

Однако Журавна, несмотря на свое благозвучное название, в прошлом слыло пристанищем мошенников и конокрадов. По крайней мере, так о нем говорили мужички в повести Д. В. Григоровича "Антон Горемыка" (писатель много лет прожил в Каширском уезде):

Послушай, брат Антон, ступай помимо всех в Спас-на-Журавли, отсель всего верст двадцать станет... я знаю, там спокон века водятся мошенники... там нагдысь еще накрыли коноводов... ступай туда...