Найти в Дзене

Часть 4. Как отправиться в своё первое велопутешествие. Способы ночлега и как правильно ставить палатку

Многих новичков в походной теме почему то будоражит больше всего именно этот вопрос - а как я буду ночевать один в палатке? А именно в одиночку, чаще всего и отправляются в велопоход или велопутешествие чудоковатые люди, выбравшие этот сомнительный на первый взгляд, вид транспорта. В случае пешего похода намного проще найти адекватного компаньона или дружную компанию. Лучше бы спросили себя - а что я буду делать, если произойдет та или иная поломка у велосипеда? Например, что делать с поломанными спицами, которые привели к восьмерке таких неимоверных размеров, что колесо не крутится совсем? Перья рамы не дают. Правда весело? А мне вот в 20 км от Иркутска, когда такое произошло было не очень.... Но не будем о грустном. Где то в глуши, вдалеке от населенных пунктов, где не водятся тигры, медведи, крокодилы (да, да, и крокодилы в России тоже могут быть - слышал я историю от очевидцев как при шторме на Черноморском побережье их и др. животных смывает в море из цирка) и прочая подобная нечи

Многих новичков в походной теме почему то будоражит больше всего именно этот вопрос - а как я буду ночевать один в палатке? А именно в одиночку, чаще всего и отправляются в велопоход или велопутешествие чудоковатые люди, выбравшие этот сомнительный на первый взгляд, вид транспорта. В случае пешего похода намного проще найти адекватного компаньона или дружную компанию. Лучше бы спросили себя - а что я буду делать, если произойдет та или иная поломка у велосипеда? Например, что делать с поломанными спицами, которые привели к восьмерке таких неимоверных размеров, что колесо не крутится совсем? Перья рамы не дают. Правда весело? А мне вот в 20 км от Иркутска, когда такое произошло было не очень.... Но не будем о грустном.

Где то в глуши, вдалеке от населенных пунктов, где не водятся тигры, медведи, крокодилы (да, да, и крокодилы в России тоже могут быть - слышал я историю от очевидцев как при шторме на Черноморском побережье их и др. животных смывает в море из цирка) и прочая подобная нечисть, ночевать в палатке, гораздо безопаснее, чем в любой квартире в любом городе. Город, это вообще самая непредсказуемая среда обитания. Случится может всё что угодно. А в лесу, поле, даже в горах, всё доводьно таки предсказуемо - погода, животные.

Гостишек, и так называемых "вписок", мы по старой доброй традиции разумеется касаться не будем. Это слишком неинтересно. Тру путешественники выбирают бесплатные способы ночлега и обязательно на свежем воздухе. Собственно в большой степени, именно ради этого и отправляемся в поход. А в квартирке можно и у себя дома зимой посидеть.

Особый вид искусства, это, например, найти укромное местечко под палатку в крупном городе, где ты оказался в центре, а выезжать за пределы населенного пункта как бы незачем, далеко, неохота, устал, да и ни к чему. Тем более не посмотрел всё что хотел, и в идеале продолжил бы свой путь откуда-то из близлежащих кустов завтра. Тут надо сказать, что к вечеру в город лучше не соваться, а переночевать в спокойном месте не доезжая его, как раз чтобы не суетиться с ночлегом.

У меня такое неоднократно было, но больше всего запомнились ночевки в центре Владивостока, где совсем недалеко от железнодорожного вокзала, нашел такое местечко возле гаражей одного из жилых домов. Это был закуток. С двух сторон гаражи, с третьей небольшая горка насыпь, вверху которой немного в отдалении пешеходная дорожка и далее дорога. И только 4-я сторона была открыта для взора на мою палатку, да и то там стоял еще один гараж. В общем место глухое, поблизости редко кто проходил, только жители рядом стоящего двухэтажного дома иногда выползали на улицу. Так что за всё время меня никто не побеспокол, а провел в этом месте не одну ночь. То экскурсию по городу себе устроил, возвратившись уже в знакомое место, то это место послужило перевалочным пунктом пока разъезжал по разным сторонам Приморья - то в сторону Хасана, то до Находки. А последняя ночевка была как раз перед поездом Владивосток-Москва. В общем прибомжевал в том месте с комфортом.

Ночевка в палатке в центе Владивостока
Ночевка в палатке в центе Владивостока

Разве после таких приключений и азарта с поиском места под палатку захочется в хостел за деньги? Если только к кому-нибудь в гости, за бесплатно. Да и то не захочешь, придется развлекать хозяев, своими историями из походной жизни. А это очень утомительно после дня странствий с груженым велосипедом. В своих дальних путешествиях очень редко у кого-то ночевал, дикая ночевка в палатке не сравниться с комфортными на первый взгляд условиями пребывания у кого то в гостях. В палатке ты хозяин, делай что хочешь, а в гостях всё же нужно соблюдать какие то меры приличия.

Пару раз не мог отказать людям, которые предлагали ночлег и в качестве исключения приходилось ехать к ним домой. А один раз замерз как собака и согласился переночевать на коврах в торговом центре, а на следующей день в городском клубе. На Колыме это было. Так что, Дорогие читатели - одевайтесь теплее и берите по возможности как можно больше теплых вещей, отправляясь в столь суровые края!

Ну, про ночевки в палатках наверно не стоит долго разглагольствовать. Тут должно быть понятно. Главное правило - останавливаться подальше от населенных пунктов. Хотя, кому понятно, а кому нет. Придется немного пояснить за эту тему.

Вот, вы закупились едой в населёнке и двигаете по направлению к своей цели. Лучше всего останавливаться на ночлег засветло. Так можно подыскать удобное место, а не нырять в кусты наугад в потёмках.

Если идёт дождь или собирается пойти, бывает очень удобно разбить лагерь под мостом, чтоб не сидеть в палатке и чтоб по утру она была уже сухой. Если не хочется слышать грохот машин, то можно съехать с оживленной трассы на второстепенную дорогу и проехать несколько сот метров, а может и километр - два, и уже где-то там разместиться. Но, помните, что грунтовая дорога после дождя может стать неприятностью, ввиду того, что на следующий день после ночевки будете наматывать тонны земли на колеса. Поэтому по возможности выбирайте асфальтированные съезды с основной дороги. Но, порой и самой глиняно дрислявой тропинке будешь рад.

Под мостом в Приморском крае. Попал в сезон дождей, поэтому только под мостами и останавливался
Под мостом в Приморском крае. Попал в сезон дождей, поэтому только под мостами и останавливался

Помните, что ветер как приносит звуки, так и уносит. Так что разумно выбрать ту сторону дороги, где ветер будет дуть с дороги не в вашем направлении, а в другом. Хотя, если вы хорошенько упоритесь, в плане физичнской нагрузки, намотав громадное количество километров, то вам на этот шум будет как слону дробина. Лично, я из этого принципа никогда не исхожу. Пусть шумят, зато медведей отпугивают.

Если у вас недорогая палатка, то на открытой местности лучше не вставать. При сильном ветре её конечно вместе с вами и вашим хламом не унесёт, но дуги сломать может. А в добавке в виде сильного дождя - так и будете сидеть, подняв руки вверх, держа всю эту неуклюжую конструкцию, чтоб свои вещички не замочить. Поэтому, либо покупайте дорогущую палатку с крепчайшими дугами и материалом тента, чтоб вставать в самых красивых местах, да и вообще где захотите. Либо покупайте дешман под лозунгом - дешево и сердито. Но тогда, старайтесь вставать в таких местах, где сильный ветер не принесет вам ущерба. На память приходит несколько таких вариантов:

- где то в ложбине, овражке (пару раз ставил палатку в месте вырванного с корнями дерева)

- в густом лесу (деревья преграждают порывы ветра, главное чтоб никакое дерево не упало на вас, надо смотреть, нет ли поблизости сухостоя)

- некоторые ставят на закрытых остановках (я бы это делал в крайнем случае, о ночлеге на остановке можно отдельно поговорить)

В общем, надо находить естественные укрытия, созданные самой природой.

Когда стоит жара или просто не хотите, чтобы солнце разбудило раньше времени, то ставьте палатку так, чтобы на неё падала тень от деревьев или чего то другого. Солнце встает на востоке, садится на западе, из этой информации нужно и исходить, включив логику. Соответственно, если наоборот холодно и влажно, то стоит палатку поставить наоборот - чтоб солнце с самого утра прогревало тент палатки.

Не стоит ставить палатку прям на берегу горных рек. Пойдет дождь выше по течению, вода в реке поднимется и проснётесь вы уже на волнах, судорожно растягивая молнию своего замоченного спальника. Один раз случилась со мной такая коллизия.

Поплыл в палатке. Горная река на Колымском тракте.
Поплыл в палатке. Горная река на Колымском тракте.

Некоторые чудики, с целью облегчить общий вес своего снаряжения, выбирают заместо палатки - гамак. Общий вес Вы конечно снизите, но потеряете в комфорте. Я вот не представляю, что должно со мной произойти, чтобы я в гамаке ночевал. Это тупо неудобно. А куда вещички все свои ложить? А если дождь на целый день зарядит, лежать всё время в этом гамаке? В палатке хотя бы сесть можно, пищу приготовить. Я даже пробовать не хочу гамак. На твердой ровной поверхности гораздо лучше. Хотя в ПВД, в хорошую теплую погоду, можно ради эксперимента гамак взять. Гамаками пусть бреветчики балуются, а велопоходники могут и на земле без палатки поспать.

Ночевка без палатки в Сибири. Лень было ставить.
Ночевка без палатки в Сибири. Лень было ставить.

Кстати, иногда так не хочется ставить палатку, особенно когда приезжаешь на место замученным и сонным. Тогда кидаешь пенку, накрываешься спальником и спишь, комаров и муравьев не замечая. Но, всё же палатку лучше ставить всегда. Времени занимает не так уж много, зато если пойдет дождь, не надо в темноте, сонным, с ужасом в похыхах её ставить, если всё-таки дождь пойдет. А прогнозам погоды верить, как всем известно - нельзя. Нужно рассчитывать в этом вопросе только на свою чуйку. Недаром говорят - "щаз ливень будет, *опой чую"

Некоторые велопоходники с целью экономии времени на разбивку лагеря в лесу, любят ночевать на скамейках остановок. Растелят пенку, поставят рядом велосипед, заберутся в спальник и думают самые умные. А что? Крыша над головой есть, лечь где есть, и даже если остановка нормальная, то и стены есть, которые от ветра защищают. Я тоже пару раз так ночевал, и не особо мне это понравилось. В принципе удобно, но обязательно кто то побеспокоит. Среди ночи авто остановится, выйдет компания покурить, автобус или большегруз какой коптящий остановится и будет долго тарахтеть над ухом. Или вообще пьяные обезьяны будут туда сюда ходить, еще и мелочи попросят.

Один раз на остановке ночевал прям перед самым Владивостоком, когда с Москвы ехал. Дотянул до темноты, всё не было подходящего места и спать хотелось, вот и решил остановкой воспользоваться. В итоге спал урывками. То одни остановятся покурить, то другие по телефону поболтать, хотя машин мало было на дороге. А в другой раз, на остановку занесло по причине тайфуна, всё в том же Приморье, во Врангеле. Ветер дул со всех сторон и тут подвернулась остановка с магазом, закрытая с трех сторон. Грех было ей не воспользоваться. В такую дождливую, ветренную погоду это было прямо таки спасением. Но поспать хорошенько не удалось. То один придет, то другой, то пьяная компания где то недалеко заборогозит. Так, что мотайте на ус, дорогие читатели - рассматривайте остановки в качестве ночлега только в крайнем случае. Тем более, как правило, они все зассаные и засратые.

Ночевка на остановке перед Владивостоком
Ночевка на остановке перед Владивостоком
Вид с той самой остановки во Врангеле, закрытой с 3-х сторон. Остановка спасла от непогоды.
Вид с той самой остановки во Врангеле, закрытой с 3-х сторон. Остановка спасла от непогоды.

А в предверии тайфуна, когда дует сильный ветер можно даже и на открытой местности переночевать, главное палатку по периметру увесистыми камнями обложить, чтобы её в море нахрен не унесло!

В предверии тайфуна дул сильный ветер. Обложил палатку крупными камнями.
В предверии тайфуна дул сильный ветер. Обложил палатку крупными камнями.

Ночевки на остановках это еще что, есть более упоротые варианты ночлега. Некоторые индивидуумы ложаться прям возле дороги, фактически на обочине, за отбойником, прислоняя к нему велосипед. То ли ради экономии времени, то ли с целью самоистезания я не знаю. Но крайне не рекомендую такой способ. Рассмотрел бы его только в горной местности, где вариантов других не остается.

Читайте и другие статьи этого Аффтара на эту тему:

Минусы велопутешествия

Часть 1. Как отправиться в своё первое велопутешествие. Выбор велосипеда

Часть 2. Как отправиться в своё первое велопутешествие. Физическая и ментальная подготовка

Часть 3. Снаряга для велопоходов и велопутешествий

🚴‍♂️ Какой велосипед для велопутеществия, велопохода лучше выбрать с точки зрения трансмиссии

😤 Почему не стоит покупать дорогую палатку

🎃 Что выбрать для велопохода, велопутешествия. Байкпакинг или багажник с баулом.

#путешествия, #велосипед, #велопутешествие, #велопоход, #палатка