Найти в Дзене
Норникель

7 металлов, незаменимых для зеленой энергетики

Оглавление

Зеленые технологии, например солнечные и ветряные электростанции, электромобили, сильно отличаются от тех, что работают на традиционных углеводородных ресурсах. Главное отличие — для их работы нужно больше металлов, чем для аналогов на основе ископаемого топлива. Скажем, для стандартного электроавтомобиля металлов нужно в шесть раз больше, чем для обычного, а для ветряной электростанции — в девять раз больше, чем для газовой.

Металлы, которые применяются в системах возобновляемой энергии, считаются критически важными. Есть риск, что количество добываемых в мире металлов не сможет удовлетворить растущие потребности. Рассмотрим, какие металлы необходимы для снижения выбросов углекислого газа и где их используют.

Медь

Связка медных катодов на Медном заводе в Норильске
Связка медных катодов на Медном заводе в Норильске

Медь важна, поскольку это идеальный проводник тепла и электричества. Плюс у этого металла стопроцентная степень переработки, то есть его можно многократно использовать без потери качества.

В основном медь нужна в солнечных и ветряных электростанциях, системах хранения энергии и производстве электромобилей. Например, для средней ветряной турбины мощностью 3 МВт требуется 9 000 тонн меди, что равно весу наполненного людьми автобуса. Такая турбина может обеспечивать энергией около 1 000 домов на одну семью.

Лучше всего медь подходит для производства кабелей и труб. Медные проводники есть в основных электрических компонентах практически всех систем возобновляемой энергии: в турбинах, генераторах, трансформаторах, инверторах и других. Кроме того, медь — ключевая часть сетей, передающих электроэнергию от электростанций к домам.

Эксперты McKinsey & Company полагают, что переход на возобновляемую электроэнергию к 2031 году увеличит годовой мировой спрос на медь с примерно 25 млн тонн до 36,6 млн тонн. При этом прогнозируемый объем поставок — около 30,1 млн тонн, то есть ожидаемый дефицит — 6,5 млн тонн.

Никель

Никель резаный Plating Grade 100×100
Никель резаный Plating Grade 100×100

Никель необходим для производства батарей, в том числе для электромобилей, поскольку никельсодержащие аккумуляторы могут хранить большое количество энергии.

Также он есть в установках для выработки геотермальной, солнечной, ветровой и гидроэнергии, в ядерных электростанциях. Там в основном используют никельсодержащие нержавеющие стали: они повышают стойкость механизмов к коррозии, увеличивают срок их службы и снижают затраты на техническое обслуживание.

Как и медь, никель — на 100% перерабатываемый материал, который можно использовать вторично, не загрязняя окружающую среду. К 2040 году спрос на него в сфере зеленой энергетики вырастет в 89 раз — такой прогноз дает Международное энергетическое агентство.

Литий

Литий-ионный аккумулятор
Литий-ионный аккумулятор

Литий — важнейший компонент литий-ионных аккумуляторов, которые из-за их эффективности и энергоемкости необходим буквально везде: от смартфонов до электромобилей. В возобновляемой энергетике они используются в том числе из-за большого количества циклов заряда-разряда. То есть литий-ионные аккумуляторы могут заряжаться до полной емкости и разряжаться тысячи раз, не теряя эффективности. Это позволяет солнечным, ветровым или гидростанциям многократно накапливать большое количество энергии, а потом высвобождать ее в нужный момент.

К 2050 году годовой спрос на литий, по прогнозам Международного энергетического агентства, увеличится более чем в 10 раз, в основном в секторе автомобилестроения: для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания требуется 4 г лития, тогда как для электромобиля его нужно почти 7 кг.

Хром

Связки катаного листа нержавеющей стали
Связки катаного листа нержавеющей стали
Связки катаного листа нержавеющей стали
Связки катаного листа нержавеющей стали
Связки катаного листа нержавеющей стали Связки катаного листа нержавеющей стали Связки катаного листа нержавеющей стали Связки катаного листа нержавеющей стали

Хром в основном используется для производства нержавеющей стали, чтобы повысить ее твердость. В солнечных электростанциях он входит в состав покрытий коллекторов, где помогает эффективно преобразовывать солнечную энергию в тепловую. Спрос на хром вряд ли будет сильно расти, но он относится к стратегическим элементам, поскольку пока его нельзя ничем заменить при производстве нержавеющей стали или суперсплавов.

Возможно, хром однажды заменит в экранах смартфонов и солнечных батареях такие редкие и дорогие металлы, как осмий и рутений. Он дешевле, а также в 20 000 раз чаще встречается в земной коре.

Цинк

Солнечная электростанция
Солнечная электростанция

Его основное применение — гальванизация, то есть его используют для покрытия стали и других сплавов, чтобы защитить их от коррозии. Например, цинковые покрытия продлевают срок службы мостов, железнодорожных путей, опорных конструкций и многого другого. В этих же целях его применяют при строительстве солнечных панелей и ветряных турбин: они подвержены воздействию стихии.

Каждому электромобилю требуется около 6 кг цинка; для парка солнечных панелей, которые обеспечивают электроэнергией 110 тыс. домов, его нужно около 240 тонн, а для морской ветряной турбины — в среднем 4 тонны. Мировой рынок этого металла оценивался в 18,4 млн тонн в 2023 году, к 2030 году он достигнет 21,7 млн ​​тонн.

Молибден

Подзарядка электромобиля
Подзарядка электромобиля

Молибден входит в состав стальных сплавов и повышает их прочность, твердость, электропроводность и устойчивость к коррозии и износу. В технологиях зеленой энергетики этот металл нужен для разработки устройств хранения энергии следующего поколения, таких как суперконденсаторы — это источники энергии, которые отличаются от аккумуляторов тем, что выдают ее не постоянно, а короткими, но мощными импульсами. Самый большой потенциал для их применения — в гибридном транспорте. Также молибден необходим для строительства и работы ветряных турбин и солнечных панелей.

К 2050 году, по данным Statista, около 47% молибдена, используемого в мировой энергетической промышленности, будут потреблять ветровые установки.

Кобальт

-7

Этот серебристо-серый металл — еще один важный компонент литий-ионных аккумуляторов. Он предотвращает их перегрев, тем самым снижая риск возгораний, и повышает их эффективность, позволяя реже заряжать. В одном электромобиле может быть от 6 до 22 кг кобальта. Теоретически этот металл можно заменить другими, однако тогда производительность аккумуляторов будет значительно ниже, а размер может стать больше.

Согласно отчету Всемирного экономического форума, ожидается, что к 2030 году мировой спрос на кобальт вырастет в четыре раза — во многом благодаря распространению электромобилей.