Термостат – это важный элемент системы охлаждения двигателя автомобиля, который регулирует поток охлаждающей жидкости между радиатором и двигателем. Если он выходит из строя, это может привести к перегреву двигателя или его недостаточному прогреву.
Принцип работы термостата
Для начала давайте разберем, как термостат влияет на работу системы охлаждения.
- Холодный двигатель: Когда двигатель холодный, термостат закрыт. Это означает, что охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор. Малый круг включает в себя рубашку охлаждения блока цилиндров, головку блока цилиндров и водяной насос. Такая циркуляция позволяет двигателю быстрее прогреться до рабочей температуры.
- Нагревание двигателя: По мере того как температура охлаждающей жидкости повышается, восковой шарик внутри термостата начинает плавиться и расширяться. При достижении определённого порога (обычно около 80–90°C) расширение воска преодолевает сопротивление пружины, и клапан открывается.
- Горячий двигатель: После открытия термостата охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включая радиатор. Радиатор охлаждает жидкость за счёт обдува воздухом, проходящим через его рёбра. Охлаждённая жидкость возвращается обратно к двигателю, поддерживая его температуру в оптимальном диапазоне.
- Регулирование температуры: Термостат постоянно контролирует температуру охлаждающей жидкости. Если она становится слишком горячей, клапан открывается шире для увеличения потока через радиатор. Если же температура падает ниже установленного предела, клапан частично закрывается, уменьшая поток через радиатор и направляя больше жидкости по малому кругу.
Причины неисправностей термостата
К сожалению термостат не может работать вечно. Чем дольше он используется и чем экстремальнее условия эксплуатации автомобиля, тем больше вероятность возникновения проблем.
Выделим основные причины возникновения неисправностей термостата, избегая которых, вы можете продлить ресурс запчасти:
- Естественный износ. Как любой механический элемент, термостат со временем подвергается износу. Материалы, из которых он изготовлен, стареют, теряют свои свойства, что может привести к поломкам.
- Загрязнение системы охлаждения. Накопление осадка, ржавчины или других загрязнений в системе охлаждения может затруднить нормальное функционирование термостата. Отложения могут мешать правильному открытию и закрытию клапана.
- Механические повреждения. Физическое воздействие, удары или вибрации могут повредить термостат, нарушить его герметичность или вызвать трещины в корпусе.
- Перепады температуры. Частые резкие изменения температуры окружающей среды или экстремальные условия эксплуатации (например, длительная работа двигателя на высоких оборотах) могут ускорить износ термостата.
- Низкое качество изготовления. Использование некачественных материалов или ошибки в производстве могут привести к тому, что термостат выйдет из строя раньше положенного срока.
- Неправильное обслуживание. Неправильная установка термостата, использование неподходящего типа охлаждающей жидкости или несоблюдение рекомендаций по обслуживанию системы охлаждения также могут стать причиной выхода термостата из строя.
- Электроника (для электронных термостатов). В современных автомобилях термостаты могут управляться электроникой. Неисправности в электрической цепи или датчиках могут привести к неправильной работе термостата.
Проблемы в работе термостата
Проблемы с термостатом могут привести к серьёзным последствиям для работы двигателя автомобиля. Вот несколько наиболее распространённых проблем:
Заклинивание термостата в открытом положении
Если термостат заклинит в полностью открытом состоянии, то охлаждающая жидкость будет всегда циркулировать по большому кругу, даже когда двигатель ещё не прогрелся. В результате мотор будет долго прогреваться, особенно в холодное время года, а также может работать на пониженной температуре, что приведёт к снижению эффективности сгорания топлива и увеличению износа деталей.
Заклинивание термостата в закрытом положении
Более опасная ситуация возникает, когда термостат застряет в закрытом положении. В этом случае охлаждающая жидкость не сможет циркулировать через радиатор, что приводит к перегреву двигателя. Перегрев может вызвать деформацию головки блока цилиндров, пробои прокладки ГБЦ, повреждение поршней и других компонентов двигателя. В худшем случае возможен полный выход двигателя из строя.
Неправильная работа термостата (неполное открытие/закрытие)
Иногда термостат может открываться лишь частично или не закрываться полностью. Это приводит к нестабильной работе системы охлаждения: двигатель может периодически перегреваться или, наоборот, не достигать оптимальной рабочей температуры. Такие колебания температуры негативно сказываются на долговечности двигателя и его производительности.
Утечка охлаждающей жидкости через термостат
Со временем корпус термостата или его уплотнения могут изнашиваться, что вызывает утечки охлаждающей жидкости. Это может привести к недостатку антифриза в системе и, соответственно, к перегреву двигателя. Утечку часто сопровождают пятна охлаждающей жидкости под автомобилем или запах антифриза в салоне.
Неисправность датчика температуры
Некоторые современные автомобили оснащены электронными термостатами, управляемыми датчиками температуры. Поломка этих датчиков может привести к неправильной работе термостата, так как система будет получать неверную информацию о температуре охлаждающей жидкости.
Засорение термостата
Накопление отложений, ржавчины или грязи в системе охлаждения может засорить термостат, препятствуя его нормальной работе. Засоры могут вызывать как неполное открытие, так и заклинивание термостата.
Признаки неисправностей термостата
Перечисленные проблемы сопровождаются определенными симптомами, по которым можно заподозрить неисправность термостата:
1. Перегрев двигателя:
Если термостат заклинивает в закрытом положении (не открывается), то охлаждающая жидкость не будет циркулировать через радиатор. Это приводит к быстрому повышению температуры двигателя.
2. Длительный прогрев двигателя:
В случае если термостат заклинит в открытом положении (или частично открытом), охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу (через радиатор). Двигатель долго не достигает рабочей температуры, что негативно сказывается на работе систем смазки и топливной экономичности.
3. Колебания температуры двигателя:
При частичном открытии или закрытии термостата температура двигателя может нестабильно колебаться. Например, двигатель может быстро нагреваться до высокой температуры, а затем резко остывать.
4. Не работает вентилятор радиатора:
Иногда неисправный термостат может препятствовать нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, что приводит к неправильным показаниям датчика температуры. Из-за этого система управления двигателем может не включать вентилятор радиатора вовремя, даже при повышении температуры.
5. Показания датчика температуры отличаются от реальных:
Датчик температуры может показывать нормальную температуру, хотя двигатель уже перегрет. Это связано с тем, что датчик измеряет температуру антифриза, но сам двигатель остается горячим из-за недостаточного охлаждения.
6. Постоянная работа двигателя на низких оборотах:
Когда двигатель недостаточно прогрет, блок управления может поддерживать низкие обороты для предотвращения износа деталей. Это также может быть признаком проблем с термостатом.
7. Повышенный расход топлива:
Холодный двигатель потребляет больше топлива, так как топливо сгорает менее эффективно. Неисправность термостата может приводить к тому, что двигатель дольше работает в холодном режиме, увеличивая потребление горючего.
8. Проблемы с отопителем салона:
Если термостат не позволяет двигателю достичь оптимальной температуры, то салон автомобиля тоже будет плохо прогреваться зимой, поскольку система отопления использует тепло от двигателя.
9. Падение уровня охлаждающей жидкости и запах антифриза в салоне:
Может указывать на утечку охлаждающей жидкости через неисправный термостат или его уплотнения.
***
Если вы заметили несколько из этих признаков одновременно, стоит проверить состояние термостата. Замена термостата обычно несложна и относительно недорога, особенно по сравнению с возможными последствиями эксплуатации автомобиля с неисправной системой охлаждения.
Избежать проблем с системой охлаждения может помочь выбор качественного антифриза.
Если возникли проблемы с охлаждающей системой автомобиля, рекомендуем почитать также про неисправности помпы.