«За что вы убили меня в самом центре Донецка?» - громко спрашиваю я у всего мира, от твоего лица. Я – твоя тёзка. Та, которую родители тоже назвали Люда, Людочка, Людмила. Та, которая не проживала в ДНР, а проживает в ЛНР. В те минуты, когда показали первые кадры из центра Донецка, а вернее то, что осталось после прилёта туда «Точки – У», моё сердце забилось так быстро и так громко, что я, невольно оцепенела у экрана.
«Люда, Люда, Люда….» - плакал взрослый мужчина, внешне похожий на моего отца, над ещё тёплым трупом у его ног. Слёзы потекли и из моих глаз непрерывными струйками, как дождь по стеклу. За восемь лет войны на Донбассе, мы научились плакать тихо, без истерик, чтобы не напугать находящихся рядом детей и стариков. Ведь все эти годы мы свято верили, что всё будет хорошо, и что хуже уже не будет. Мы спорили с теми, кто говорил, вразрез нашему мнению, что без войны ничем наша ситуация на Донбассе не сможет закончиться, никогда.
Иногда в жизни сложнее всего принимать правильное решение, а вот насколько оно правильное, не всегда понятно сразу. Не зря же говорят, что только время покажет. А время и показало, чью-то правоту, или чью-то не правоту, а в скобочках, не забыло написать и цифры. Цифры, которые должны стать доказательством той или иной правоты. Вот и мы с тобой, Люда, стали «цифрами» для наших политиков, которые не стесняясь их озвучивают, только лишь для того, чтобы кому-то и что-то доказать с экрана телевизора.
«Люда, почему ты осталась в своём городе в это страшное время? Почему не уехала ни на Украину, ни в Россию?» - спрашивали все восемь лет у меня, а я спрашиваю сейчас у тебя, у погибшей Люды из Донецка. Зачем спрашиваю?! Я же знаю, я точно знаю, ответы на эти вопросы. Ведь ты, Люда, тоже верила в светлое будущее на нашей земле. Ты тоже, как и я, не верила, что может быть ещё хуже и страшнее того, что мы пережили с тобой в 2014 году. Теперь тебя нет, а я живу. Я не претендую на лавры политиков и политологов мира. Я простая женщина, мечтающая жить в мире и согласии, спрашиваю у вас: «Когда перестанут стрелять друг в друга, и начнут разговаривать друг с другом?»
Ответ дважды повторяется в моём же вопросе: «друг с другом»! Ещё маленькими, родители учили нас мириться и дружить в песочнице, в школе, во дворе. А затем, теми же словами, мы сами объясняли и нашим детям, и нашим внукам, что главное - друг, дружба. Хорошие отцы, всех времён и разных народов, учили и учат своих сыновей, уметь решать любой вопрос словами, а не кулаками. Мальчики, лучше бы вы дрались на кулаках! Мужчины, это же вы, придумали оружие, которое должно заменить вам и слова, и кулаки? А о нас вы тогда думали? О матерях, жёнах и детях? О домах, которые построили ещё ваши прадеды, о мостах и дорогах? Вы в детстве так и не наигрались в «войнушку»?
Я ежедневно смотрю свежие и актуальные видео украинских блогеров, которые доступны в интернете. Я не пишу в комментариях о плохом, я не желаю никому зла, я не призываю к смерти. Я желаю всем людям мира и добра! Переживаю и плачу вместе с вами, жалею и сочувствую вашему сегодняшнему положению и состоянию души и тела. Нет, мы не очерствели за эти восемь лет, и не стали озлобленными и равнодушными. Мы, жители ЛНР и ДНР, лучше всех понимаем то, что испытываете вы и ваши близкие.
Всё что происходит сейчас на украинской земле, это для Донбасса, как «зеркальное» отражение того, через что мы прошли в 2014 году. Это - жуткое «дежавю», в большом масштабе. Тогда мы не уехали, а остались жить в своих домах, и на своей земле. Только у нас тогда было лето, и нам очень хотелось пить, а воду нам перекрыли. Мы ценили каждую каплю и делились ею с животными и сожалели, что не смогли спасти свои грядки от жары и осколков.
А в это же время, в Станице Луганской, через мостик, вояки, в мусорную кучу, ящиками выбрасывали клубнику, свежие огурцы и помидоры. Мы же мечтали о дожде, чтобы помыться в сорокоградусную жару. Одевались на ночь и сразу же укладывались спать в сырые подвалы. Стояли в очередях за хлебом и гуманитарной помощью, иногда попадая при этом под очередную бомбёжку.
Мы ничего не знали, о том, что творится в мире, а мир не знал о нас. Нам на месяцы отключили свет, интернет и связь с родными. И, не забывали, регулярно, по нам стрелять, чтобы военные могли официально получать «боевые» зарплаты. Нет, мы не снимали видосы и не выставляли их в ютьюб для контента. Мы выживали и мечтали о «перемирии» надеясь на бесконечные «Минские переговоры». А Киев, за эти восемь лет, так и не нашёл для нас слов, он сам выбрал худший, но неизбежный вариант.
Часто вижу комментарии типа: «А как на Донбассе 8 лет люди гибли…» Поверьте, это пишем не мы, это пишут те, кто нам сочувствовал. Те, кто нам помогал и до сих пор помогает вернуться к нормальной жизни. Да, без излишеств. Да, без «АТБ», «Сельпо», «Макдональдсов» и «Турагенств» на каждом шагу. Но мы работаем, учимся, растим детей, отстраиваем экономику и город.
Мы все эти годы ждали, когда же «мирным» путём, без стрельбы и запугиваний о «нашем освобождении с зачисткой», Киев отпустит нас в «свободное плаванье». А дальше, мы сами решим, правы мы или не правы. Будем правы – будем гордиться собой, а будем не правы, то скажем – да, мы не правы! И не будет тогда виноватых, а самое страшное – погибших. Но так может быть только тогда, когда люди начнут разговаривать, и не только разговаривать, а и слышать говорящего оппонента.
«Пора расставить все точки над «и»!», - часто произносят политики с высоких трибун. Военное же время вносит свои поправки: «Придёт время, и мы поставим «точки» над «У»!» Весь мир втянут в это безумие, которое происходит на украинской земле. «Дончане» и «луганчане», за все эти годы уже привыкли к тому, что и там мы уже чужие и тут ещё не совсем свои. Всего лишь одна запятая в предложении может решить дальнейший ход всей твоей жизни в этом всемирном хаосе.
«Уезжать нельзя, остаться!»
Опубликовано в газете «ХХI век» март, 2022 г
#очерки#публикации#рассказы#мемуары